Anastasius Bibliothecarius) — библиотекарь Римской Церкви, церк. деятель, близкий советник пап Николая I, Адриана II, Иоанна VIII; антипапа (август-сентябрь 855); род. между 810 и 817, вероятно, в Риме, ум. ок. 879.
Племянник кардинала-еп. Орте Арсения, А. был в 847/848 назначен кардиналом-пресвитером церкви Св. Марцелла, но вскоре по невыясненным причинам он вступил в конфликт с Папой Львом IV и был вынужден покинуть Рим. А. искал поддержки у визант. императора и обрел пристанище в Аквилее. В 850 его отлучили от Церкви. После смерти Папы Льва IV в 855 А. безуспешно боролся за папский престол с Бенедиктом III, избранным большинством клира и народа Рима. А., провозгласивший себя Папой Анастасием III, вскоре осознал свое поражение и раскаялся. Папа Бенедикт III отменил отлучение, совершенное его предшественником, и вернул А. в лоно Церкви. А. стал ближайшим соратником Папы Николая I и в течение долгих лет определял политику Рим. Церкви в отношении Константинополя. Папа Адриан II назначил А. библиотекарем Рим. Церкви, т.е. главой папской канцелярии. Этот пост он занимал и при Папе Иоанне VIII. А. всегда проявлял себя как последовательный и ревностный сторонник идеи примата Рим. Церкви; будучи противником патр. Фотия, он оказал всемерную поддержку свв. Кириллу и Мефодию во время их пребывания в Риме в 867/868. Когда кузен А. Элевтерий в 868 убил жену и дочь Адриана II, А. впал в немилость до тех пор, пока не было признано, что он непричастен к их гибели. В конце 869 в составе посольства имп. Свящ. Рим. империи Людовика II он был отправлен в Константинополь, вероятно, для ведения переговоров о заключении династического брака. Там он присутствовал на последней сессии IV Константинопольского собора, осудившего патр. Фотия. Документы этого собора А. перевел по возвращении в Рим. А. также принадлежит перевод постановлений II Никейского собора, прежний перевод которых содержал серьезные ошибки. При Папе Иоанне VIII авторитет А. несколько уменьшился. Вместе с тем у него появилась возможность больше времени отдавать лит. деятельности. А. всегда чувствовал свое призвание посредника между двумя христ. мирами. Он перевел проповедь Феодора Студита о св. ап. Варфоломее, Страсти Петра Александрийского, глоссы Максима Исповедника и Иоанна Схоластика к трудам Псевдо-Дионисия Ареопагита, Страсти Дионисия Ареопагита. А. отредактировал перевод соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита, выполненный Иоанном Скотом Эриугеной, составил собрание документов, относящихся к монофелитским спорам (монофелитство). Источниками для его трехчастной хронографии послужили работы визант. историков Феофана Хронографа и Георгия Синкелла. Вероятно, А. принадлежит часть биографии Папы Николая I в Liber Pontificalis. Под его сильным влиянием находился автор биографии Папы Адриана II.
Соч.: Collectanea / Ed. J. Sirmondi. P., 1620; Epistolae sive Praefationes / Hrsg. E. Perels, G. Laehr // MGHEp 7, 395–442.
Лит-ра: Perels E. Papst Nikolaus I und Anastasius Bibliothecarius. B., 1920; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. C., 1948; Devos P. Anastasius le BibliothОcaire // Byzantion 32 (1962), 97–115; Leonardi C. Anastasio Bibliotecario e l’Ottavo Concilio e*****enico. Spoleto, 1987.
В. Прозоров