АМЕТ-ХАН Султан
(1920—71), дважды Герой Сов. Союза (1943, 1945), подполковник (1957), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Член КПСС с 1942. В Сов. Армии с 1939. Окончил Качинскую военную авиационную школу (1940). В Вел. Отеч. войну был летчиком-истребителем, командиром звена, эскадрильи, пом. командира авиаполка. За время войны провел 150 воздушных боев, сбил лично 30 самолетов противника и 19 в составе группы. В послевоенные годы испытал свыше 100 самолетов. Лауреат Государственной премии СССР (1953). Погиб при испытании самолета.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
АМЕТ‑ХАН Султан
(р. 25.10.1920, Алупка), дважды Герой Советского Союза (24 августа 1943 и 29 июня 1945), подполковник. Член КПСС с 1942. По национальности татарин. Окончил военную авиационную школу (1940). В Советской Армии с 1939. Во время ВОВ прошел путь от летчика до помощника командира 9‑го истребительного полка. Действуя на Брянском, Юго‑Западном, Сталинградском, Южном, 4‑м Украинском и 3‑м Белорусском фронтах, совершил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 самолетов и в групповых боях – 19.
С 1946 в запасе; летчик‑испытатель. Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и медалями.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
АМЕТ‑ХАН Султан
(1920–1971), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Красной Армии с 1939. В годы Великой Отечественной войны летчик‑истребитель, после войны – летчик‑испытатель. Погиб при испытании самолета.
Амет‑хан и его товарищи испытывали новейшие истребители вертикального взлета, самолеты‑перехватчики, отечественную систему автоматической дозаправки горючим в воздухе и др. Это было связано с немалым риском для летчиков, требовало от них огромного физического напряжения, постоянных тренировок.
Командование же решило, что летчики‑испытатели получают слишком завышенные оклады по сравнению с другими испытателями. А чтобы пилоты не роптали, попросили их написать о своем согласии со значительным снижением ставок, Амет‑хан написал, как и товарищи, о своем согласии, но сделал приписку: «Вот только жена категорически против».
И.В. Сталин проявлял постоянный интерес к тому, как идет создание новейших видов истребителей. Когда увидел расписку летчика‑испытателя, наложил свою резолюцию: «Полностью согласен с женой Амет‑хана».
Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.
Амет-Хан, Султан
(20.10.1920—01.02.1971) — летчик-истребитель, заслуженный летчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945), лауреат Государственной премии (1959), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 4 иап, 9 гв. иап. 31 мая 1942 г. над Ярославлем таранил бомбардировщик Ju-88D-1. Награжден орденом Ленина. Совершил 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 19 самолетов противника (по неофициальным данным — больше). Войну закончил в Берлине. С 1946 г. работал испытателем в ЛИИ. Погиб при испытании нового двигателя на Ту-16ЛЛ. Навечно зачислен в списки воинской части. Его имя носят школы № 27 в Махачкале и № 8 в Каспийске. Бронзовый бюст установлен в Алупке.
Амет-хан,
Султан
Род. 1920, ум. 1971. Летчик, дважды Герой Советского Союза (1943, 1945; истребительная авиация), подполковник (1946), заслуженный летчик-испытатель СССР (1961). Испытал св. 100 самолетов. Лауреат Государственной премии СССР (1953). Погиб при испытании самолета.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
АМЕТ-ХАН Султан
(20.10.1920–1.2.1971), летчик?истребитель, дважды Герой Сов. Союза (24.8.1943, 29.6.1945), подполк. авиации. Сын рабочего, по отцу – лакец, по матери – крымский татарин. Окончил Симферопольское ж.?д. ФЗУ, аэроклуб (1938). Работал слесарем в ж.?д. депо Симферополя. В 1939 поступил в РККА. Окончил 1?ю Качинскую воен. авиац. школу (1940). С лета 1940 служил в 4?м истребит. авиаполку (Молдавия). С июня 1941 воевал на Украине; с зимы 1942 летал на «Харрикейне». С 1942 чл. ВКП(б). 31.5.1942 совершил таран бомбардировщика противника. В боях под Сталинградом был дважды сбит. С окт. 1942 ком. 3?й эскадрильи 9?го гвард. истребит. авиационного полка. С 1943 летал на «Аэрокобре». Отличился в боях в р?не Ростова?на?Дону, на Кубани, в Крыму, Восточной Пруссии, а также в штурме Берлина. Всего в ходе войны А. совершил 603 боевых вылета, принял участие в 150 воздушных боях, лично сбил 30 самолетов противника и 19 – в группе. В авг. 1945 направлен на учебу в Воен. – возд. академию, однако подал рапорт и в апр. 1946 был уволен в запас. С февр. 1947 летчик?испытатель Летно?исследовательского ин?та; летчик?испытатель 1?го класса (1952). За время летной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов, а его общий налет составил 4237 часов. Погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту?16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013