АМИРОВ Фикрет

Найдено 1 определение
АМИРОВ Фикрет
(Мешади Джамиль оглы) (22 XI 1922. Гянджа, ныне Кировабад - 20 II 1984, Баку)
Музыка Ф. Амирова обладает огромной притягательной силой и обаянием. Обширно и многогранно творческое наследие композитора, органично связанное с азербайджанской народной музыкой, с национальной культурой. Одной из самых привлекательных черт музыкального языка Амирова является мелодизм: «Богатым мелодическим даром обладает Фикрет Амиров», - писал Д. Шостакович. - «Мелодия - душа его творчества».
Стихия народной музыки окружала Амирова с детства. Он родился в семье известного таркста и пезцаханенде (исполнителя мугамов) Мешади Джамиля Амирова. «Шуша, откуда родом был мой отец, по праву считается консерваторией Закавказья», - вспоминал Амиров. - ...»Именно отец раскрыл мне мир звуков и тайну мугамов. Еще будучи ребенком, я стремился подражать его игре на таре. Иногда это мне хорошо удавалось и доставляло большую радость». Огромную роль в формировании композиторской личности Амирова сыграли корифеи азербайджанской музыки - композитор У. Гаджибеков и певец Бюль-Бюль. В 1949 г. Амиров окончил консерваторию, где занимался в классе композиции Б. Зейдмана. В годы учебы в консерватории молодой композитор работал в кабинете народной музыки (НИКМУЗ), теоретически постигая фольклор и искусство мугама. В это время формируется горячая приверженность молодого музыканта творческим принципам У. Гаджибекова - основоположника азербайджанской профессиональной музыки и, в частности, национальной оперы. «Меня называют одним из продолжателей дела Узеира Гаджибекова, и я горжусь этим», - писал Амиров. Подтверждением этих слов стала поэма «Посвящение Узеиру Гаджибекову» (для унисона скрипок и виолончелей с фортепиано, 1949). Под воздействием оперетт Гаджибекова (среди которых особой популярностью пользуется «Аршин мал алан») у Амирова» возникла идея написать собственную музыкальную комедию «Похитители сердец (пост. 1943). Работа протекала под руководством У. Гаджибекова. Он способствовал и постановке этого произведения в открывшемся в те тяжелые военные годы Государственном театре музыкальной комедии. Вскоре Амиров пишет вторую музыкальную комедию - «Радостная весть» (пост. 1946). В этот период появляются также опера «Улдиз» («Звезда», 1948), симфоническая поэма «Памяти героев Великой Отечественной войны» (1943), двойной Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром (1946). В 1947 г. композитор пишет симфонию Низами - первую в азербайджанской музыке симфонию для струнного оркестра. И наконец, в 1948 г. Амиров создает свои знаменитые симфонические мугамы «Шур» и «Кюрд-овшары», представляющие новый жанр, суть которого заключается в синтезе традиций азербайджанских народных певцов-ханенде с принципами европейской симфонической музыки.
«Создание симфонических мугамов "Шур" и "Кюрд-овшары" - инициатива Бюль-Бюля», - отмечал Амиров, Бюль-Бюль являлся «самым близким наперсником, советчиком и помощником произведений, написанных мною доныне». Оба сочинения составляют диптих, будучи самостоятельными и в то же время соединенными друг с другом ладово-интонационным родством, наличием мелодических связей и единым лейтмотивом. Главная роль в диптихе принадлежит мугаму Шур. Оба произведения стали выдающимся событием в музыкальной жизни Азербайджана. Они получили поистине международное признание и положили начало появлению симфонических макомов в Таджикистане и Узбекистане.
Амиров проявил себя новатором и в написанной по мотивам одноименной драмы Дж. Джабарлы опере «Севиль» (пост. 1953) - первой национальной лирико-психологической опере. «Драма Дж. Джабарлы знакома мне со школьной скамьи», - писал Амиров. - «В начале 30-х годов в городском драмтеатре г. Гяндж мне пришлось сыграть роль сына Севиль - маленького Гюндюза. ...Я постарался сохранить в своей опере основную идею драмы - идею борьбы женщины Востока за свои человеческие права, пафос борьбы новой пролетарской культуры с буржуазным мещанством. В процессе работы над сочинением меня не оставляла мысль о сходстве между характерами героев драмы Дж. Джабарлы и опер Чайковского. Севиль и Татьяна, Балаш и Герман были близки своим внутренним складом». Горячо приветствовал появление оперы народный поэт Азербайджана Самед Вургун: ...»"Севиль" богата чарующими мелодиями, почерпнутыми из неиссякаемой сокровищницы мугамного искусства и искусно преломленными в опере».
Важное место в творчестве Амирова 50-60-х гг. занимают произведения для симфонического оркестра: ярко красочная сюита «Азербайджан» (1950), «Азербайджанское каприччио» (1961), «Симфонические танцы» (1963), пронизанные национальным мелосом. Линию симфонических мугамов «Шур» и «Кюрд-овшары» спустя 20 лет продолжает третий симфонический мугам Амирова - «Гюлистан Баяты-шираз» (1968), навеянный поэзией двух великих поэтов Востока - Хафиза и Сзади. В 1964 г. композитор делает вторую редакцию симфонии для струнного оркестра «Низами». (Поэзия великого азербайджанского поэта и мыслителя вдохновила его позднее на создание балета «Низами».) По случаю 600-летия другого выдающегося азербайджанского поэта - Насими - Амиров пишет хореографическую поэму для симфонического оркестра, женского хора, тенора, чтецов и балетной труппы «Сказание о Насими», а позже делает оркестровую редакцию этого балета.
Новой вершиной в творчестве Амирова стал балет «Тысяча и одна ночь» (пост. 1979) - красочная хореографическая феерия, словно излучающая волшебство арабских сказок. «По приглашению Министерства культуры Ирака я с Н. Назаровой» (балетмейстер-постановщик балета. - Н. А.) «посетил эту страну. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику, красоту музыкальных обрядов, изучал исторические и архитектурные памятники. Передо мною стояла задача синтезировать национальное и общечеловеческое»... - писал Амиров. Ярко колористична партитура балета, основанная на игре тембров, имитирующих звучание народных инструментов. Важную роль в ней играют ударные, они несут важную смысловую нагрузку. Амиров вводит в партитуру еще одну тембровую краску - голос (сопрано), поющий тему любви и становящийся символом этического начала.
Амиров наряду скомпозиторскойактивнозанимался музыкально-общественной деятельностью. Он был секретарем правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов Азербайджана, художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии (1947), директором Азербайджанского академического театра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова (1956-59). «Я всегда мечтал и мечтаю о том, чтобы азербайджанская музыка звучала во всех уголках земного шара... Ведь по музыке народа судят о нем самом! И если хотя бы частично сумел осуществить свою мечту, мечту всей моей жизни, то я счастлив», - так выразил свое творческое кредо Фикрет Амиров. /Н. Алексенко/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Похожие термины:

  • Амиров, Фикрет Мешади Джамиль-оглы

    род. 22 ноября 1922 в Гяндже. Композитор. Нар. арт. СССР (1965). В 1948 окончил Азерб. конс. по кл. композиции Б. И. Зейдмана (основы азерб. нар. музыки изучал под рук. Уз. Гаджибекова). В 1942—1943 директор и худож. ру