Амвросий
АМВРОСИЙ
Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 339 - 4. IV. 397) - епископ Милана с 374; проповедник, богослов (католич. церковью признан отцом церкви), церк. политик. Стремился подчинить светскую власть влиянию церкви. Боролся с язычеством и арианством (стоял за Никейский символ веры). Сочинял церк. гимны, считается основателем литургич. церк. пения на З. (амвросианское пение). Соч.: Opera omnia, Mignc "PL", t. 14-17, P., 1866. Лит.: Dudden P. H., The life and times of Saint Ambrose, Oxf., 1935.
АМВРОСИЙ
333/340 в Трире — 397 в Милане) — сын высокопост. чиновника; после изуч. права и риторики стал консулом Эмилии с резиденцией в Милане. Здесь А., посредн. между ортодоксами и арианами, приобрел такую репутацию, что еще некрещ., был избран в 374 епископом. Осн. его деятельн. сосредотач. в религ.-политич. обл. Так, он не допустил в церковь без публич. покаяния имп. Феодосия, когда тот возвр. после избиения жителей Фессалии. В своих экзегерич., аскетич. и догматич. трудах и проповедях А. использ. идеи Цицерона, Филона, греч. богословов Оригена, Василия, Афанасия, неоплатоников Плотина и Порфирия и приобрел тем самым большое влияние в лат. культурной сфере.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Амвросий
333-397)
Первоначально правовед, ритор, консул Эмилии с резиденцией в Милане. Общаясь с христианскими общинами, приобрел столь глубокое уважение, что, будучи некрещеным, получил в 374 пост епископа. В своей антиязыческой кампании Амвросий опирался на идеи Цицерона, Оригена, Василия Великого, Афанасия, неоплатоников Плотина и Порфирия, что обеспечило ему понимание в среде культурной интеллигенции. Амвросий одним из первых показал подчиненную роль царской власти по отношению к праву первосвященника, когда не допустил императора Феодосия (379-395) к причастию из-за того, что тот не покаялся в совершенном им кровопролитии. Проповеди Амвросия отличались красотой слога. Он написал несколько гимнов для распевания во время богослужения, тем самым положив начало хоровому церковному пению. После смерти Амвросий был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Милане и на Афоне.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Первоначально правовед, ритор, консул Эмилии с резиденцией в Милане. Общаясь с христианскими общинами, приобрел столь глубокое уважение, что, будучи некрещеным, получил в 374 пост епископа. В своей антиязыческой кампании Амвросий опирался на идеи Цицерона, Оригена, Василия Великого, Афанасия, неоплатоников Плотина и Порфирия, что обеспечило ему понимание в среде культурной интеллигенции. Амвросий одним из первых показал подчиненную роль царской власти по отношению к праву первосвященника, когда не допустил императора Феодосия (379-395) к причастию из-за того, что тот не покаялся в совершенном им кровопролитии. Проповеди Амвросия отличались красотой слога. Он написал несколько гимнов для распевания во время богослужения, тем самым положив начало хоровому церковному пению. После смерти Амвросий был причислен к лику святых. Его мощи хранятся в Милане и на Афоне.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Амвросий
(род. в 333/34 или 339/40 в Трире, ум. в 397 в Милане), сын высокопосгавл. чиновника; после изучения нрава и риторики стал консулом Эмилии с резиденцией в Милане Здесь А., посредничая между ортодоксами и ариаттами, приобрел такую репутацию, что еще не крещенным, был избран в 3 /4 епископом. Осн. eго деятельность сосредоточивалась в религиозно-политич. области. Так, он не допустил в церковь без публичною покаяния императора Феодосия, коьта км возвратился после избиения жителей Фессании. В своих экзегерич., аскетич. и дотматич) рудах и проповедях А. использовал идеи Цицерона. Фидона, и реч. бшословов Оригена, Василия, Афанасия, неон тюников Плотина и Порфирия и приобрел тем самым большое влияние в тат культурной сфере Проповеди ею отличались блеском и красотой языка. Деятельность А. не утратила своего значения и по ныне, т. к. он первым ввел в зап. богослужении пение гимнов. Его гимны отличаются т. н. амвросианским размером (8 четырехбитных строф, написанных ямбич. диаметром). Предрождественская песня A. «Veni redemptor gentium» исполняется в переводе Мартина Лютера. Т. н. амвросианский гимн («Те Deum laudamus»), который известен в переводах Лютера и Игнаца Франца, написан не А., а Никетом Ремизианским (ок. 400).
Источник: Словарь античности. 1989