Андрей Боголюбский

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Боголюбский Андрей

Боголюбский, Андрей, см. Андрей .

Источник: Биографический словарь. 2008

Андрей Боголюбский
(не ранее 1100-1174) – великий князь владимирский(с 1157). Сын князя Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за Киев, княжил в Вышгороде, Турове и др. Сделал г. Владимир столицей Ростово-Суздальской земли. Лишил владений и изгнал в Византию своих родственников. Организовал походы в Южную Русь и захват Киева. Убит в результате боярского заговора. Канонизирован Русской православной церковью.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Андрей Боголюбский
(не ранее 1100; по другим данным ок. сер. 20-х гг. XII в.–1174). Великий князь Владимирский (с 1157 г.). Сын князя Юрия Долгорукого и половчанки из ханского рода. Получив власть в Ростово-Суздальской земле, перенес ее столицу из Суздали во Владимир. По его инициативе в новом стольном городе был построен Успенский собор, где велось Владимирское летописание, положенное в основу летописной традиции Москвы и Твери. Добился расширения территории княжества, ставшей ядром формирования великорусской народности. Заложенные Андреем Боголюбским политические традиции были восприняты Московским великим княжеством в период формирования единого Русского государства. Убит в результате дворцового заговора.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
(около 1111-1174), великий князь владимиро-суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого. Участвуя в походах отца, проявил храбрость и приобрел военный опыт в сражениях под Луцком (1150), за Киев (1151), при осаде Чернигова (1152). После смерти Юрия Долгорукого (1157) стал великим князем владимирским, ростовским и суздальским, столицей княжества сделал Владимир и укрепил его. Вблизи города был выстроен замок Боголюбово (отсюда прозвище князя — Боголюбский). Опираясь на поддержку горожан и мелких феодалов, упорно боролся с боярами за единовластие. Изгнал своих родственников и крупных бояр из Ростовской и Суздальской земель, предотвратив опасность их вотчинного раздела, укрепил власть великого князя. Сочетая военные походы с активной дипломатической деятельностью, стремился объединить под своей властью другие русские земли. Подчинил своему влиянию Новгород. Совершил поход на Киев (1169), утративший к тому времени значение центра Руси, и оставил там княжить своего младшего брата Глеба. Успешными походами на волжских болгар укрепил восточные границы своего княжества. Стремление Андрея Боголюбского к усилению централизации государственной власти вызвало недовольство крупных бояр и привело к заговору против него. В ночь на 29 июня (6 июля) 1174 убит заговорщиками в Боголюбово. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
ок. 1111-1174) - кн. владимиро-суздальский с 1157, сын Юрия Долгорукого. В юности участвовал в походах отца, был князем в Вышгороде под Киевом. В 1155 ушел в Ростово-Суздальский край, где родился, вырос и имел крепкие связи; обосновался во Владимире. Содействуя развитию феод. отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торг.-ремесл. кругами Ростова и Суздаля. После смерти отца стал также князем ростовским и суздальским, вопреки воле Юрия Долгорукого, завещавшего Ростов и Суздаль младшим сыновьям - Мстиславу и Михалку. В 1162 А. Б. удалил их вместе с двумя племянниками Ростиславичами и многими отцовскими боярами. Являясь самым могуществ. князем на Руси, А. Б. пытался объединить под своей властью рус. земли. С 1159 упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти и вел сложную воен. и дипломатич. игру в Юж. Руси. В 1169 войска А. Б. взяли Киев. А. Б. добился права получать дань с населения Двинской земли. Став "самовластцем всей Суздальской земли", А. Б. перенес столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и др. церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укрепл. княж. замок Боголюбово - любимая резиденция А. Б., по названию к-рой он и получил прозвище. Для усиления своей власти А. Б. перенес из Юж. Руси особо чтимую икону богородицы, распорядился составить сказание о ее "чудесах", победоносном походе на волжских болгар в 1164, к-рому было придано значение всемирно-историч. события, связанного с общим походом христианского мира против "неверных". В правление А. Б. Владимиро-Суздальское кн-во достигло значит. могущества и было сильнейшим на Руси. Усиление княж. власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против А. Б., в результате к-рого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 был убит.

Лит. см. при статье Владимиро-Суздальское княжество.

И. У. Будовнуц. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
святой (ок. 1110-1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого. Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.
При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем - Киевском - столе. Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри княжеского рода при этом не было места государственным отношениям - они принимали чисто семейный характер. Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь - его достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем - новая передвижка. Такой порядок был неудобен и сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.
Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.
Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем, чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, он на собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа), благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.
Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица сказала: "Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!"
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св. Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону, остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди "начальников убийства" - ключник Анбал Ясин - иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию "Иуды с жидами" перед предательством Спасителя.
Летопись приводит и непосредственную причину преступления - это активная просветительская деятельность князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие. Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: "Бывало, придет гость какой из Царьграда... или латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе..." Согласно воззрениям Талмуда, гой, "совративший" еврея в христианство, заслуживает безусловной смерти.
Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность трудов великого киязя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской государственности.
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Андрей Боголюбский

— великий князь Владимирский и Киевский, внук Владимира Мономаха, сын Юрия и дочери половецкого хана Аспы, род. около 1111 г. Его отец, Юрий, получил от Владимира Мономаха в удел отдаленную и глухую Ростовско-Суздальскую землю и дал своему сыну город Владимир на Клязьме. Здесь А. Б. и прожил первую половину своей жизни, и только под 1147 г. попадается известие, что отец посылал его и другого своего сына Ростислава против соседнего рязанского князя, который и был ими изгнан. Когда в 1149 г. Юрий вступил в борьбу за обладание киевским великокняжеским столом, незаконно захваченным его племянником Изяславом, А. принял деятельное участие в этой войне и несколько лет провел на юге. Здесь он проявил удивительную личную храбрость в бою, а после боя — осторожность, трезвость мысли, умеренность, миролюбие, понимание обстоятельств и отчетливое представление о политическом преимуществе родного севера сравнительно с чужим югом. Так, во время похода в Волынскую землю, принадлежавшую Изяславу, двинувшись на соединение с отцом под Луцком, А. около Муравицы (в Дубенском у.), во время ночного переполоха, был оставлен своими союзниками — половцами. Испуганный брат его Ростислав несколько раз советовал ему отступить, но А. решил дождаться рассвета, несмотря на настояния Ростислава и даже собственной дружины. Когда же наступил день, А. бросился на неприятеля, вышедшего из Луцка, опередил своих и был окружен. А., которого сопровождали только 2 "детских" (члены младшей дружины), был ранен двумя копьями и едва не погиб от рогатины какого-то немчина. Князю еле удалось отбиться и ускакать. В 1151 г. в битве под Киевом А. также оказал чудеса храбрости. В пылу битвы он переправился за Лыбедь, был окружен неприятелем и непременно погиб бы, если бы один половчанин насильно не поворотил обратно его коня. В битве на р. Руте А. дрался так отчаянно, что копье и щит его были сломаны, шлем свалился с головы, а конь был ранен. При осаде Юрием Чернигова (где заперся союзник Изяслава, Изяслав Давидович), продолжавшейся 20 дней, А. также отличился. Когда Изяслав задумал выгнать брата А., Ростислава, из Переяславля, то А. с братом отстояли город. Участвуя, по воле отца, в обоих походах на Киев, А. не сочувствовал стремлению своего отца во что бы то ни стало утвердиться в Киеве в качестве великого князя. Неоднократно он старался примирить Изяслава с Юрием, хлопотал за первого. После несчастной для Юрия битвы под Киевом в 1151 г., когда он бежал в Остер, А. уговаривал его возвратиться в Суздаль: "Теперь нам нечего делать в русской земле: уедем-ка в Суздаль за тепло". Но Юрий был типичным древнерусским князем, порабощенным идеей необходимости для старшего в роде обладать Киевом. В конце концов, после многих битв и превратностей судьбы, Юрию удалось прочно утвердиться в Киеве в 1155 г., где он и скончался в 1157 г. После водворения в Киеве Юрий дал в удел А. Вышгород. Но А. до такой степени не любил Киевской земли, что в 1155 г. тайно оставил Вышгород и удалился на север с семьей, окруженный приближенными, взяв икону Божьей Матери, по преданию, написанную евангелистом Лукой. После смерти Юрия А. должен был бы, по старому порядку, перебраться в Киев, предоставив Ростовско-Суздальскую землю младшим братьям. Но жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали его своим князем, и он выгнал не только своих братьев Мстислава, Василька и Всеволода и племянников Ростиславичей, но также и "передних" бояр старых городов — Ростова и Суздаля, — "хотя самовластец быти всей земле Суздальской". Поход А. на болгар в 1164 г. был последним походом, в котором он принимал личное участие. Волжские болгары вели торговлю с сев.-вост. Русью, и на этой почве, вероятно, и возникали недоразумения, которые пришлось разрешить оружием. Вполне понимая огромное влияние религии и духовенства на современников, А. придал этой войне религиозный характер, представил ее делом богоугодным, почему и взял с собой историческую икону Божьей Матери. Поход был очень удачен: болгары были разбиты, уничтожено было несколько их селений и город Бряхимов. Объявив себя вел. князем владимирским или суздальским, А. подчинил себе соседних князей — рязанских, смоленских, муромских и полоцких, которые сделались его "подручниками" и всегда принимали участие в устраиваемых им походах. Оставшиеся более независимыми от А. Киев и Новгород скоро навлекли на себя его гнев. Когда новгородцы выгнали от себя князя Святослава, его племянника, и пригласили к себе Романа, сына киевского князя Мстислава Изяславича, А. послал на Киев войско, и в 1169 г. Киев был взят приступом и разорен. Там А. посадил князем своего брата Глеба. В 1170 г. А. послал войско под начальством сына Мстислава наказать новгородцев. Поход был неудачен. Новгород был осажден, но успел отстояться, и войско А., после больших потерь, вернулось обратно. Все-таки новгородцам пришлось подчиниться А. и принимать князей по его указанию, т. к. он прекратил доступ хлеба с Волги в Новгородскую область. Второй поход А. на болгар в 1172 г. был неудачен: передовой отряд, под начальством Мстислава, отправился в зимнее время, был встречен сильным болгарским войском, обратился в бегство и едва не был истреблен. Суровая зима заставила вернуться и главную рать. Последнее военное предприятие А. было также неудачно. После смерти Глеба в Киеве (в 1172 г.) А. потребовал у нового киевского князя Мстислава выдачи бояр, заподозренных им в умерщвлении Глеба. На этот раз в походе суздальцев приняло участие 20 князей, а войско, будто бы, доходило до 50.000 чел. Девятинедельная осада Вышгорода была безуспешна. Прибытие нового войска на помощь осажденному Вышгороду заставило войска А. отступить в беспорядке, тем более, что князья очень неохотно приняли участие в этом походе. Трагическая смерть А. 29 июня 1174 г. прекратила все его дальнейшие замыслы. С годами А., гордый, властный и вовсе не мягкосердечный, становился еще более тяжелым для окружающих, которые становились все неувереннее в своей судьбе. Удалив от себя старых бояр, он окружил себя новыми любимцами, людьми безвестными, сомнительного происхождения; на первом месте среди них стоял некий яс Анбал (из какого-то кавказского племени); выкрест-еврей Ефим Моизич играл тоже очень видную роль. Но когда у непостоянного князя появился новый любимец, Прокопий, тогда старые соединились с уцелевшими остатками бояр (Кучковичи, родственники А. по первой жене, одного из которых А. приказал казнить) и составили заговор на жизнь А. Ночью 29 июня 1174 г. заговор был приведен в исполнение, и А., изрубленный мечами и исколотый ножами в своей спальне, был окончательно добит на лестнице, куда он выбрался в беспамятстве. Последние годы жизни А. не пользовался народной любовью. Его чиновники до такой степени притесняли население, что немедленно после его смерти в Ростовско-Суздальской области началась анархия — ограбления и убийства его тиунов, а трагическая смерть не вызвала взрыва народного негодования. А. Б. представляет собой новый, нарождавшийся тогда тип северного велико-русского князя, воина-собирателя, стремившегося к единовластию, к округлению своей области, порвавшего с прежними родовыми традициями, не любившего ни дробления областей между детьми, ни старых бояр, ни вечевых порядков. Набожный и хорошо образованный для своего времени, он любил иностранцев и охотно принимал их к себе на службу. Русской церковью А. Б. причислен к лику святых; в 1702 г. были открыты его мощи, покоящиеся в г. Владимире, в Успенском соборе. (Летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Воскресенская, Никоновская; Карамзин, Соловьев, т. I; Иловайский, т. I; Костомаров, Рус. ист. в жизнеопис., т. I; Ключевский, Курс рус. ист., т. I; монография Погодина: Кн. Андрей Юрьевич Боголюбский).


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
Князь Андрей Боголюбский — фигура очень символичная, стоящая на переломе двух эпох — Руси Киевской и России Московской. Главное значение его деятельности состоит в том, что при нем, и во многом благодаря ему, впервые оформились и ярко обозначились важнейшие самобытные черты северо-восточной окраины Руси: ее великорусского быта, ее духовной культуры и ее государственного устройства. Этот князь положил начало новой политике, новой организации власти и самому характеру владимирских и московских князей, этих знаменитых в наших летописях «северных самовластцев», трудами и потом которых была в конце концов собрана распавшаяся на уделы Русь. Таким образом, князь Андрей стоит как бы в самом начале очень важного в русской истории и во многом символичного процесса «перетекания» общегосударственного центра из южных пределов страны в северные. Наши источники, к сожалению, не отражают всех деталей этого любопытного явления, но причины его для нас понятны и легко объяснимы. На протяжении четырех веков центром Руси был Киев. Вокруг этого города и прилегающих к нему земель вращалась вся русская история: здесь были самые крупные и многолюдные города, здесь находились владения наиболее могущественных князей, здесь сосредотачивалась главная часть населения и национальных богатств страны. Благодатный климат, плодородные земли, близость торговых путей — все, казалось, способствовало росту и процветанию этого города. Но, к несчастью, случилось обратное — именно эти обстоятельства оказались для него губительными. После того как единая Русь распалась на отдельные волости и была поделена между потомками Владимира Святого, жители Приднепровья не знали ни минуты покоя — усобные войны князей, отстаивавших и отбивавших друг у друга желанный киевский стол, ежегодные набеги половцев, постоянные грабежи и разорительные походы постепенно привели к развалу торговли, упадку благоденствия и оттоку населения. Речная полоса по среднему Днепру и его притокам в XII веке начинает постепенно пустеть. Но в то время как Киевская Русь переживала медленный упадок и постепенное запустение, совершенно обратные процессы происходили в ее северовосточных пределах — за рекой Угрой, в междуречье Оки и Верхней Волги. Эти земли, заселенные в древности славянами-вятичами и финским племенем меря, на протяжении нескольких веков считались на Руси чуть ли не синонимом дикости и глухости. И в самом деле, к северу от верхней Оки и Десны тянулись в то время дремучие непроходимые леса, известные в наших сказаниях под именем Брынских. Именно в них жил Соловей-разбойник и именно через них наш былинный герой Илья Муромец налаживал «дорогу прямоезжею», что в те времена считалось немалым подвигом. Князья не рисковали подражать удалому богатырю и объезжали «вятскую землю» стороной. Добираясь, к примеру, из Мурома в Киев, они плыли до верховьев Волги, потом ехали посуху до Смоленска и спускались вниз по Днепру. Только Владимир Мономах, отважный воин и неутомимый ездок, на своем веку изъездивший всю русскую землю, осмелился однажды проехать из Киева в Ростов напрямик «сквозь вятичей», о чем не без гордости упомянул в своем Поучении. Ростово-Суздальская земля лежала за этими дремучими лесами и называлась в старину Залесской. Издревле здесь существовал только один крупный центр — Ростов. При Владимире Святом и его сыне Ярославе Мудром появились еще два больших города: Суздаль и Ярославль. Однако подлинный расцвет этой окраинной земли начался при отце Андрея Боголюбского Юрии Долгоруком. Он был первым в непрерывном ряду князей Ростовской области, которая при нем только и обособилась в отдельную волость: до того времени это глухое захолустье служило прибавкой к южной Переяславской волости. Одни за другим при Юрии вырастают новые города: Москва, Юрьев-Польский, Переяславль Залесский, Дмитров, Городец на Волге, Кострома, Стародуб на Клязьме, Галич Мерский, Звенигород, Владимир на Клязьме, Тверь и другие, что указывает на усиленную колонизацию и все возрастающий приток жителей. Это постоянно пребывающее с юга население положило начало великоросской или собственно русской народности. Ростовские князья хорошо понимали, какие важные выгоды сулит им такое положение вещей и оказывали переселенцам всяческое содействие: брали их под свое покровительство, помогали с обустройством и налаживанием новой жизни. Сам Андрей говорил о себе, что он «всю Белую (Суздальскую) Русь городами и селами великими населил и многолюдной учинил». Отношения между пришлым населением и северными князьями были совсем не те, что на юге. Если в Приднепровской стороне главные города выросли из племенных центров, имели свою сильную аристократию и вечевое устройство, часто переходили из рук одного князя под управление другого (то есть поневоле должны были иметь свои интересы, очень часто несовпадающие с княжескими), то совсем другая картина наблюдается на севере. Пришлое население не могло иметь родовой организации, старые племенные отношения между большинством жителей были навсегда разорваны. Притом все города были построены и населены князьями, которые не переменялись, а были на протяжении многих лет одни и те же. Могли ли в этих условиях горожане противиться княжеской воле? И действительно, в XII веке мы видим на северо-востоке только два города — Ростов и Суздаль, — имеющие сильную аристократию и сложившееся вечевое устройство. Жители других городов считали себя людьми князя и во всем были послушны его воле. В этом видят главную причину того, что княжеская власть в Ростовской земле была гораздо крепче и тверже, чем на юге, и при известных обстоятельствах могла легко сделаться самовластной. Считается, что Андрей родился где-то около 1111 г. По своим привычкам и воспитанию это был настоящий северный князь. Когда он подрос, отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший суздальский пригород, и там Андрей прокняжил далеко за тридцать лет своей жизни, ни разу не побывав в Киеве. Только в середине 40-х гг., когда Юрий начал борьбу за киевский стол и ввязался в бесконечную войну с южными князьями, Андрей поневоле провел в Приднепровье несколько лет, участвуя во всех отцовских походах. Захватив наконец киевский стол, Юрий посадил Андрея у себя под рукой в Вышгороде. Но Андрею не жилось там. Не спросившись отца, он в 1150 г. тихонько ушел на свой родной суздальский север. Летописец так объяснял этот поступок Андрея: «Смущался князь Андрей, видя настроение своей братии, племянников и всех сродников своих: вечно они в мятеже, в волнении, все добиваясь великого княжения киевского, ни у кого из них ни с кем мира нет, и оттого все княжения запустели, а со стороны Степи все половцы выпленили; скорбел об этом много князь Андрей в тайне своего сердца и, не сказавши отцу, решился тайно уйти к себе в Ростов и Суздаль — там-де поспокойнее». Уезжая, князь захватил из Вышгорода чудотворную икону Божьей Матери, которая стала потом главной святыней Суздальской земли под именем Владимирской. Как гласит легенда, путь иконы на север сопровождался многими чудесами, а неподалеку от Владимира кони под иконой вдруг встали. Князь велел здесь заночевать. Ночью Божья Матерь явилась ему во сне и запретила вести икону в Ростов, как он прежде собирался (или делал вид, что собирался), но приказала оставить ее во Владимире. Андрей так и поступил, а на месте видения основал село, названное Боголюбовым. Позже он построил там богатую каменную церковь Рождества Богородицы и терем. С тех пор Боголюбове сделалось его любимым местопребыванием. В мае 1157 г. Юрий Долгорукий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти старые города, а сделал своим стольным городом Владимир. Этот прежде незначительный молодой городок он украсил великолепными сооружениями, придавшими ему невиданную на северо-востоке Руси пышность Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников блеском иконостаса, стенной живописью и обильной позолотой, он построил во Владимире Спасский и Вознесенский монастыри, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей в разных частях своей волости. Город Владимир он расширил и превратил в неприступную крепость, соорудил к нему золотые ворота, а другие отделал серебром; он наполнил его, по замечанию одного летописного свода, купцами хитрыми, ремесленниками и рукодельниками всякими. Благодаря этому пригород Владимир вскоре превзошел богатством, благолепием и населенностью оба старших города волости. Во всех этих начинаниях было много искреннего благочестия и любви к родному городу. Вообще, Андрей был очень набожен, и его часто можно было видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах Нередко по ночам он один входил в церковь, сам зажигал свечи и долго молился перед образом. Однако в остальном Боголюбский оставался суровым и своевольным хозяином, который всегда поступал по-своему, а не по старине и не по обычаю. В методах его правления было много нового, прежде на Руси невиданного. Так, со своими братьями Андрей обошелся как истый самовластец: никому из них он не дал волости в Суздальской земле, а в 1162 г. вовсе выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вторую жену Юрьеву, вместе с ее детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом (будущим его преемником Всеволодом Большое Гнездо), потом удалил и племянников — двух сыновей своего старшего брата Ростислава Юрьевича. Точно так же не любил Андрей старшей отцовской дружины. Многих Юрьевых бояр он выгнал, других заключил в темницу. А с остальными жил не по-товарищески и не объявлял им своих дум, к чему привыкли бояре старой Руси. При Андрее Северо-Восточная Русь начала оказывать все более возрастающее влияние на жизнь всех окружающих земель. В 1164 г. Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием удачно воевал с камскими болгарами, перебил у них много народу и взял знамена. Князь болгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город. После этой победы Андрей взял славный город болгарский Бряхимов и пожег три других города. Но главной и постоянной целью Андрея было унизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами и перенести это старшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород. Он добивался того, чтобы по своему желанию отдавать эти два важных города с их землями в княжение тем из князей, которых он захочет посадить и которые, в благодарность за это, будут признавать его старейшинство. Однако чрезмерная крутость помешала ему достичь желаемого. В 1158 г Андрей послал сказать новгородцам: «Будь вам ведомо хочу искать Новгорода и добром и лихом». Новгородцы смутились и на первый раз уступили требованию — прогнали от себя правившего тогда князя Святослава, а на его место взяли от Андрея его племянника Мстислава Ростиславича Но потом Андрей вдруг переменил свое решение, отозвал Мстислава и велел новгородцам взять обратно Святослава. С немалой досадой новгородцы согласились опять на Святослава, но мира с этим князем у них быть не могло Споры и бурные веча переросли в настоящую войну. Святослав, изгнанный из Новгорода, пожег Новый Торг и Луки Новгородцы несколько раз просили Андрея сменить князя, но он неизменно отвечал: «Нет вам другого князя, кроме Святослава». Упорство Андрееве наконец ожесточило новгородцев: они перебили в 1168 г. приятелей Святославовых и взяли себе в князья Романа Мстиславича, сына правившего в Киеве Мстислава Изяславича. Это было знаком открытого неповиновения, и зимой 1169 г. владимирский князь отправил на Новгород огромное войско под командой своего сына Мстислава. Страшно опустошив окрестности Новгорода, рать Андреева должна была отступить без успеха. Однако и в Новгороде после опустошения начался голод. Подвоза хлеба не было ниоткуда, и горожане сдались, показали Роману путь и послали к Андрею за миром и князем. Андрей направил к ним Рюрика Ростиславича, а после того как поссорился с Ростиславичами, сына Юрия. Сходным образом складывались отношения с Киевом. В 1168 г. в Киеве сел старый враг Андреев Мстислав Изяславич. Андрей ждал только повода, чтобы начать против него войну, и повод вскоре нашелся — в том же году, как уже говорилось, Мстислав вопреки воле Андреевой посадил в Новгороде сына Романа. Тогда Андрей отправил на юг сына Мстислава с ростовцами, владимирцами и суздальцами. После трехдневной осады войско ворвалось в Киев и впервые в истории взяло его на щит: два дня победители грабили город, не было никому и ничему помилования; церкви жгли, жителей — одних били, других вязали, жен разлучали с мужьями и вели в плен, церкви все были пограблены; союзные Андрею половцы зажгли было и монастырь Печерский, но монахам удалось потушить пожар; были в Киеве тогда, говорит летописец, на всех людях стон и тоска, печаль неутешная и слезы непрестанные. Андрей достиг своей цели. Древний Киев потерял свое вековое старейшинство. Некогда город богатый, заслуживавший от посещавших его иностранцев название второго Константинополя, он уже и прежде постепенно утрачивал свой блеск от междоусобий, а теперь был ограблен, сожжен, лишен значительного числа жителей, перебитых или отведенных в неволю, поруган и посрамлен. Андрей посадил в нем своего брата Глеба с намерением и наперед сажать там такого князя, какого ему угодно будет дать Киеву. По смерти Глеба в 1171 г. Боголюбский отправил в Киев своего союзника Романа Ростиславича из рода Смоленских князей. Ростислав и его братья сначала во всем слушались Андрея, но вскоре их отношения стали портиться, так как сносить высокомерие самовластного северного владыки южным князьям не было никакой возможности. Андрей попробовал прогнать Ростиславичей, а когда те его не послушались, двинул против Киева новую рать. По его приказу собрались ростовцы, суздальцы, владимирцы, переславцы, белозерцы, муромцы, новгородцы и рязанцы. Андрей счел их и нашел 50 000 человек. Во главе этой огромной армии он поставил сына Юрия. По пути на юг к войску присоединилось еще много князей, всего их набралось более двадцати. Впервые за много лет под одними знаменами собрались полоцкие, туровские, пинские, городненские, рязанские, черниговские, северские, смоленские, переяславские князья. Но этот грандиозный поход, как и тот, что был затеян в предыдущем году против Новгорода, закончился ничем Девять недель войско стояло против Вышгорода, где засел самый деятельный из врагов Андреевых, Мстислав Ростиславич, но так и не смогло его взять. А едва к Киеву зо подступил союзник Ростиславичей Ярослав Изяславич Луцкий, все оно в беспорядке вдруг бросилось бежать. Мстислав из Вышгорода гнался за осаждавшими, многих перебил и пленил. «Так-то, — говорит летописец, — князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил смысл свой невоздержанием». И в самом деле, современники хорошо видели, что неудачи Андрея под Новгородом и Киевом произошли не из-за недостатка материальных средств, а из-за упрямого нежелания вести гибкую политику. При всем своем уме и изворотливости Андрей не установил ничего прочного в южных русских землях. Непреклонная суровость Андрея во всех вызывала трепет и ненависть. Наконец, деспотизм его сделался совершенно невыносимым, так что собственные бояре и домашние слуги должны были составить против него заговор. Рассказ об этом трагическом и тягостном событии сохранился в виде отдельной повести. Однажды, по словам ее автора, Боголюбский казнил смертью одного из ближайших родственников своих по жене, боярина Кучковича. Тогда брат казненного Яким вместе с зятем своим Петром и некоторыми другими слугами княжескими решился злодейством освободиться от старого господина. К заговору вскоре пристали домашние слуги князя — яс, именем Анбал, и еще какой-то иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего же заговорщиков было двадцать человек; они говорили: «Нынче казнил он Кучковича, а завтра казнит и нас, так помыслим об этом князе!» Кроме злобы и опасения за свою участь заговорщиков побуждала и зависть к любимцу Андрееву, какому-то Прокопию. 28 июня 1174 г., в пятницу, в обеденную пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно жил Андрей, они собрались в доме Кучкова зятя Петра и порешили убить князя на другой день, 29-го числа, ночью. В условленный час заговорщики вооружились и пошли к Андреевой спальне, но ужас напал на них, они бросились бежать из сеней, зашли в погреб, напились вина и, ободрившись им, пошли опять на сени. Подошедши к дверям спальни, один из них начал звать князя: «Господин! Господин!» — чтоб узнать, тут ли Андрей Тот, услышав голос, закричал: «Кто там?» Ему отвечали «Прокопий». «Мальчик, — сказал тогда Андрей спавшему в его комнате слуге, ~ ведь это не Прокопий?» Между тем убийцы, услыхавши Андреев голос, начали стучать в двери и выломали их. Андрей вскочил, хотел схватить меч, который был всегда при нем, но меча не было. Ключник Анбал украл его днем из спальни. В это время, когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили в спальню и бросились на него, но Андрей был силен и уже успел одного повалить, как вбежали остальные и, не различив сперва впотьмах, ранили своего, который лежал на полу, потом бросились на Андрея, тот долго отбивался, несмотря на то, что со всех сторон секли его мечами, саблями, кололи копьями. «Нечестивцы, — кричал он им. — Зачем хотите сделать то же, что Горясер (убийца святого Глеба)? Какое я вам зло сделал9 Если прольете кровь мою на земле, то Бог отметит вам за мой хлеб». Наконец, Андрей упал под ударами; убийцы, думая, что дело кончено, взяли своего раненого и пошли вон из спальни, дрожа всем телом, но как скоро они вышли, Андрей поднялся на ноги и пошел под сени, громко стеная, убийцы услыхали стоны и возвратились назад, один из них говорил: «Я сам видел, как князь сошел с сеней» «Ну так пойдемте искать его», — отвечали другие, войдя в спальню и видя, что его тут нет, начали говорить: «Погибли мы теперь! Станем искать поскорее» Зажгли свечи и нашли князя по кровавому следу. Андрей сидел за лестничным столпом; на этот раз борьба не могла быть продолжительной: Петр отсек князю руку, другие прикончили его.

Источник: 100 великих россиян