формирование вооруженных сил России. Создана в 1886-1887 гг. для обеспечения российского влияния в колонизированных прибрежных районах Амударьи, строительства Закаспийской военной железной дороги, сообщений воинских гарнизонов на реке с железнодорожной линией, воинских и коммерческих перевозок. В 1888 г. буксиро-пассажирские пароходы "Царь", "Царица", баржи "Москва" и "Петербург" (грузоподъемностью 10 тыс. пудов) начали плавание на участке от Петро-Александровска до Керки. В 1895-1901 гг. флотилия пополнилась 4 пароходами, 2 паровыми катерами, паровым барказом, 13 баржами. Суда поддерживали срочные почтово-пассажирские и грузовые рейсы на участках Чарджуй - Петро-Александровск и Чарджуй - Керки-Келиф - Термез, отдельные пароходы через Аральское море ходили на реку Сырдарью. Навигация продолжалась 8.5-10 месяцев в году. По состоянию на 1905-1908 гг. ежегодно совершалось в среднем 77 рейсов, перевозилось 17 тыс. пассажиров и 530 тыс. пудов грузов. Управление и порт флотилии находились в Чарджуе. В 1894 г. принято Положение, а в 1896 г. - Устав флотилии, определявшие ее как формирование инженерных войск. Начальник флотилии имел права командира полка. Личный состав первоначально комплектовался моряками, с 1894 г. - офицерами и солдатами армии. Командиры пароходов и их помощники назначались преимущественно из числа лиц, окончивших мореходные учебные заведения.