АМАЗОНКИ
Амазонки
в греческой мифологии воинственное племя женщин, живших на берегах Меотиды (Азовского моря) или в Малой Азии. Они не вступали в брак, но для сохранения рода рожали от мужчин соседних племен.
АМАЗОНКИ
мифический народ воинственных женщин, живший близ реки Фермодонт в Каппадокии. В своей стране они не терпели мужчин, но для продолжения рода вступали в браки с народом, жившим у подошвы Кавказа. Девочкам, рождавшимся у них, они выжигали правую грудь, чтобы они лучше могли владеть луком (отсюда и их название, означавшее «без груди»). Амазонки предпринимали большие походы. Одним из двенадцати подвигов Геракла было добыть пояс царицы амазонок Ипполиты. Под начальством своей царицы Пентесилеи они пришли на помощь Приаму в Троянской войне; Пентесилея была убита Ахиллом.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
АМАЗОНКИ
в греч. миф. племя женщин-воительниц, происход. от Ареса и Гармонии. Обитают на р. Фермодонт у г. Фемискира (М. Азия) или в р-не предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское м.). В определ. время года А. вступают в браки с чужеземц. (или соседн. племенами) ради продолж. рода, отдавая на воспит. (или убивая) мальчиков и оставляя себе девочек. Вооружены А. луком, боевым топором, легким щитом, сами изготовл. шлемы и одежду. Их имя якобы происх. от назв. обычая выжигать у девочек левую грудь для более удоб. владения оружием. А. поклон. Аресу и Артемиде, проводя время в битвах.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Амазонки
в греч. мифологии женщины-воительницы в М. Азии. А. терпели мужчин исключительно ради продолжения рода. Их иногда неправильно именовали «безгрудые», т. к. они якобы для более удобной стрельбы из лука отнимали себе правую грудь. Против А. выступил Геракл, чтобы отнять волшебный пояс Ипполиты (изображение фрагмента сражения на кубке Клеофрада в Париже). Тесей во время одного из походов похитил их царицу Антиопу (изображение на амфоре Мизона в Лувре). Стремясь отомстить, А. вторглись в Аттику, но потерпели поражение у Афин. В Троянской войне А. выступали на стороне троянцев. В одном из сражений их царица Пентесилея была убита Ахиллом (изображение на кубке Пентесилеи в Мюнхене). Историч. основа мифа об А. — очевидно, противоборство с племенами, стоящими на более низкой ступени матриархата. Из скульптурных изображений А. выделяются «эфесские» А., а также скульптуры раненых А., относящиеся к последней трети 5 в. до н. э., выполн. в конкурсном состязании Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном для украшения храма Артемиды в Эфесе. Из многочисл. дошедших до нас копий можно выделить три типа скульптурных изображений А., относящихся к следующим ваятелям: капитолийский тип (Рим, Капитолийский музей) — Поликлет; маттейский (Рим, Ватикан) — Фидий и скиаррский (Берлин, Государственные музеи) — Кресилай. Изображение А. часто воспроизводилось в послеантичном искусстве, особенно в стиле барокко.
Источник: Словарь античности. 1989
АМАЗОНКИ
• Amazones,
????????, мифический воинственный народ женщин, живший главным образом на реке Фермодонте в Каппадокии в городе Фемискире. Оттуда они будто бы пришли в Скифию на берега Меотидского озера и к реке Танаису (Hdt. 4, 110-117). По другому сказанию, они от Меотидского озера переселились на Фермодонт. В своей земле они не терпели присутствия мужчин; но для продолжения своего племени вступали в сношения со своими соседями, гаргареями, жившими у подошвы Кавказа. Мальчиков они или убивали, или отсылали к отцам, а девочек воспитывали, обучая военному искусству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжигали им правую грудь, потому что она мешала в битве; этим позднейшее сказание объясняет название амазонок (?? и ?????). А. делали далекие военные походы, из Скифии до Фракии, от Фермодонта до Сирии и передних стран Малой Азии. Когда они напали в Ликии на царя Иобата, Беллерофонт уничтожил их войско (Il. 6, 186). Во Фригии против них сражался в молодости Приам (Il. 3, 189), позднее же они явились к нему на помощь против греков, с которыми не раз сражались. Говорят, будто они доходили даже до Афин, воюя с Тесеем, который ранее сражался с ними на Фермодонте и увел царицу их Антиону (или Гипполиту). Некоторые исследователи считают А. за чисто мифический народ, другие же предполагают, что сказания об А. и их распространении имели историческую основу в существовании у многих древних народов господства женщин и женской аристократии, т. е. такого взгляда, по которому родовитость передается через матерей, а не через отцов. Где существовали подобные условия, напр. у народов, живших в Скифии до Фермодонта, в Ликии и др. странах, там, по преданию, жили А. или туда предпринимали свои походы. Затем, так как они поклонялись главным образом Арею и Артемиде Таврополе, то им приписывалось и основание тех городов в Малой Азии, в которых существовало служение Артемиде, напр. Эфеса; на том же основании некоторые исследователи считают А. храмовыми служительницами Артемиды и жрицами богини луны. Сказания о войнах А. с греками, особенно с Гераклом и Фесеем, в преданиях о которых выразилась идея распространения греческой культуры, кажется, имеют своим основанием враждебные столкновения греческих колоний у Понта Эвксинского с варварскими народностями. Пластическое искусство часто изображало А. (статуи Фидия, Поликлейта, Кресила) в виде сильных воительниц, большей частью на коне, вооруженных секирой, копьем, щитом в форме полумесяца, луком и колчаном, с поясом, защищающим бедра, и мечом на привязи, надетой через плечо.
????????, мифический воинственный народ женщин, живший главным образом на реке Фермодонте в Каппадокии в городе Фемискире. Оттуда они будто бы пришли в Скифию на берега Меотидского озера и к реке Танаису (Hdt. 4, 110-117). По другому сказанию, они от Меотидского озера переселились на Фермодонт. В своей земле они не терпели присутствия мужчин; но для продолжения своего племени вступали в сношения со своими соседями, гаргареями, жившими у подошвы Кавказа. Мальчиков они или убивали, или отсылали к отцам, а девочек воспитывали, обучая военному искусству (Strab. 11, 503 слл.). Они выжигали им правую грудь, потому что она мешала в битве; этим позднейшее сказание объясняет название амазонок (?? и ?????). А. делали далекие военные походы, из Скифии до Фракии, от Фермодонта до Сирии и передних стран Малой Азии. Когда они напали в Ликии на царя Иобата, Беллерофонт уничтожил их войско (Il. 6, 186). Во Фригии против них сражался в молодости Приам (Il. 3, 189), позднее же они явились к нему на помощь против греков, с которыми не раз сражались. Говорят, будто они доходили даже до Афин, воюя с Тесеем, который ранее сражался с ними на Фермодонте и увел царицу их Антиону (или Гипполиту). Некоторые исследователи считают А. за чисто мифический народ, другие же предполагают, что сказания об А. и их распространении имели историческую основу в существовании у многих древних народов господства женщин и женской аристократии, т. е. такого взгляда, по которому родовитость передается через матерей, а не через отцов. Где существовали подобные условия, напр. у народов, живших в Скифии до Фермодонта, в Ликии и др. странах, там, по преданию, жили А. или туда предпринимали свои походы. Затем, так как они поклонялись главным образом Арею и Артемиде Таврополе, то им приписывалось и основание тех городов в Малой Азии, в которых существовало служение Артемиде, напр. Эфеса; на том же основании некоторые исследователи считают А. храмовыми служительницами Артемиды и жрицами богини луны. Сказания о войнах А. с греками, особенно с Гераклом и Фесеем, в преданиях о которых выразилась идея распространения греческой культуры, кажется, имеют своим основанием враждебные столкновения греческих колоний у Понта Эвксинского с варварскими народностями. Пластическое искусство часто изображало А. (статуи Фидия, Поликлейта, Кресила) в виде сильных воительниц, большей частью на коне, вооруженных секирой, копьем, щитом в форме полумесяца, луком и колчаном, с поясом, защищающим бедра, и мечом на привязи, надетой через плечо.
Амазонки
от греч. a - нет, mazos - грудь)
в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовское море) или же по берегам р. Термодонт в Малой Азии. По легендам, для удобства стрельбы из лука амазонки выжигали девочкам правую грудь. Желая сохранить свой род а. вступали в брак с мужчинами соседних племен. Если у них рождались мальчики, их возвращали отцам или убивали (или калечили, чтобы сделать непригодными для войны), а девочек воспитывали и обучали военному делу. Таким образом, вся община а. состояла из одних женщин. С ними воевали такие герои, как Беллерофонт, Тесей и Геракл. От последнего а. потерпели крупное поражение. А. принимали участие в Троянской войне, помогая троянцам.
Согласно Иордану, историку IV в. н.э. (О происхождении и деяниях гетов. 49-52, 56-57), после смерти готского короля Танаузиса, когда войско при его преемниках совершало походы в другие страны, а соседние племена пытались захватить готских женщин, те, избрав предводительницами двух храбрейших женщин Лампето и Марпесию, вооружились и дали отпор соседям. После этого Лампето осталась охранять свои владения, а Марпесия повела свое войско в Азию, покорила различные племена, с другими заключила мир и таким образом дошла до Кавказа. «Они, - продолжает Иордан, - с одинаковым успехом покорили Армению, Сирию и Киликию, Галатию, Писидию и все области Азии. Обратившись затем в сторону Ионии с Эолией, сделали их подчиненными себе по договору провинциями. Долгое время господствуя там, они назвали своими именами и города, и укрепления. А в Эфесе, расточив большие богатства, они воздвигли храм дивной красоты в честь Дианы по причине рвения своего к стрельбе и охоте, каковым искусствам они предавались. Таким вот образом женщины родом из Скифии овладели царствами Азии, которые и держали почти сто лет; наконец возвратились они к своим подругам в Марнейские скалы, о которых мы упоминали выше, т.е. в горы Кавказа».
Сегодня а. называют наездниц, а также женскую одежду для верховой езды. Название реке Амазонке в Южной Америке дали европейцы, которые встретили на ее берегах воинственных женщин.
Косвен М.О. Амазонки: История легенды // Сов. этнография. 1947. № 2-3.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Племя мифических женщин-воительниц в Малой Азии, происходящее от Ареса и Гармонии. Их имя означает искаженное "безгрудые" - имея в виду обычай выжигания у девочек правой груди для более удобной стрельбы из лука. В определенное время года они вступали с мужчинами в брачные отношения ради продолжения рода, но оставляли себе только девочек. В греческой мифологии против дев-воительниц сражались Беллерофонт, Геракл, Тесей; последний увез из захваченного города амазонок их царицу Антиопу. Существовало предание, что самая тяжелая битва Александра Македонского была именно с амазонками; согласно другой версии, царица воительниц присоединила свое боеспособное племя к армии Александра. В Троянской войне амазонки сражались против греков; только Ахилл смог победить богатыршу Пенфесилею, после чего скорбел, пораженный ее красотой. Античное искусство оставило нам богатую коллекцию древних феминисток: от сцен амазономахии (борьба греков против воительниц) на рельефах саркофагов, святилищ, храмов до скульптурных римских копий с работ Фидия, Поликлета, Кресилая.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в древнегреческой мифологии воинственные женщины, жившие по берегам Меотиды (Азовское море) или же по берегам р. Термодонт в Малой Азии. По легендам, для удобства стрельбы из лука амазонки выжигали девочкам правую грудь. Желая сохранить свой род а. вступали в брак с мужчинами соседних племен. Если у них рождались мальчики, их возвращали отцам или убивали (или калечили, чтобы сделать непригодными для войны), а девочек воспитывали и обучали военному делу. Таким образом, вся община а. состояла из одних женщин. С ними воевали такие герои, как Беллерофонт, Тесей и Геракл. От последнего а. потерпели крупное поражение. А. принимали участие в Троянской войне, помогая троянцам.
Согласно Иордану, историку IV в. н.э. (О происхождении и деяниях гетов. 49-52, 56-57), после смерти готского короля Танаузиса, когда войско при его преемниках совершало походы в другие страны, а соседние племена пытались захватить готских женщин, те, избрав предводительницами двух храбрейших женщин Лампето и Марпесию, вооружились и дали отпор соседям. После этого Лампето осталась охранять свои владения, а Марпесия повела свое войско в Азию, покорила различные племена, с другими заключила мир и таким образом дошла до Кавказа. «Они, - продолжает Иордан, - с одинаковым успехом покорили Армению, Сирию и Киликию, Галатию, Писидию и все области Азии. Обратившись затем в сторону Ионии с Эолией, сделали их подчиненными себе по договору провинциями. Долгое время господствуя там, они назвали своими именами и города, и укрепления. А в Эфесе, расточив большие богатства, они воздвигли храм дивной красоты в честь Дианы по причине рвения своего к стрельбе и охоте, каковым искусствам они предавались. Таким вот образом женщины родом из Скифии овладели царствами Азии, которые и держали почти сто лет; наконец возвратились они к своим подругам в Марнейские скалы, о которых мы упоминали выше, т.е. в горы Кавказа».
Сегодня а. называют наездниц, а также женскую одежду для верховой езды. Название реке Амазонке в Южной Америке дали европейцы, которые встретили на ее берегах воинственных женщин.
Косвен М.О. Амазонки: История легенды // Сов. этнография. 1947. № 2-3.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Племя мифических женщин-воительниц в Малой Азии, происходящее от Ареса и Гармонии. Их имя означает искаженное "безгрудые" - имея в виду обычай выжигания у девочек правой груди для более удобной стрельбы из лука. В определенное время года они вступали с мужчинами в брачные отношения ради продолжения рода, но оставляли себе только девочек. В греческой мифологии против дев-воительниц сражались Беллерофонт, Геракл, Тесей; последний увез из захваченного города амазонок их царицу Антиопу. Существовало предание, что самая тяжелая битва Александра Македонского была именно с амазонками; согласно другой версии, царица воительниц присоединила свое боеспособное племя к армии Александра. В Троянской войне амазонки сражались против греков; только Ахилл смог победить богатыршу Пенфесилею, после чего скорбел, пораженный ее красотой. Античное искусство оставило нам богатую коллекцию древних феминисток: от сцен амазономахии (борьба греков против воительниц) на рельефах саркофагов, святилищ, храмов до скульптурных римских копий с работ Фидия, Поликлета, Кресилая.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)