ritus Ambrosianus), Миланский обряд (ritus Mediolanensis) — один из западных литург. обрядов; в наст. время используется в Миланской архиепархии, а также в ряде епархий Сев. Италии и Швейцарии.
Происхождение. Название происходит от имени Амвросия Медиоланского, к литург. деятельности которого А.о. возводится традицией, но вопрос о действительном происхождении А.о. остается спорным. Существует две осн. гипотезы: 1) А.о. представляет собой обособленную ветвь развития рим. обряда; 2) он является реликтом более древнего обряда, сохранившимся только в Милане и в дальнейшем подвергшимся сильной романизации. Мнение о том, что А.о. — результат развития одного из вост. обрядов, который был привнесен в Милан кем-либо из греч. предшественников Амвросия на Медиоланской кафедре, в наст. время не представляется убедительным.
Историческое развитие. Богослужение А.о. было основательно реформировано в VIII–IX вв. В дальнейшем оно постоянно испытывало на себе влияние рим. обряда. Предпринимались неоднократные попытки запретить использование А.о.: при Карле Великом, во время Григорианской реформы, а также в сер. XV в.
Папа Пий V, провозгласив в 1570 обязательность Римского миссала и Римского бревиария, допустил исключение для тех обрядов, время существования которых превышало 200 лет. Таким образом, А.о. получил законные права, и в конце XVI в. были разработаны (при участии Карла Борромео) осн. богослужебные книги. Однако позже были введены некоторые изменения в тех случаях, когда, по мнению Св. Престола, обнаруживалось серьезное несоответствие А.о. рим. традиции (так, чин таинства елеосвящения был заменен римским).
После II Ватиканского собора А.о. во многом воспринял реформы, осуществлявшиеся в богослужении лат. обряда, и претерпел еще б?льшую романизацию.
Особенности богослужения. По внеш. особенностям богослужение А.о. мало отличается от лат. обряда. Из свящ. сосудов заметно отличается дароносица, имеющая форму миниатюрного храма с колоннами. Таинство крещения совершается через погружение в воду. Месса до реформы содержала ряд существенных отличий от римской, но в послесоборной редакции их осталось сравнительно немного: некоторые отличия имеются в I евхаристической молитве, символ веры исповедуется после приношения даров, к изменяемым песнопениям мессы добавляются песнопение после Евангелия и песнопение на преломление евхарист. Хлеба.
Более существенны отличия Литургии часов. Псалтирь распределена на двухнедельный цикл из 10 декурий (2 недели без суббот и воскресений). По субботам и воскресеньям вместо псалмов поются другие в.-з. гимны. Вечерня открывается люцернарием.
Литургический год также имеет некоторые отличия. Адвент содержит 6 воскресений; Благовещение празднуется в 6-е воскресенье Адвента. Великий пост начинается с воскресенья за 6 недель до Пасхи. Есть отличия и в богослужениях Страстной недели. Традиционный богослужебный язык А.о. — латинский, в наст. время также итальянский.
Изд.: Beroldus, sive Ecclesiae Ambrosianae Mediolanensis kalendarium et ordines sec. XII / Ed. M. Magistretti. Mi., 1894; Monumenta veteris liturgiae Ambrosianae / Ed. M. Magistretti. Mi., 1897–1903. 3 vol.; Missale Ambrosianum iuxta ritum ecclesiae Mediolanensis. Mi., 1902 (критич. изд. / Ed. A. Ratti e M. Magistretti. Mi., 1913; с параллельным итал. текстом: Messale Ambrosiano. Mi., 1923; реформированный: Missale Ambrosianum. Mi., 1981); Manuale Ambrosianum. Mi., 1905 (бревиарий, соединенный с требником); Sacramentarium Bergomense / Ed. A. Paredi. Bergamo, 1962; Diurna Laus: Salterio di rito ambrosiano. Casale Monferrato, 1987.
Лит-ра: King A.A. Notes on the Catholic Liturgies. Ox., 1930, p. 211–248; Paredi A. I Prefazi Ambrosiani. Mi., 1937; Cattaneo E. Il Breviario ambrosiano: Note storiche ed illustrative. Mi., 1943; Paredi A. Messali antichi ambrosiani // Ambrosius 35 (1959), 1–25; Borella P. Il rito ambrosiano. Brescia, 1964; Lejay P. // DACL 1, 1374–1442.
П. Сахаров