АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
археологическая культура железного века (8-3 вв. до н. э.) в бассейне Камы, отчасти Средней Волги. Названа по д. Ананьино (под г. Елабуга), близ которой был найден могильник. Раскопаны городища, могильники. Население занималось подсечным земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, металлургией.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
культура Прикамья. Железный век. VIII-III вв. до н.э. Название дано по могильнику у с. Ананьино близ г. Елабуги. Селища, городища, могильники. Бревенчатые жилища. Скотоводство и земледелие.
Круглодонная керамика с ямочками и оттисками шнура по верхнему краю сосуда.
Бескурганные могильники. Каменные стелы на могилах.

Источник: Археологический словарь. 1996

Ананьинская культура
археологическая культура железного века ( V III— III вв. до н. э.), распространившаяся в бассейне Средней Волги и Камы. Получила название по наименованию деревни Ананьеве (Татарстан). Население занималось скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством. Большое развитие получили чёрная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Ананьинская культура
археологическая культура железного века, распространенная в 8 – 3 в.в. до н. э. в бассейне рек Камы, отчасти средней Волги, Вятки и Белой. Названа по деревне Ананьино (Елабужский район, Татарстан), близ которой в 1858 г. был открыт могильник. Племена занимались подсечным земледелием, скотоводством, охотой и рыболовством; знали металлургию меди, бронзы, железа. Изготовляли своеобразную круглодонную глиняную посуду, орудия из кости, а также ткани из шерсти и растительного волокна. Установлено существование торговых связей с племенами Кавказа и Сибири, скифами, сарматами и др. Городища располагались на мысах рек и были защищены валами, рвами и частоколами; жилища преимущественно наземные. Умерших хоронили в грунтовых могилах. Были распространены культы: женского божества, неба, Солнца. Находки свидетельствуют о рас паде первобытнообщинных отношений, выделении родовой верхушки и военных вождей, возникновении патриархального рабства; женщины находились в подчиненном положении. Многие ученые считают племена ананьинской культуры предками современных удмуртов и коми-зырян. См. Железный век, Конецгорское селище, Тиссагеты.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
археологич. культура, распространенная в басс. Камы и отчасти Волги в 8-3 вв. до н. э. Названа по д. Ананьино (Елабужский р-н Тат. АССР), близ к-рой в 1858 П. В. Алабиным был вскрыт богатый могильник. Большинство городищ А. к. располагалось на высоких мысах берегов рек и было защищено со стороны плато высоким земляным валом и глубоким рвом. С остальных сторон они были ограничены крутыми склонами оврагов и берегов рек и окружены частоколом из бревен. Неукрепленных селищ мало. Жилища были гл. обр. наземные. Известно одно полуподземное родовое жилище. Ананьинцы знали металлургию меди и железа, умели обрабатывать кость и кожу, изготовлять ткани из шерсти и растит. волокна и своеобразную глиняную посуду (круглодонные низкие чашки с орнаментом в верхней части). Для А. к. характерны копья с бронз. и жел. наконечниками, бронз. втульчатые топоры-кельты, бронз. и жел. кинжалы, ударное оружие ближнего боя - клевцы (напоминает кирку), лук и стрелы с костяными, бронз. и изредка с жел. наконечниками, жел. ножи, шилья. Ананьинцы занимались земледелием (подсечным), скотоводством, рыбной ловлей и охотой. Установлено наличие торг. связей у них с племенами Кавказа, Сибири, скифами и савроматами (в обмен на пушнину получали оружие, украшения, ткани). Для ананьинцев можно установить почитание женского божества, культ неба и солнца и, вероятно, сил природы. Умерших хоронили в грунтовых могилах. С мужчинами клали оружие, орудия труда, украшения, с женщинами - гл. обр. украшения. Археологич. памятники А. к. свидетельствуют о культурном единстве и родств. связях всего населения этой терр., хотя в отдельных р-нах выделяются нек-рые локальные группы. Изучение погребального обряда и инвентаря указывает на социальное расслоение внутри об-ва А. к., выделение родовой верхушки и воен. вождей, подчиненное положение женщины и наличие патриархального рабства. Т. о., для социального строя племен А. к. характерно разложение первобытнообщинных отношений. По вопросу о происхождении А. к. в науке существуют различные точки зрения; сами же ананьинцы многими учеными считаются предками совр. удмуртов и коми-пермяков.

Лит.: Збруева А. В., История населения Прикамья в Ананьинскую эпоху, в кн.: МИА (No 30), М., 1952; Бадер О. Н., Очерк работ Камской археологич. экспедиции в 1953-54 гг., "Уч. Зап." (Перм. гос. ун-та), 1956, т. 11, в. 3.

А. В. Збруева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АНАНЬИНСКАЯ КУЛЬТУРА
конец 8–3 вв. до н.э., распространена на территории Среднего Поволжья (от р. Ветлуга до г. Ульяновск) и в бассейне р. Кама. Название дано по первому открытому могильнику у с. Ананьино близ Елабуги Татарской АССР, раскопанному П.В.Алабиным в 1858 г. В Волго-Камье и более северных районах (вплоть до Печорского Приполярья) А. к. доживает до 3–2 вв. до н.э., на Средней же Волге — до конца 6 или начала 5 в. до н.э. Известны неукрепленные поселения, городища и могильники. На поселениях и городищах находят остатки наземных бревенчатых жилищ (площадь 10 ? 5 м; 12 ? 4 м). Кроме того, на поселении Конецгор обнаружены разделенные на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами. Население занималось скотоводством и земледелием, а также охотой и рыболовством. Большое развитие получили черная и цветная металлургия, бронзолитейное и кузнечное дело, занимались и ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Характерна круглодонная керамика с ямочным и шнуровым орнаментом (табл. 22). На поселениях находят много изделий из кости, связанных главным образом с охотой (различных форм наконечники стрел, гарпуны, наконечники мотыг). Погребальные памятники представлены бескурганными могильниками, иногда очень обширными (Старший Ахмыловский могильник содержал более 1 100 погребений). На самых ранних из них (например, I Мордовский) в стороне от могил находились группы каменных стел с изображением оружия. В 6–5 вв. до н.э. их сменяют стелы на могилах, иногда с изображением мужчин с оружием или без него. Господствует обряд ингумации в могилах-ямах, над которыми возводились деревянные срубы-домики. Преобладали одиночные погребения, но известны парные и коллективные; представлены расчлененные (повторные) и частичные (захоронения черепов). Погребения в ряде случаев сопровождались мясной напутственной пищей (мужчины — кониной, женщины — говядиной) и различными предметами, включая глиняные сосуды. В мужских погребениях обычно находят оружие, орудия труда (копье, кельт, меч, кинжал, наконечники стрел, клевец) и украшения. В женских могилах встречаются украшения (браслеты, гривны, наборы из бляшек и трубочек-пронизей, нашивавшихся на кожаный головной венчик). Для раннего периода А. к., как и для галыштатской культуры периода «С», характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия. Известны также кремневые наконечники стрел и скребки. На А. к. оказали большое влияние культуры Кавказа (колхидо-кобанская), скифская и восточные культуры кочевников степей Евразии. Особенно значительными были связи ананьинцев с носителями культур Кавказа (многочисленные импортные изделия). Установлено, что технологические приемы обработки железа восходят именно к кавказским традициям.

Источник: Археологический словарь. 1990

Ананьинская культура (общность)
археол. культура (общность) раннего железного века. Названа по Ананьинскому могильнику. Выделена в 1893 А.А.Спициным под наименованием культуры костеносных городищ. Первая характеристика А.К. дана А.В.Шмидтом (1929). Монографический анализ культуры выполнен А.В.Збруевой.    А.К. сложилась в Прикамье, Ср. Поволжье и низовьях р. Белой на базе сходных между собой локальных культур поздней бронзы (бронзы эпоха) - ерзовской, приказанской, луговской, быргындинской, курмантау - при воздействии пришлых заур. черкаскульской, гамаюнской и бархатовской культур.    Тер. ананьинской культ.-ист. общности (КИО) простиралась от р. Суры и Ветлуги на З. до Ур. хребта на В. и от р-нов гг. Ульяновска и Уфы на Ю. до ср. течений р. Сев. Двины, Вычегды и Печоры на С. В истории А.К.(О.) исследователи выделяют три этапа: ранний VIII (VII)-VI вв., ср. VI-IV вв. и поздний IV-III вв. до н.э. Ананьинские пам. - это в осн. укрепленные поселения (городища), неукрепленные пос. (селища и стоянки), могильники. Изв. также единичные святилища.    Городища А.К.(О.) (около 90) расположены на высоких (20-40 м) коренных мысах. Пл. городищ варьируют от 400 до 35000 кв.м. С напольной стороны пос. ограждались одной оборонительной линией из бревенчатой стены на валу и рва, с остальных только стеной. Валы слабоизогнутые, дуговидные, прямые. Ананьинские неукрепленные селища, а также кратковременные стоянки-стойбища, располагались на краях низких и высоких террас, на мысах. Пл. пос. от нескольких десятков до 24000 кв.м (I Половинное). Жилища наземные, срубной, бревенчатой либо каркасно-столбовой конструкции, пл. от 12 до 200 и более кв.м. Дома прямоугольные, чаще всего вытянутой формы. Вдоль центральной оси помещения, иногда вдоль его стен располагались очаги - костры, устроенные прямо на грунте или на глиняной вымостке. В жилищах, кроме керамики, костей животных, вещей и т.п., часто находят следы бронзолитейного произв. - литейные формы, шлаки, сплески металла.    Могильники А.К.(О.) в основном грунтовые, с большим количеством погребений. Могилы неглубокие, прямоугольные или в форме лодки располагались рядами вдоль края террасы. Рядом с нек-рыми из них стояли каменные плиты-стеллы (I Новомордовский, Тетюшский, Пустоморквашинский).    На отд. пос. встречаются ритуальные места, захоронения черепов и костей животных (городища Зуево-Ключевское, Алтен-Тау), святилища (Гремячинское и др.), продолжавшие существовать и в гляденовское время.    Осн. х-ва ананьинских племен Прикамья и Ср. Поволжья являлись скотоводство, металлообработка, их дополнением - охота на пушных и мясных животных, в юж. р-нах - также подсечно-мотыжное земледелие.    Ананьинское об-во вступило в период разложения первобытного строя. Материалы могильников и городищ свидетельствуют о начавшемся имущественном и социальном расслоении в ананьинских общинах, развитии патриархальных отношений, усилении роли войны в жизни об-ва. Антропологический тип нас. А.К. определен как метисный: в основе монголоидный с отд. европеоидными чертами. Ананьинские племена (прапермяне) являлись древней основой, на к-рой сформировались народы коми и удмуртов.    Лит.: Збруева А.В. История нас. Прикамья в ананьинскую эпоху // МИА, 1952. № 30; Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969; Кузьминых С.В. Металлургия Волго-Камья в раннем желелезном веке (медь и бронза). М., 1983; Иванов В.А. У подножия Рифейских гор. Уфа, 1982; Петренко А.Г. Древнее и средневековое животноводство Поволжья и Предуралья. М., 1984.    Борзунов В.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF

Хронология раннего периода ананьинской культурно-исторической области

Кузьминых Сергей Владимирович, Чижевский Андрей Алексеевич
В статье рассматриваются вопросы хронологии раннего периода развития ананьинской культурно-исторической области.
Читать PDF

К вопросу о датировке начального этапа ананьинской культуры Волго-Камья

Коренюк С. Н.
Статья посвящена обоснованию датировки начального этапа ананьинской культуры Волго-Камья.
Читать PDF

Особенности расположения памятников ананьинской культуры в Пермском крае

Демаков Д.А.
В статье дается характеристика особенностей расположения памятников ананьинской культуры, относящейся к эпохе раннего железного века, и характеризуется ее начальный этап.
Читать PDF

Болгарское IX селище - памятник финала ананьинской культуры в окрестностях г. Перми

Васильева Анастасия Владимировна, Коренюк Сергей Николаевич, Перескоков Михаил Львович
В статье анализируются материалы раскопок Болгарского IX селища в окрестностях г. Перми. Характеризуются исследованные объекты, предположительно интерпретированные авторами как жилая (?) и культовая постройки.
Читать PDF

Усть-Нечкинские городища в среднем Прикамье на этапе ананьинской культуры (топография, планировка, и

Черных Елизавета Михайловна, Перевозчикова Светлана Александровна
Публикуются материалы новых раскопок известного памятника на территории удмуртского Прикамья, до настоящего времени остающегося загадкой для специалистов.
Читать PDF

Система расселения носителей ананьинской культурно-исторической области в бассейне рек Вятка и Ветлу

Оруджов Эдуард Игоревич
В статье рассматриваются закономерности размещения поселенческих памятников ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики (АКГШК) ананьинской культурно-исторической области (АКИО) бассейнов рр. Вятка и Ветлуга.
Читать PDF

Особенности материальной культуры ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики бассейнов рек Вя

Оруджов Эдуард Игоревич
В статье рассматриваются особенности материальной культуры ананьинской культуры гребенчато-шнуровой керамики (АКГШК) ананьинской культурно-исторической области (АКИО) бассейнов рек Вятка и Ветлуга.
Читать PDF

ПРЕДМЕТЫ КОНСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ ИЗ ЗУЕВСКОГО МОГИЛЬНИКА АНАНЬИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ В УДМУРТ

Черных Елизавета Михайловна
Статья подготовлена к 120-летию открытия Зуевского могильника, который является одним из немногих крупных ананьинских некрополей в Прикамье.