АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
С помощью этого не совсем точного термина обозначают совокупность приемов, характерных для поэтики т.н. «новой драмы». Функция аналитической композиции заключается в постепенном и последовательном раскрытии «роковых» тайн, имеющих важнейшее значение для судеб героев драмы, но до поры до времени неизвестных героям. Обнаружение этих первоначально скрытых для героев тайн непосредственно увязывается с познанием персонажами общей драматической ситуации, которая являясь фундаментом развертывания действия драмы, в то же время оказывается принципиально неразрешимой. Понятие аналитической композиции выводит нас на группу т.н. аналитических жанров, виднейшим из которых является детектив. С известным допущением можно рассматривать образцы новой драмы, строящиеся по законам аналитической композиции, как своего рода семейные или производственные детективные истории. В натуралистической драме аналитическая композиция является чуть ли не обязательным элементом (семейные и личные тайны героев пьес Г. Гауптмана, А. Стриндберга). Исключение составляет только один из вариантов натуралистической драмы — драма «состояния», для которой аналитическая композиция не очень характерна (напр., «Ткачи» Г. Гауптмана). Ярко выраженными чертами аналитической композиции обладают пьесы Э. Золя («Наследники Рабурдена», «Бутон Розы»), Г. Гауптмана («Одинокие», «Перед восходом солнца», А. Стриндберга («Отец»), Г. Ибсена («Кукольный дом», «Дикая утка», «Привидения» и др.). Лит-ра: М. М. Филиппов. Драмы и повести Гауптмана // М. М. Филиппов. Очерки о западной литературе XVIII-XIX вв. – М., 1985; В. Г. Адмони. Генрих Ибсен. – Л., 1989; Б. И. Зингерман. Очерки истории драмы XX в.-М., 1979; А. А. Аникст. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. – М., 1988.
Источник: Лексикон-справочник по курсу «История зарубежной литературы к. 19 – нач. 20 вв.