Амвросий Серебренников

Найдено 1 определение
Амвросий Серебренников

или Ceребряков (до пострижения Авраам) — архиепископ екатеринославский и Херсонеса-Таврического, сын дьячка вятской епархии, род. в 1745 г., ум. 13-го октября 1792 г. Поступив в 1758 г. в Вятскую семинарию, он, по окончании курса в ней, продолжал учение в Московской духовной академии. В 1768 г. Серебренников назначен в Вятскую семинарию учителем синтаксимы и пиитики, а в 1773 г. переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. По принятии в конце 1775 г. монашества, Амвросий назначен префектом и учителем философии; в 1778 г. переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию на те же должности, а в 1782 г. назначен ректором Новгородской семинарии и возведен в сан архимандрита Антониева монастыря. 26-го декабря 1783 г. Амвросий хиротонисан во епископа олонецкого, в ноябре 1786 г. возведен в сан архиепископа екатеринославского, а по занятии русскими Молдавии, назначен, согласно желанию князя Потемкина, местоблюстителем молдаво-влахийской экзархии. Преосвященный Амвросий известен как ученый и проповедник. Он отличался необыкновенною любознательностью, энергиею и в то же время кротостью характера. Амвросий пользовался большою любовью князя Потемкина-Таврического и расположением Императрицы Екатерины II, узнавшей его во время своего путешествия на юг, где архипастырь-проповедник неоднократно встречал ее и приветствовал речами, за что получил от Государыни алмазный крест на клобук. За свое участие во II-м томе академического словаря избран был членом Российской академии. Из трудов Амвросия изданы: "Краткое руководство к оратории российской" M. 1779 и 1792 г. После риторики Ломоносова это первый опыт руководства на русском языке. Автор проводит здесь мысль, что "русская речь не может быть довольно обильна и возвышенна без славянских слов", хотя в то же время находит, что нет ничего неприятнее, как неумелое соединение славянского языка с русским. Из проповедей его изданы и известны, главным образом, три надгробные слова над князем Потемкиным, из коих "Последнее целование", кроме издания в Яссах в 1791 г., было повторено в "Северной Пчеле" 1848 г., № 208. Это слово хвалили митрополит Евгений, архиепископ Филарет и др. Зная хорошо древние и новые языки, преосвященный Амвросий перевел, между прочим, с французского прозою "Потерянный рай" Мильтона (Москва, 1780 г.), где в предисловии указаны "излишества и погрешности" поэмы относительно учения православной церкви. Кроме того, имеются в рукописях, хранящихся, между прочим, в библиотеке С.-Петербургской духовной академии, многие его проповеди, толкование на книгу пророка Иезекииля, сравнение христианства с Кораном и др.


Дела архива Св. Синода. — Филарет, "Обзор рус. дух. лит.", стр. 361. — Д. Бантыш-Каменский, "Словарь", изд. 1836 г. — М. И. Сухомлинов, "История росс. акад.", т. I, стр. 189—198. — Смирнов, "История Троицкой семинарии", стр. 495.


{Половцов}





Амвросий Серебренников


(или Серебряков) — архиепископ екатеринославский; род. в 1745 г., сын дьячка Вятской губернии; член Российской академии, "местоблюститель экзархии молдовлахийской", † 13 октября 1792 г. Приобрел большую известность своими проповедями, из коих многие напечатаны, а многие остаются еще в рукописях, хранящихся теперь в СПб. духовной академии. Особенную известность приобрела его проповедь "Последнее целование" — надгробное слово, произнесенное при отпевании его великого почитателя кн. Потемкина. Эта проповедь, восхвалявшаяся и митрополитом Евгением и архиепископом Филаретом, несколько раз была напечатана и недавно снова помещена в биографы А. (в т. I "Критико-биогр. словаря" С. А. Венгерова, стр. 497). Кроме проповедей, А. издал перевод Мильтона "Потерянный рай" (М, 1780), не с английского подлинника, а с французского перевода, и "Краткое руководство к оратории российской" (М, 1778; 2-е изд., М, 1791).


{Брокгауз}





Амвросий Серебренников


(или Серебряков; Авраам) — архиепископ Екатеринославский и Херсоно-Таврический.


Родился в 1745 году в семье дьячка Вятской губернии.


В 1758 году поступил в Вятскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию.


В 1768 году назначен учителем синтаксимы и пиитики в Вятскую духовную семинарию.


В 1773 году переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка.


В конце 1775 года принял монашество и назначен префектом семинарии и учителем философии.


В 1778 году переведен в Московскую славяно-греко-латинскую академию на те же должности.


В 1782 году возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и назначен ректором Новгородской семинарии.


26 декабря 1783 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского.


В ноябре 1786 года возведен в сан архиепископа Екатеринославского и Херсонского.


С 22 декабря 1789 года — местоблюститель Молдо-Влахийской епархии.


Скончался 13 октября 1792 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице главного храма.


Преосвященный Амвросий известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера.


Архиепископ Амвросий пользовался большой любовью светлейшего князя Таврического Г. А. Потемкина, расположением императрицы Екатерины II, от которой получил алмазный крест на клобук.


За участие в составлении тома академического словаря Амвросий был избран членом Российской Академии.


Будучи архиепископом Екатеринославским и Херсонским, преосвященный Амвросий занялся миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к Православной Церкви.


Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников.


В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской митрополии преосвященный Амвросий много потрудился над приведением в порядок расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом.


Своим милосердием, благотворительностью и готовностью оказать всякую помощь, владыка привлекал под свою защиту единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель.


Преосвященный Амвросий ценил и уважал подвижников-монахов, покровительствовал монастырям. По прибытии своем в Молдавию он посетил Нямецкий монастырь и возвел в сан архимандрита подвизавшегося в нем знаменитого старца Паисия Величковского (память 15/28 ноября).


При жизни архиепископ Амвросий прославился строгим благочестием и подвижничеством, а после смерти — нетлением останков.


Труды:


Краткое руководство к оратории российской. — М., 1778,1791.


Три надгробных слова над князем Потемкиным Г. А., из которых "Последнее целование". — Яссы, 1791, М., 1791 и // Северная пчела. — 1848. № 208.


Перевод с французского:


Мильтон Дж. Потерянный рай. — М., 1780,1785, 1802.


Кроме того имелись в рукописях в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии и в архиве Святейшего Синода многие его проповеди, Толкование на книгу пророка Иезекииля, Сравнение истин христианства с началами магометанской религии и др.


Литература:


Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловский. — Нижний Новгород, 1907, с. 548.


Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. — М., 1867, с. 495.


Сухомлинов М. И. История Российской академии. — СПб., б. г., т. 1, с. 189—198.


Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. — М., 1836.


Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. — СПб., 1827.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1400.


Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 148.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 675—676.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 148.


Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. — М., 1903—1912, т. 9, с. 167—168,171.


Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 9, с. 54, 76—77.


Православный собеседник. — Казань, 1909, июль—август, с. 210—216.


Исторический вестник. — 1885, июль, с. 21. — 1894, июль, с. 135—140,142.


Православное обозрение. — 1867, май—август, с. 41—42, 45—55.


Русская старина. — 1875, апрель, с. 696; октябрь, с. 253.


Русский архив. — кн. 1, № 2, с. 194. Труды Киевской духовной академии. 1873, январь, с. 26.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 5, с. 356.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 851.


Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 486.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 334.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 90—91.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 360—361.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 65, 73.





Амвросий Серебренников


— Архиепископ Екатеринославский, Член Императорской Российской Академии, родом из Вятской Губернии, обучался сперва в Вятской Семинарии, потом в Московской Духовной Академии; после сам обучал в Сергиево-Лаврской Семинарии и в помянутой Академии был Префектом, а наконец в Новгородской Антониевой Семинарии Ректором. В 1784 году Декабря 26 хиротонисан во Епископа Олонецкой Епархии, бывшей Викарною Новгородской, а оттуда 1786 года Ноября 28 переведен в Екатеринославскую. В 1789 году Декабря 23 пожалован титлом Местоблюстителя Екзархии Молдо-Влахийской и Крестом на клобук; скончался в Полтаве 1792 г. Сентября 13.


В бытность свою при Сергиево-Лаврской Семинарии учителем Риторики сочинил он Руководство к Оратории Российской, в пользу юношества той же Семинарии. Книга сия напечатана в Москве 1778 г. и вторично 1791 г. Кроме нескольких при Дворе говоренных Проповедей, Высочайше одобренных и по Имянному повелению в С.-Петербурге в разные времена напечатанных, заслужили всеобщее одобрение Приветственные Речи его Князю Г.А. Потемкину-Таврическому в Яссах 1790 г. напечатанные, а особливо Надгробное его Слово сему Князю, при всей краткости своей, есть образец трогательного красноречия. Оно было напечатано в Яссах 1791 г. и в Москве 1792 г. По предложению того же Князя он сочинил или, лучше сказать, выбрал из Маракчиевых на Алкоран примечаний и опровержений Рассуждение и сравнение Христианских истин с Алкораном; однако ж книга сия не издана и доныне, а находится рукописью в библиотеке при Святейшем Синоде в С.-Петербурге. Есть еще его Толкование на Пророка Иезекииля, но оно не окончено и остается в рукописях. Из переводов его с Французского языка известны: Мильтонова Поема, Потерянный Рай, напечатанная в Москве 1780 г. и 2 изданием там же 1802 г.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008