(Амирджан — сцен. псевд.; также по сцене Амирджанов; наст. фам. Амирджаньянц; наст. отчество Аствацатурович) [2(14).7.1868, Тифлис — 1937, там же] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец и педагог. Род. в семье ремесленника. В 1885 по окончании Нерсисянской семинарии рук. хором и выступал с сольными концертами. В 1886 по приглашению композитора М. Екмаляна пел в арм. церкви в Петербурге. В том же году был принят бесплатно в Петерб. конс. (кл. С. Габеля; по нек-рым источ. — К. Эверарди). В 1891—94 продолжил вокальное образование в Милан. конс. (кл. Ф. Ронкони). После успешного дебюта в Венеции в 1894 в партии Валентина ("Фауст") выступал в Турине, Генуе и Милане (т-р "Ла Скала"). В 1895 в составе Итал. оперы с т-ром "Новый Эрмитаж" выступал в Москве. В 1896—99 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Амонасро). Позднее пел в Перми (1899—1900, 1902), Иркутске (1900— 01), Ростове-н/Д, Одессе (1901), Н. Новгороде (1901; здесь выступал с Ф. Шаляпиным в "Князе Игоре"), Казани (1901—02), Саратове (1902), Воронеже, Тифлисе, Баку, Симферополе, Астрахани (1902), Киеве (1903), Харькове, Москве (т-р "Аквариум", 1903), Петербурге (1904—16, Нар. дом). В 1914 в Москве по инициативе певца был поставлен "Демон" на арм. яз., где арт. исп. заглавную роль. А. считался одним из лучших баритонов своего времени (современники называли его тифлисским Котоньи). Обладал замечательным по красоте и силе голосом большого диапазона, высоким вокальным мастерством и актер. дарованием. Репертуар певца включал св. 50 партий (не только баритоновые, но и басовые).
Лучшие партии: Руслан, Князь Игорь, Иван Грозный ("Псковитянка"), Борис Годунов, Троекуров, Елецкий, Кочубей; Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Богема"), Эскамилио, Риголетто, Яго, Амонасро, Нелюско, Вольфрам. Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Друлав, Онегин, Томский, Грязной; Валентин ("Фауст"), Ренато, Жермон, Рикардо, Граф ди Луна, Невер, Тонио, Сильвио, Януш. Партнеры: А. Больска, М. Дейша-Сионицкая, М. Медведев, Г. Пирогов, Л. Собинов, М. и Н. Фигнеры, П. Хохлов.
В 1890—91 выступал с концертами в Петербурге, Баку, Тифлисе, Ростове-н/Д, в 1893 гастролировал вместе с Н. Папаян в Астрахани, Баку, Тифлисе. Выступал часто с концертами: в Петербурге, Москве, Тифлисе, Саратове (1895), Н. Новгороде, Орле (1896), Красноярске, Хабаровске, Воронеже, Омске, Симбирске, Бресте, Ростове-н/Д. Камерный репертуар включал произв. А. Бородина, П. Чайковского ("Серенада Дон Жуана", "Нет, только тот, кто знал"), С. Рахманинова, Ж. Бизе, арм. нар. песни, к-рые А. исп. с особенным мастерством.
С 1913 вел курсы пения в Петербурге, с 1916 — в Тифлисе. В 1921 по инициативе А. были организованы пять нар. муз. школ, в одной из к-рых он до 1932 был заведующим и учителем пения. Поддерживал творческие связи с выдающимися арм. музыкантами, в т. ч. с Комитасом и X. Кара-Мурзой. Талант певца высоко ценили А. Рубинштейн, И. Айвазовский.
Записывался на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1904, 5 произв.).
Лит.: Концерт Б. Б. Амирджана // РМГ. 1897. № 4. Стлб. 659; Словарь сценических деятелей. — СПб., 1898. Вып. 1. С. 12; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 52, 91; Теймуразян Н., Семенова 3. Архив Бегляра Амирджаняна // Коммунист (Ереван). 1941. 5 июня; ТатевосянА. Г. Бегляр Амирджан. — Ереван, 1975 (на арм. яз.); Вартанян В. Слово о Бегларе Амирджане // Лит. Армения (Ереван). 1978. № 6. С. 86—90; архив. материалы — в Муз. научно-исслед. кабинет им. Р. О. Меликяна (Ереван).