специфический тип искусства, разрушающий внешне жизнеподобие формы, стремящийся передать невидимые процессы, происходящие в ней. Создателем концепции и идеологии А. И. был П. Филонов. Элементы А. И. присутствуют в ряде авангардных направлений, в частности в кубизме.
Аналитическое искусство
Аналитическое искусство
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
метод, разработанный и обоснованный русским художником П. Н. Филоновым в ряде теоретических работ и в соб-ственном живописном творчестве. Отталкиваясь от принципов кубизма, основоположник аналитического искусства считал, что современные ему художники вос-производят только два свойства природы — цвет и форму, — тогда как все многообразные свойства природы должны влиять на цвето-формоструктурооб-разование в искусстве. По его мнению, любое явление природы обладает гораздо большим количеством свойств — видимых и невидимых «предикатов». Задача художника заключается в том, чтобы уловить скрытые процессы и написать их «формою изобретаемою», то есть беспредметно. «Видящему глазу» Филонов противопоставляет «знающий глаз», превращающий невиди-мое в зримое; геометризации кубистов — принцип «ор-ганического» развития конструкции формы от частного к общему — «чистой эволюционизирующей формы» и принцип «сделанности», в основе которого лежит вос-произведение процесса жизни, подражание методам живой природы. Одной из главных задач он считал создание «атомистической структуры» живописи: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи про-рабатываемый цвет в каждый атом…». В собственном творчестве «прекрасный страдающий Филонов, малоизвестный певец городского страдания» (В. Хлебников), противник «машинной» цивилизации воплотил разрабо-танные им теоретические положения в цикле картин «Ввод в мировой расцвет», многочисленных формулах («Формула пролетариата», «Формула вселенной» и др.), многофигурных и беспредметных композициях, портретах, пейзажах, натюрмортах и др. После Октябрьской революции Филонов возглавил школу Мастеров ана-литического искусства (МАИ), официально утвер-жденную в 1927 г., организовал выставку коллектива МАИ. Но персональная выставка самого художника так и не была открыта.