Андреева-Дельмас, Любовь Александровна

Найдено 1 определение
Андреева-Дельмас, Любовь Александровна

(урожд. Тищинская; сцен. псевд. Дельмас; по мужу Андреева) [17(27).9.1884, Чернигов — 30.4. 1969, Ленинград] — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог. Жена П. Андреева. Род. в семье служащего Гос. банка. С детских лет училась музыке под рук. матери 3. Дельмас, преподавательницы музыки и иностр. языков. Пению обучалась в 1898—1905 в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой), по окончании к-рой была принята в петерб. "Новую оперу" (Нар. дом, антр. А. Церетели). В этот период совершенствовала свое вокально-сцен. мастерство под рук. М. Славиной. В 1907 гастролировала в Казани и Екатеринбурге, в 1908—09 пела в Киев. опере (вместе с мужем), в 1910—11 — в петерб. Нар. доме (антр. Н. Фигнера), на сцене к-рого создала прекрасный образ Марины Мнишек. Увидя А.-Д. в этой роли, восхищенный Ф. Шаляпин предложил ей принять участие в "Рус. сезонах" в Монте-Карло (янв. 1912) и Париже (1913—14). В 1913—19 солистка петрогр. Т-ра муз. драмы, в 1919—22 — ГАТОБа. В 1923 гастролировала по городам Сибири: Ново-Николаевск, Иркутск, Красноярск, Минусинск (здесь поставила "Пиковую даму" и "Черевички"), в 1926 — в Уфе и Самаре. В 1928 принимала участие в гастрольных концертах с артистами МХАТа, в 1930 — с артистами моск. Большого т-ра (по южной и средней полосе России). Обладала красивым звучным голосом, актер. темпераментом, ее отличала яркая внешность. Создала на оперной сцене ряд запоминающихся муз.-сцен. образов. Репертуар А-Д. включал св. 60 партий, различных по своему характеру (лирич., драм. и комедийные).


1-я исп. партий: Хиври ("Сорочинская ярмарка", инструментовка Ц. Кюи); в Киеве — Призрака матери ("Елка"). Лучшие партии: Любаша ("Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Амнерис, Кармен (эту партию готовила под рук. М. Славиной и выступила в ней 400 раз). Др. партии: Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Лаура ("Каменный гость"), Кончаковна, Груня ("Вражья сила"), Хозяйка корчмы, Лия, Ольга ("Евгений Онегин"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Морозова ("Опричник"), Солоха ("Черевички"), Миловзор, Любовь, Иоанна, Лель, Весна-красна, Ганна ("Майская ночь"), Ткачиха, Любава; Паж Урбан, Лаура ("Джоконда"), Зибель, Далила, Маддалена, Азучена, Королева и Женевьева ("Пеллеас и Мелизанда"). Выступала также в опереттах "Сильва" И. Кальмана и "Красное солнышко" Э. Одрана. Партнеры: П. Андреев, М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у А. Коутса, Г. Фительберга.


В 1914, увидев актрису в роли Кармен, потрясенный А. Блок написал ей: "Я смотрю на Вас в "Кармен" третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюблюсь в Вас... Ваша Кармен совершенно особенная, очень таинственная". Поэт посвятил А.-Д. лирич, цикл "Кармен".


Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо,


К созвездиям иным, не ведая орбит,


И этот мир тебе — лишь красный облак дыма,


Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!


И в зареве его — твоя безумна младость...


Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен...


Мелодией одной звучат печаль и радость...


Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.


31 марта 1914


(Блок А. Из цикла "Кармен". — В кн.: Сочинения в одном томе. — М; Л., 1946. С. 221.) А. Блок не пропускал ни одного спектакля и концерта с участием певицы. Особенно он любил в ее исп. романс А. Бородина "Для берегов отчизны дальней". Свидетельством глубокой дружбы явилась шестилетняя (1914—20) переписка между ними. Талант певицы высоко ценили Н. Малько, А. Глазунов, К. Станиславский, В. Каратыгин, О. Книппер-Чехова, К. Чуковский.


В годы Великой Отечественной войны принимала участие в организации шефских концертов для солдат.


С 1932 преподавала в Муз. уч-ще и на рабфаке при Ленингр. конс. С 1933 ассистент в кл. П. Андреева. В 1934—51 вела кл. сольного пения в Ленингр. конс. (с 1938 доцент).


В 1937 возглавляла преподавательский состав в вокальной студии Дворца культуры им. С. М. Кирова (проводила концерты, поставила оперы "Евгений Онегин" и "Кармен").


Награждена медалями "За оборону Ленинграда" и "За доблестный труд" (обе — 1944). Записала на грампластинки 7 произв. в Петербурге ("Граммофон", 1906, 1914).


Имеется портрет певицы худож. А. Мурашко (частная коллекция, Ленинград).


Соч.: Моя ученица. — Муз. кадры (Л.). 1940. № 20—21. С. 3.


Лит.: Туpков А. Александр Блок. — М., 1969. С. 243—244; Его же. Творческие сны // Неделя. 1969. № 32. С. 6; Гоpелов А. Цикл "Кармен" А. Блока // Звезда (Л.). 1969. № 11. С. 190—199; Его же. Александр Блок и его Кармен // Аврора. 1971. № 16. С. 66—72; Его же. Гроза над соловьиным садом: А. Блок. — Л., 1973; Его же. Среди бушующих созвучий // Муз. жизнь. 1984. № 18. С. 20—21; Шилов Л. Кармен: По страницам блоковских дневников и писем // Юность. 1969. № 10. С. 92—99; Письма А. А. Блока к Л. А. Дельмас // Звезда (Л.). 1970. № 11. С. 190—205; Клинко Т. Л. А. Дельмас-Андреева // Музыка и жизнь. Вып. 2. — Л.; М., 1973. С. 215—230; Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. — 1974. С. 28—29, 44— 46; Емельянова В., Стюнекова А. Любовь Андреева-Дельмас // Лит. Россия. 1980. 7 марта. С. 16; Лесс Ал. Л. Титта Руффо. — М., 1983. С. 53—54; Вельтеp H. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 65—66.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008