(Амерханов) [1886—1926] — крупный татарский писатель и публицист. С раннего детства учится в одном из популярнейших по тому времени медрессе Мухамедия, основанном знаменитым Шейхом Алимджан Эль-Баруди. Несмотря на новометодность медрессе и на высокую авторитетность во всем мусульманском мире самого Шейха Баруди, шакирды (учащиеся) были недовольны академической программой медрессе, требовали коренных реформ и в 1904 предприняли организованное выступление, в результате которого свыше 100 шакирдов, в том числе и А., были исключены из медрессе.
А. был во главе этого шакирдского движения, оказавшего сильное влияние на настроение шакирдов в других медрессе: Касимовского (Рязанской губернии), Оренбургского, Уфимского, Ишбабинского и др. Это движение татарской учащейся молодежи известно под названием "Движение шакирдов-ислахистов", — сторонников коренных реформ в медрессе. Его нельзя рассматривать изолированно; оно несомненно создавалось под влиянием революционной борьбы российского пролетариата в эпоху революции 1905. После изгнания из медрессе А. приглашается в Москву в качестве секретаря издававшегося тогда 3. Шамилем журн. "Тербиете-этфаль" (Воспитание молодежи). В 1907 А. организует в Казани еженедельную газ. "Эль-Ислах", официальным редактором которой хотя и был В. Бахтиаров, но фактически ее редактировал А. Газета эта, с одной стороны, была официальным органом ислахистов, с другой — ориентировалась на либеральные буржуазные элементы татар. С 1912 по 1917 А. руководит националистической газ. "Кояш" (Солнце), принимает самое близкое участие в литературно-художественном журн. "Анг" и юмористическом журн. "Ялт-юлт". Лит-ое творчество А. многогранно. Современник А., знаменитый татарский поэт Тукаев, так характеризует его: "По едкости и глубине своего юмора А. — наш Гоголь, по красоте стиля — Тургенев, как психолог — он похож на Достоевского". И как публицист, и как писатель А. был одним из самых талантливых и смелых борцов против старого, фанатичного быта татарского общества. При этом А. считал невозможным возрождение татарского общества пока женщина-татарка остается под чадрой, совершенно бесправной и т. д. Жестокая борьба татарского молодого поколения за свое освобождение и борьба за освобождение женщины-татарки от старых семейных устоев и традиций лучше всего переданы в классических произведениях А. — в драме "Яшляр" (Молодежь) и лирической повести "Татар Кезы" (Девушка-татарка). В повестях "Фахтулла хазрят" и "Кендезги сяхар" вся едкость и острота сатиры А. направлены против духовенства и мещанства. В культурном возрождении татар А. был убежденнейшим западником. Неизлечимая болезнь (у него были парализованы обе ноги), потрясающая картина войны 1914—1918, гражданская война, ужасы голода в Поволжьи приводят А. к мистицизму, который не покидает его до самой смерти.
Ф. Аги.
{Лит. энц.}