(340-397) – святитель, родился в Северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 г. занял должность консульского префекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: «Амвросий – епископ». Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял крещение, в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа (374 г.).
Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов Восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще епископской деятельности.
Свт. Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе, Бога, хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.
Свт. Амвросий явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», – и наложил на него епитимию для примирения с Богом и Церковью.
В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви. Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины. Свт. Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как преобразователь церковного пения: свт. Амвросий ввел антифонное исполнение богослужебных текстов, размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и у Илария, но и сам написал около 30 гимнов. Память его совершается 7 (20) декабря.
Амвросий Медиоланский
АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСKИЙ
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Амвросий Медиоланский
Ambrosius Mediolanensis), Аврелий Амвр?сий (Aurelius Ambrosius), св. — епископ Медиоланский, Учитель Церкви, один из четырех зап. Отцов Церкви, церковный и полит. деятель, богослов, писатель, гимнограф; род. в 339/340, ум. в 379, Медиолан (совр. Милан, Италия).
Жизнь и деятельность. А. происходил из знатной семьи. Его отец был префектом Галлии с резиденцией в Тревире (совр. Трир). После смерти отца семья переехала в Рим, где А. получил хорошее образование, включавшее изучение грамматики, юриспруденции и риторики с обязательным чтением греч. и лат. авторов. В 370 А. стал правителем Лигурии и Иллирии с резиденцией в Медиолане и проявил себя мудрым посредником, примирив ортодокс. христиан с арианами (арианство). Успешная защита ортодокс. веры и борьба с язычниками предопределили судьбу А. В 374 он был избран еп. Медиолана, будучи еще только катехуменом. С этого времени А. принялся за глубокое изучение Св. Писания и богосл. сочинений, всецело отдался религиозно-полит. деятельности и стал одним из крупнейших апологетов Церкви на Западе. А. не только защищал христ. религию, но и оказывал влияние на политику императоров, первым из церк. деятелей отстаивая самостоятельность епископской власти в гос-ве. Церковно-рел. деятельность А. ярко проявилась в борьбе с арианством и язычеством. Сохранившиеся письма А. свидетельствуют о его полемике с Квинтом Аврелием Симмахом, консулом, возглавлявшим партию язычников в сенате. А. выступал против требований этой партии, обращенных к имп. Валентиниану II, о возвращении в курию сената алтаря Победы с золотой статуей Виктории. А. опроверг все доводы Симмаха в защиту языческих богов, которые, по словам А., не могут противостоять упадку Римской империи, и утверждал, что идолы и суеверные обряды язычников бесполезны и давно осмеяны их же философами. В этом же письме А. воздал хвалу христ. вероисповеданию. А. известен не только своими эмоциональными проповедями, производившими большое впечатление на слушателей, но и многочисл. богословскими соч., посвященными толкованию Св. Писания и догматов — трактат De fide (О вере), De Spiritu Sancto (О Святом Духе), — а также сочинениями на тему христ. этики и др. В них А. использовал идеи Филона, Оригена, Василия Великого, Плотина и Порфирия. В трактате De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей) он использовал форму трактата Цицерона Об обязанностях.
Память А. в Католической Церкви и в Русской Правосл. Церкви — 7 декабря.
Соч.: PL 14–17; CSEL 32, 62, 64, 73, 78, 79, 82; Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901; Две книги о покаянии. М., 1901; Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908; Две книги о покаянии и другие творения / Пер. прот. Николая Харламова; вступ. статья и библиогр. В.А. Никитина. М., 1997.
Лит-ра: Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. К., 1897; Адамов И.И. Учение Амвросия Медиоланского о Троице. Сергиев Посад, 1910; Прохоров Г.В. Нравственное учение св. Амвросия, еп. Медиоланского. СПб., 1912; Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915; Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. М., 1970, с. 22; Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 66, 77–78; Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995; Labriolle P. de. St. Ambroise. P., 1908; Dudden F.A. The Life and Times of St. Ambrose. Ox., 1935. 2 vol.; Marchesi C. Storia della letteratura latina. Mi., 1957, vol. 2, p. 452–455; Madec G. Ambrosius et la philosophie. P., 1974; Ambrosius episcopus / Ed. G. Lazzati. Mi., 1976. 2 t.; Pizzolato L.F. La dottrina esegetica di S. Ambrogio di Milano. Mi., 1978.
В. Савукова
Музыкальная деятельность. А. ввел в литургию Медиолана новую форму пения, ранее известную в Сирии и Палестине — антифонное исполнение (антифон) псалмов и гимнов (об этом свидетельствует Августин в Confessiones IX, 7, 15 и Павлин, секретарь и биограф А.). Со времени А. антифонное пение распространилось по всему Западу. Другой не менее важной заслугой А. в области музыки является сочинение первых на Западе гимнов и введение их в зап. богослужение. До нашего времени дошло 14 гимнов А. (авторство 4 из них — Deus creator omnium, Aeterne rerum conditor, Jam surgit hora tertia и Intende qui regis Israel засвидетельствовано Августином), сложенных из четырех или восьми 4-стиховых строф, в которых впервые использован четырехстопный ямб (такой стих получил название амвросианского); это исторически первая форма лат. гимна. Впоследствии гимны А. вошли также в рим. обряд. Среди принадлежащих А. гимнов также — Illuminas, Altissime; Splendor paternae gloriae; Aeterna Christi munera. Широко распространенное мнение о его авторстве гимна Te Deum laudamus является скорее всего ошибочным. Что касается мелодий гимнов, о принадлежности их А. говорить трудно, поскольку это предположение не подкреплено источниками; кроме того, первые муз. записи амвросианских гимнов появились только в XI в. (по всей вероятности, во времена А. они имели иной мелодический облик).
А. считается основателем одного из 4 главных видов зап. хорала (наряду с галликанским, мозарабским и григорианским), названного, по его имени, амвросианским, или, по названию литург. центра, медиоланским. Однако в какой мере литург. мелодии Миланской Церкви восходят ко времени А., можно только предполагать. Амвросианская мелодика, подобно григорианской, укладывается в рамки зап. октоиха, однако отличается от последней большей распевностью. С именем А. церк. традиция связывает и возникновение амвросианского обряда.
Соч.: Analecta hymnica Medii Aevi / Ed. G.M. Dreves, vol. 50, p. 10–21; Monumenta monodica Medii Aevi. Bd. 1: Hymnen / Hrsg. B. StКblein. Kassel, 1956.
Лит-ра: Wirth R. Ambrosius und seine Zeit. Trier, 1924; Bas G. Manuale di canto Ambrosiano. Tn., 1929; Jammers E. Zum 1600jКhrigen Geburtstage des Ambrosius // Allgemeine Musikzeitung (1940); StКblein B. // Die Musik in Geschichte und Gegenwart / Hrsg. von F. Blume. Kassel–Basel, 1949–51, Bd. 1, Sp. 413–414; KКhler E. Studien zum Te Deum. GЪ., 1958; Leeb H. Die Psalmodie bei Ambrosius. W., 1967; Baroffio G.B. Die liturgischen GesКnge im Abendland: Ambrosianische Liturgie // Geshichte der katholischen Kirchenmusik // Hrsg. K.G. Fellerer. Kassel. 1972–74, Bd. 1; Hiley D. Western Plainchant. Ox., 1993, p. 540–549.
Ю. Москва
В России. О почитании А. в Вост. Церкви свидетельствуют указания на совершение его памяти в греч. богослужебных книгах (напр. в Уставе Константинопольской Великой Церкви, IX–X вв.); в некоторых из них А. имеется служба. Указание на совершение памяти А. содержится также в слав. Служебных минеях XII в. и в Минеях-Четиих митр. Московского Макария, где есть и житие А.
А. Балаховская
Иконография. На одном из древнейших (V в.) мозаичных изображений в базилике Св. Амвросия в Милане А. представлен в епископском облачении, но без атрибутов и нимба. Позднее А. изображали с епископским жезлом, в митре, иногда — восседающим на троне или проповедующим; читающим или держащим в руках книгу. Редкий сюжет — Рождение св. Амвросия (М. да Паникале, XV в.) представлен в рим. церкви Св. Климента. В Портрете св. Амвросия Б. Пинтуриккьо (XV в.) в рим. церкви Санта Мария дель Пополо композиционная завершенность подчеркивает глубину дух. образа, а купол над головой святого вторит нимбу. Примечательна также скульптурная работа Я. делла Кверча Епископ св. Амвросий (XV в.) в церкви Св. Петрония в Болонье. К числу наиболее знаменитых относятся изображения А. среди 4 зап. Отцов Церкви (Рафаэль, Диспут о Пресвятых Дарах, нач. XVI в., Ватикан; Г. Рени, XVII в., ГЭ; Бернини, Кафедра св. Петра, 1657, базилика Св. Петра), а также в кругу святых (А. Виварини, М. Базанти, Св. Амвросий на троне и другие святые, XV в., Базалика деи Фрари, Венеция).
Лит-ра: Cabrol F. // DACL 1, 1442; Calderini A. Basiliche dell’etИ ambrosiana di Milano. Mi., 1942, p. 137–138; Aprile R. // BS 1, 989–990.
И. Баранов
Жизнь и деятельность. А. происходил из знатной семьи. Его отец был префектом Галлии с резиденцией в Тревире (совр. Трир). После смерти отца семья переехала в Рим, где А. получил хорошее образование, включавшее изучение грамматики, юриспруденции и риторики с обязательным чтением греч. и лат. авторов. В 370 А. стал правителем Лигурии и Иллирии с резиденцией в Медиолане и проявил себя мудрым посредником, примирив ортодокс. христиан с арианами (арианство). Успешная защита ортодокс. веры и борьба с язычниками предопределили судьбу А. В 374 он был избран еп. Медиолана, будучи еще только катехуменом. С этого времени А. принялся за глубокое изучение Св. Писания и богосл. сочинений, всецело отдался религиозно-полит. деятельности и стал одним из крупнейших апологетов Церкви на Западе. А. не только защищал христ. религию, но и оказывал влияние на политику императоров, первым из церк. деятелей отстаивая самостоятельность епископской власти в гос-ве. Церковно-рел. деятельность А. ярко проявилась в борьбе с арианством и язычеством. Сохранившиеся письма А. свидетельствуют о его полемике с Квинтом Аврелием Симмахом, консулом, возглавлявшим партию язычников в сенате. А. выступал против требований этой партии, обращенных к имп. Валентиниану II, о возвращении в курию сената алтаря Победы с золотой статуей Виктории. А. опроверг все доводы Симмаха в защиту языческих богов, которые, по словам А., не могут противостоять упадку Римской империи, и утверждал, что идолы и суеверные обряды язычников бесполезны и давно осмеяны их же философами. В этом же письме А. воздал хвалу христ. вероисповеданию. А. известен не только своими эмоциональными проповедями, производившими большое впечатление на слушателей, но и многочисл. богословскими соч., посвященными толкованию Св. Писания и догматов — трактат De fide (О вере), De Spiritu Sancto (О Святом Духе), — а также сочинениями на тему христ. этики и др. В них А. использовал идеи Филона, Оригена, Василия Великого, Плотина и Порфирия. В трактате De officiis ministrorum (Об обязанностях священнослужителей) он использовал форму трактата Цицерона Об обязанностях.
Память А. в Католической Церкви и в Русской Правосл. Церкви — 7 декабря.
Соч.: PL 14–17; CSEL 32, 62, 64, 73, 78, 79, 82; Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901; Две книги о покаянии. М., 1901; Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908; Две книги о покаянии и другие творения / Пер. прот. Николая Харламова; вступ. статья и библиогр. В.А. Никитина. М., 1997.
Лит-ра: Лосев С. Св. Амвросий Медиоланский как толкователь Св. Писания Ветхого Завета. К., 1897; Адамов И.И. Учение Амвросия Медиоланского о Троице. Сергиев Посад, 1910; Прохоров Г.В. Нравственное учение св. Амвросия, еп. Медиоланского. СПб., 1912; Адамов И.И. Св. Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 1915; Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв. М., 1970, с. 22; Голенищев-Кутузов И.Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 66, 77–78; Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991; Казаков М.М. Епископ и империя: Амвросий Медиоланский и Римская империя в IV веке. Смоленск, 1995; Labriolle P. de. St. Ambroise. P., 1908; Dudden F.A. The Life and Times of St. Ambrose. Ox., 1935. 2 vol.; Marchesi C. Storia della letteratura latina. Mi., 1957, vol. 2, p. 452–455; Madec G. Ambrosius et la philosophie. P., 1974; Ambrosius episcopus / Ed. G. Lazzati. Mi., 1976. 2 t.; Pizzolato L.F. La dottrina esegetica di S. Ambrogio di Milano. Mi., 1978.
В. Савукова
Музыкальная деятельность. А. ввел в литургию Медиолана новую форму пения, ранее известную в Сирии и Палестине — антифонное исполнение (антифон) псалмов и гимнов (об этом свидетельствует Августин в Confessiones IX, 7, 15 и Павлин, секретарь и биограф А.). Со времени А. антифонное пение распространилось по всему Западу. Другой не менее важной заслугой А. в области музыки является сочинение первых на Западе гимнов и введение их в зап. богослужение. До нашего времени дошло 14 гимнов А. (авторство 4 из них — Deus creator omnium, Aeterne rerum conditor, Jam surgit hora tertia и Intende qui regis Israel засвидетельствовано Августином), сложенных из четырех или восьми 4-стиховых строф, в которых впервые использован четырехстопный ямб (такой стих получил название амвросианского); это исторически первая форма лат. гимна. Впоследствии гимны А. вошли также в рим. обряд. Среди принадлежащих А. гимнов также — Illuminas, Altissime; Splendor paternae gloriae; Aeterna Christi munera. Широко распространенное мнение о его авторстве гимна Te Deum laudamus является скорее всего ошибочным. Что касается мелодий гимнов, о принадлежности их А. говорить трудно, поскольку это предположение не подкреплено источниками; кроме того, первые муз. записи амвросианских гимнов появились только в XI в. (по всей вероятности, во времена А. они имели иной мелодический облик).
А. считается основателем одного из 4 главных видов зап. хорала (наряду с галликанским, мозарабским и григорианским), названного, по его имени, амвросианским, или, по названию литург. центра, медиоланским. Однако в какой мере литург. мелодии Миланской Церкви восходят ко времени А., можно только предполагать. Амвросианская мелодика, подобно григорианской, укладывается в рамки зап. октоиха, однако отличается от последней большей распевностью. С именем А. церк. традиция связывает и возникновение амвросианского обряда.
Соч.: Analecta hymnica Medii Aevi / Ed. G.M. Dreves, vol. 50, p. 10–21; Monumenta monodica Medii Aevi. Bd. 1: Hymnen / Hrsg. B. StКblein. Kassel, 1956.
Лит-ра: Wirth R. Ambrosius und seine Zeit. Trier, 1924; Bas G. Manuale di canto Ambrosiano. Tn., 1929; Jammers E. Zum 1600jКhrigen Geburtstage des Ambrosius // Allgemeine Musikzeitung (1940); StКblein B. // Die Musik in Geschichte und Gegenwart / Hrsg. von F. Blume. Kassel–Basel, 1949–51, Bd. 1, Sp. 413–414; KКhler E. Studien zum Te Deum. GЪ., 1958; Leeb H. Die Psalmodie bei Ambrosius. W., 1967; Baroffio G.B. Die liturgischen GesКnge im Abendland: Ambrosianische Liturgie // Geshichte der katholischen Kirchenmusik // Hrsg. K.G. Fellerer. Kassel. 1972–74, Bd. 1; Hiley D. Western Plainchant. Ox., 1993, p. 540–549.
Ю. Москва
В России. О почитании А. в Вост. Церкви свидетельствуют указания на совершение его памяти в греч. богослужебных книгах (напр. в Уставе Константинопольской Великой Церкви, IX–X вв.); в некоторых из них А. имеется служба. Указание на совершение памяти А. содержится также в слав. Служебных минеях XII в. и в Минеях-Четиих митр. Московского Макария, где есть и житие А.
А. Балаховская
Иконография. На одном из древнейших (V в.) мозаичных изображений в базилике Св. Амвросия в Милане А. представлен в епископском облачении, но без атрибутов и нимба. Позднее А. изображали с епископским жезлом, в митре, иногда — восседающим на троне или проповедующим; читающим или держащим в руках книгу. Редкий сюжет — Рождение св. Амвросия (М. да Паникале, XV в.) представлен в рим. церкви Св. Климента. В Портрете св. Амвросия Б. Пинтуриккьо (XV в.) в рим. церкви Санта Мария дель Пополо композиционная завершенность подчеркивает глубину дух. образа, а купол над головой святого вторит нимбу. Примечательна также скульптурная работа Я. делла Кверча Епископ св. Амвросий (XV в.) в церкви Св. Петрония в Болонье. К числу наиболее знаменитых относятся изображения А. среди 4 зап. Отцов Церкви (Рафаэль, Диспут о Пресвятых Дарах, нач. XVI в., Ватикан; Г. Рени, XVII в., ГЭ; Бернини, Кафедра св. Петра, 1657, базилика Св. Петра), а также в кругу святых (А. Виварини, М. Базанти, Св. Амвросий на троне и другие святые, XV в., Базалика деи Фрари, Венеция).
Лит-ра: Cabrol F. // DACL 1, 1442; Calderini A. Basiliche dell’etИ ambrosiana di Milano. Mi., 1942, p. 137–138; Aprile R. // BS 1, 989–990.
И. Баранов
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002