Андрей Платонович Платонов

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович
(16.8.1899–5.1.1951), писатель, драматург, капитан. Сын машиниста ж.д., Героя труда, члена ВКП(б). В 1913–15 поденщик, работник по найму, мальчик в конторе страхового общества «Россия», пом. машиниста. В 1915 литейщик на трубном заводе, в 1915–18 – в различ. воронежских мастерских. Учился на электротех. отделении Воронежского политех. ин?та. Работал в ревкоме Юго?Вост. ж.д., редакции журнала «Жел. путь». В Гражд. войну военкор. С 1919 выступал как поэт, публицист и критик. В 1919 мобилизован в РККА; служил в отряда ЧОН. Окончил губ. парт. школу (1921). В 1921 вышла его первая книга – «Электрификация». С 1921 пред. Краснодарской губ. комиссии по гидрофикации при земельном отделе. В 1923–26 инженер?мелиоратор, специалист по электрификации сельск. х?ва, зав. отделом электрификации в губ. зем. упр. В 1926 написал «Епифанские шлюзы», «Эфирный тракт», «Город Градов», в 1931 вышла «бедняцкая хроника» «Впрок», к?рая вызвала резкую критику А.А. Фадеева и И.В. Сталина. 18.1.1935 его творчество было резко раскритиковано в «Правде», тем не менее в 1936 опубл. рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семен», в 1937 – повесть «Река Потудань». В Вел. Отеч. войну в 1942–45 спецкор «Красной Звезды»; также печатался в «Труде», журналах «Октябрь», «Знамя», «Красноармеец». Воен. рассказы и очерки вошли в сб?ки «Под небесами Родины», «Одухотворенные люди» (1942), «Бессмертный подвиг моряков», «Броня», «Рассказы о Родине» (все – 1943), «В сторону заката солнца» (1945), «Солдатское сердце» (1946). В 1946 опубл. рассказ «Возвращение» («Семья Иванова»), за к?рый он в 1947 подвергся нападкам и был обвинен в клевете, после чего фактич. не мог публиковаться; занимался лит. обработкой рус. и башкирских сказок. Умер от туберкулеза. Сын – Платон (1922–1943) – в мае 1938 был арестован, освобожден из заключения осенью 1940 неизлечимо больным туберкулезом.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Платонов, Андрей Платонович

Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951)


[1896—] — современный писатель. Сын слесаря ж.-д. мастерских, рабочий-изобретатель. Писать начал с 1918, по преимуществу стихи. Выступил в 1927 со сборником рассказов и повестей "Епифанские шлюзы".


Излюбленный образ творчества П. — человек, пришедший "на опушку города прямо из природы", талантливый самоучка и правдоискатель, лишенный опыта борьбы рабочего класса и сохраняющий национальные черты русского цехового мастерового. Путь к правде — гармония бытия, — по П., лежит через "сердце" трудового человека, т. е. рабочую интуицию. Двумя враждующими началами считает он незыблемую,"нешевелящуюся" природу и город. На пути отыскания гармонии бытия лежит препятствие — человеческая власть, воспринимаемая П. как "перерождение бытия" ("Город Градов"). Черты стихийничества, анархизма окрашивают ранние произведения П. Если для ранних произведений П. характерна несколько абстрагированная форма выражения воззрений автора, то дальше он переходит к более конкретному показу советской действительности. Но здесь ярче выявляется существо ошибочных воззрений П. В рассказе "Усомнившийся Макар" автор, критикуя советский бюрократизм, обнаруживает непонимание сути советского государства как органа диктатуры пролетариата и проводит политически ошибочные тенденции. Советский госаппарат показан не как форма участия рабочих и крестьян в управлении страной, а как механический аппарат принуждения, нивеллировки человеческой личности. Объективно роман Платонова подкрепил тот наскок на партию и пролетарскую диктатуру, который велся троцкистами.


"Впрок" дает неверное представление о сущности коллективизации, и поэтому хроника эта подверглась справедливой и резкой критике.


П. обнаружил ряд идеологических срывов в своих произведениях, но сказывающаяся в его творчестве тенденция к конкретному показу советской действительности, есть показатель того, что писатель ищет надлежащий творческий путь.



Библиография: I. Голубая глубина, Книга стихов, изд. "Буревестник", Краснодар, 1922; Епифанские шлюзы, Рассказы, изд. "Молодая гвардия", М., 1927; Сокровенный человек, Повести, изд. "Молодая гвардия", М., 1928; Че-Че-О (Областные организационно-философские очерки), "Новый мир", 1928, № 12 (в соавторстве с Б. Пильняком); Усомнившийся Макар, "Октябрь", 1929, кн. IX; Происхождение мастера, Повесть, изд. "Федерация", М., 1930; Первый Иван, "Октябрь", 1930, кн. Л; Впрок, "Красная новь", 1931, кн. III.


II. Сокольников М., А. Платонов. "Сокровенный человек", "Молодая гвардия", 1928, кн. III; Замошкин П., А. Платонов. "Сокровенный человек", "Новый мир", 1928, кн. III; Авербах Л., О целостных масштабах и частных Макарах, "На литературном посту", 1929, кн. XXI — XXII; эту же статью см. в журн. "Октябрь", 1929, кн. II; Стрельникова В., "Вечерняя Москва", 1929, № 224; Бойков М., "Молодой большевик", 1929, № 20; Mайзель М., Ошибки мастера, "Звезда", 1930, кн. IV; Мессер Р., Попутчики второго призыва, там же; Фадеев А., Об одной кулацкой хронике, "Известия ЦИК СССР и ВЦИК", 1931, 3 июля; То же, "Красная новь", 1931, кн. V — VI; Mакapьев И., Клевета, "На литературном посту", 1931, кн. XVIII; эту же статью см. в журн. "На подъеме", 19 1, кн. VII; Гроссман Б., "Новый мир", 1931. кн. I; Селивановский А., В чем "сомневается" Андрей Платонов, "Литературная газета", 1931, № 31, 10 июня; статьи Ханина Д. и Дятлова В., газ. "За коммунистическое просвещение", 1931, 12 июня; Березов П., Под маской, "Пролетарский авангард", 1932, № 2 (отзывы о хронике "Впрок").


Н. Гнедина.


{Лит. энц.}





Платонов, Андрей Платонович


(псевд. Андрея Платоновича Климентова) (1899-1951).


Видный рус. сов. прозаик и критик, более известный произв. др. жанров; ныне признан как классик отечественной лит-ры первой половины 20 в., до конца 1980-х гг. практически не известный у себя на родине. Род. в Воронеже, начал трудовую деятельность с 15 лет, участвовал в Гражданской войне; окончив Воронежский политех. ин-т, работал мелиоратором и электрификатором сельского хозяйства, позже переключился на журналистику, сотрудничал в ред. воронежских газет и журналов. В 1927 г. переехал в Москву. После публикации первых сатирических произв. П. его перестали печатать, и он вынужден был для заработка писать лит.-критические статьи под псевд. Великую Отечественную войну провел фронтовым корр. газ. "Красная звезда"; после войны тяжело болел, но продолжал работать в обстановке непрекращающейся травли.


Тв-во П. лишь хронологически совпадает с сов. периодом, по духу своему представляя резкую оппозицию "генеральной линии" сов. лит-ры. В значительной степени этим объясняется тот факт, что гл. произв. писателя, написанные еще до войны, не увидели свет при жизни автора; отд. произв. выходили на рус. яз. в зап. изд-вах и имели хождение в "самиздате" (далее везде дата первой публикации означает публикацию в СССР). К ним относятся три книги, связь к-рых с НФ и утопией (или антиутопией, что в данном контексте одно и то же), хотя и опосредованна, своеобразна, но сомнений не вызывает: роман "Чевенгур" (фрагм. 1929 - "Происхождение мастера"; 1988), повести "Ювенильное море" (рук. 1934; 1986) и "Котлован" (рук. 1929-30; 1973 - США; 1987); изд. в одном томе - "Котлован. Ювенильное море" (1987).



Известную "ирреальность" происходящему у П. сообщают не место и время действия (подчеркнуто конкретные и достоверные), а персонажи; подобно голографическим объектам, они отделены от фона, хотя и не оторваны от него совсем. Чевенгурская коммуна, начавшая с того, что расстреляла всех домовладельцев, как "пережитков прошлого", а потом принципиально отказалась трудиться (ибо и труд - уступка "побежденному капиталу"), заражена демагогической трескотней "революционных" фраз, значения к-рых чевенгурцы не понимают (или, что хуже, воображают, что понимают). Раньше др. классика антиутопии - Д.Оруэлла - П. впечатляюще продемонстрировал значение и возможности идеологически исковерканого языка в укреплении тоталитаризма (см. Лингвистика). Еще более мрачен колорит "Котлована": гигантская яма, к-рую, невзирая на все лишения, копают для будущего прекрасного общежития (и к-рая становится могилой для умершей девочки, вызывающей несомненные ассоциации с утопией, построенной на "дет. слезинке", у Ф.Достоевского), превращается в ясный и худож. выпуклый символ. Псевдооптимистический финал "Ювенильного моря" тоже можно читать как горькую издевку над благими намерениями очередных строителей человеческого счастья (см. Оптимизм и пессимизм). В целом, утопии-антиутопии П., как и ряд произв. М.Булгакова и Е.Замятина, своим отрицанием казарменного социализма, порождающего огромные могилы-общежития, являли собой наст. духовное сопротивление тоталитарному режиму.


Значительно меньше вопросов вызывает жанровая принадлежность др. произв. П.: повесть "Эфирный тракт" (рук. 1926-27; 1968), р-зов "Лунная бомба" (1921) и "Потомки Солнца" (1926) относятся к традиционной "космич." НФ (см. Космические полеты, Луна, Освоение космоса); объединены в сб. "Потомки солнца" (1987).


В. Р.


Лит.:


"Творчество Андрея Платонова. Статьи и сообщения" (1970).


Н.Г.Полтавцева "Философская проза Андрея Платонова" (1981).


В.В.Васильев "Андрей Платонов" (1982).


В.А.Чалмаев "Андрей Платонов. Очерки жизни и творчества" (1984).



Н.Малыгина "Эстетика Андрея Платонова" (1985).






Платонов, Андрей Платонович


Род. 1899, ум. 1951. Писатель (прозаик, поэт), публицист. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом. Произведения: "Голубая глубина" (сборник стихов, 1922), "Епифанские шлюзы" (повесть 1927), "Ямская слобода" (повесть, 1927), "Антисексус" (1928), "Сокровенный человек" (1928), "Город Градов" (повесть, 1928), "Впрок" (1931), "Река Потудань" (повесть, 1937), "Джан" (опубл. 1964), "Котлован" (повесть, опубл. 1969), "Чевенгур" (опубл. 1972, на родине впервые 1988), "Счастливая Москва" (30-е гг., не оконч., опубл. 1991), "Ювенильное море" (опубл. 1979, на родине впервые 1987), статьи о литературе и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Андрей Платонович Платонов
1899–1951) Андрей Платонов был человеком неразговорчивым и грустным. Однажды литератор, имя которого забыто, настолько яростно убеждал его, будто сам он пишет не хуже, если не лучше, что ангельское терпение Платонова лопнуло: «Давайте условимся раз и навсегда, — воскликнул он: — вы пишете лучше. Лучше. Но только чернилами. А я пишу кровью». Андрей Платонов, начавшийся как писатель в 1919 году, возвращался к русскому читателю в два этапа: во время хрущевской «оттепели» и в период перестройки. И в том, и в другом случае фигура его была подсвечена искажающими облик политическими юпитерами. На нашей памяти энтузиасты перестройки именем Платонова побивали советскую власть и делали из него едва ли не диссидента, что абсолютно противоречит положению вещей. Проза Платонова — это Слово «проросших в мироздание корней». Диссидентом по своему душевному устройству он никак быть не мог. По рождению принадлежащий к самому «революционному классу» — пролетариату, он и сам пережил революционный экстаз. «То, что буржуазия нам враг, — известно много лет. Но что она враг страшнейший, могущественнейший, обладающий безумным упорством в сопротивлении, что она действительный властелин социальной вселенной, а пролетариат только возможный властелин… — это нам стало известно из собственного опыта», — писал Платонов в 1921 году («Всероссийская колымага»). Как художник, он сумел показать из недр революционную стихию, эту кипящую человеческую магму, из которой вываривалось что-то новое, а как мыслитель сумел придать ей философскую притчевость. «Плоть от плоти», он был тем не менее европейски образованным человеком. Юрий Нагибин (с его отчимом писателем Рыкачевым Платонов близко общался) свидетельствует: «С ним было всегда гипнотически интересно. Он прекрасно знал все, что делается в мире литературы, в мире искусства, в мире точных наук. Неудивительно, что он все знал про паровозы да и про технику вообще, но он был „у себя дома“, когда речь заходила о фрейдизме, о разных космогонических теориях или о нашумевшей книге Шпенглера „Закат Европы“. Помню его спор с моим отчимом о знаменитом и несчастном Вейнингере, пришедшем к самоубийству теоретическим путем. Я слушал его с открытым ртом… В области литературы у него тоже не было белых пятен. Он чувствовал себя одинаково легко в мире Луция Аннея Сенеки и Федора Достоевского, в мире Вольтера и Пушкина, в мире Ларошфуко и Стендаля, Вергилия и Лоренса Стерна, Грина и Хемингуэя. Его нельзя было обескуражить каким-то именем или теорией, новым учением или модным течением в живописи. Он знал все на свете! И все это, как у большинства настоящих людей, было золотыми плодами самообразования». В своем великом романе «Чевенгур» (1929) Платонов показал стронувшийся, перевернувшийся после семнадцатого года мир, где все сорвалось с мест и понеслось, где каждый захотел взять чужую, более значительную роль — «Кто был ничем, тот станет всем!»: деревенская повариха называет себя «заведующей коммунальным питанием», конюх — «начальник живой тяги»… Есть у Платонова и «надзиратель мертвого инвентаря», и Иван Мошонков переименовавшийся в Федора Достоевского, и Степан Копенкин, который вместо иконки Божией Матери зашивает в шапку портрет Розы Люксембург… Все начальники, все при должностях, сменили богов, бросили привычные занятия. А что? Буржуи расстреляны, плохих людей больше нет, остались только хорошие — все ждут немедленного коммунизма… «Ты что за гнида такая, — возмущается Копенкин, — сказано тебе от губисполкома закончить к лету социализм!» «Переход в социализм и, значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно „в баню сходили и окатились новой водой“. Это — совершенно точно, это действительность, а не дикий кошмар», — писал Василий Розанов в ноябре 1917 года («Апокалипсис нашего времени»). Андрей Платонов никак не мог быть диссидентом, он был летописцем новейшей истории — времени «строительства коммунизма в одной отдельно взятой стране». Подчинив себя языку эпохи, он художественно закрепил языковую стихию новой реальности: лексику лозунгов, митингов, декретов, канцелярий — авангардную лексику. Когда авангард (а авангард — это то, что в первый раз) проникает во все сферы жизни и становится нормой — это ад. И Платонов нам это светопреставление убедительно показал. Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в Ямской Слободе на окраине Воронежа 20 августа (1 сентября) 1899 года. Его отец, машинист паровоза, был довольно известным в городе лицом, о нем как о талантливом изобретателе-самоучке не раз писали местные газеты. Мать, простая, глубоко верующая женщина, сумела передать сыну христианское мироощущение. Андрей был старшим из одиннадцати детей. Учился в церковно-приходской школе и городском училище. С 14 лет начал работать — рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Литературные наклонности обнаружились у него довольно рано — с 12 лет сочинял стихи. После революции, в 1918 году, поступил в железнодорожный политехникум на электротехническое отделение. Воодушевленный новыми идеями времени, участвовал в дискуссиях Коммунистического союза журналистов, публиковал статьи, рассказы, стихи в воронежских газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Железный путь» и др.). В 1919 году как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро. В 1920 году в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы Платонова дают представление о нем, как о честном (не сочиняющем себе «революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и когда?» — «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской революции?..» — «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему литературному развитию?» — «Низшее образование, неимение свободного времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» — «Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» — «Никаким, имею свое». Андрей Платонов короткое время был кандидатом в члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне «Душа человека — неприличное животное» в 1921 году был исключен как «шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга (брошюра) «Электрификация», а в следующем году в Краснодаре сборник стихов «Голубая глубина». На какое-то время Платонов оставляет литературный труд и полностью отдается практической работе по специальности (пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а творить «в свободные выходные часы»). В 1921–1922 годах он состоит председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, а с 1923 по 1926 год в Воронежском губземуправлении работает губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского хозяйства. Из сохранившегося удостоверения, выданного Платонову, известно, что «под его непосредственным административно-техническим руководством… построено 763 пруда… 315 шахтных колодцев… 16 трубчатых колодцев, осушено 7600 десятин… построены 3 сельские электрические силовые установки». Это были не насильственные трудовые подвиги, а последовательная материализация взглядов Платонова, которые он изложил еще в «Российской колымаге»: «Борьба с голодом, борьба за жизнь революции сводится к борьбе с засухой. Средство победить ее есть. И это средство единственно: гидрофикация, то есть сооружение систем искусственного орошения полей с культурными растениями. Революция превращается в борьбу с природой». Позже как человек технически образованный и одаренный (имеющий десятки патентов на свои изобретения) он увидит экологическую опасность такой «борьбы». В 1926 году Андрей Платонов на Всероссийском съезде мелиораторов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал с семьей в Москву. К тому времени он был женат на Маше Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 году в Воронежском отделении пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни. Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась. «Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», — признавался в письме Платонов. Около трех месяцев он работал в Тамбове заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт» (1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о петровских преобразованиях в России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление новой государственной философии). С 1927 года Платонов окончательно поселяется в Москве, и следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал Григорий Захарович Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и редколлегии воронежских «Известий» (он и привлек молодого Платонова к работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство «Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с середины 1920-х годов стал главным редактором издательства «Молодая гвардия» в Москве. Именно там были изданы два первых сборника рассказов и повестей Платонова. Сохранилось несколько писем, в которых Литвин-Молотов разбирает произведения Платонова (в рукописях) и обнаруживает хороший литературный вкус, хотя и пытается удержать писателя в берегах здравого смысла (учитывать цензуру). В это время Андрей Платонов создает новую редакцию «Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка осмысления Гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники: «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929). Московская литературная жизнь воодушевила сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы» (написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991-м), «Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус» (диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.). 1929 год был назван «годом великого перелома» — шло раскулачивание деревни. Перелом произошел и в литературной судьбе писателя — критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар» (статьи В. Стрельниковой «Разоблачители социализма» и Л. Авербаха «О целостных масштабах и частных Макарах»). «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным, который, в отличие от следующих вождей, читал все мало-мальски заметное, — он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность рассказа. В глазах литературных функционеров это приравнивалось к приговору. Немедленно был рассыпан набор доведенного до верстки романа «Чевенгур». Платонов искал заступничества у Горького. Алексей Максимович, высоко ценивший его как художника, но понимавший ситуационную «неуместность» провидческого «Чевенгура», осторожно писал ему, прочтя рукопись: «Человек Вы — талантливый, это бесспорно… Но, при неоспоримых достоинствах работы Вашей, я не думаю, что ее напечатают, издадут. Этому помешает анархическое Ваше умонастроение, видимо, свойственное природе Вашего „духа“. Хотели Вы этого или нет, — но Вы придали освещению действительности характер лирико-сатирический, что, разумеется, неприемлемо для нашей цензуры». Осенью этого же года Андрей Платонов, по заданию наркомата земледелия, много ездит по совхозам и колхозам Средней России. Впечатления от увиденного складываются в сюжет повести «Котлован», над которой он начинает работать. «Сюжет не нов, повторено страданье» — эпиграф, сохранившийся в черновиках повести, подтверждает, что от первого впечатления писатель не отступил, рассказав об «апокалипсисе коллективизации» на «апокалиптическом» языке. «Котлован» и пьеса «Шарманка», завершенные в 1930 году, при жизни Платонова опубликованы не были. Вышедшая в 1931 году в журнале «Красная новь» повесть-хроника «Впрок» только поддала жару в критическую топку, которая «переплавила» немало писателей и то же попыталась сделать с Платоновым. Повесть назвали клеветой на «нового человека» и «генеральную линию» партии. Андрей Платонович вынужден был направить письма в центральные газеты с признанием своих ошибок, но ответов не получил, как не получил ответа и на свое письмо к Горькому, в котором писал: «Это письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, — мне жаловаться не на что… я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни выстрадал в результате своих ошибок, вроде „Впрока“, я классовым врагом стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс — это моя родина, и мое будущее связано с пролетариатом… быть отвергнутым своим классом и быть внутренне все же с ним — это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым… и отойти в сторону». Наступившая изоляция не заставила Андрея Платонова бросить перо. Он пишет народную трагедию «14 Красных Избушек» — о голоде в русской провинции, к которому привел «великий перелом». Командировки от наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932). С 1931 по 1935 год Платонов работал старшим инженером-конструктором в Республиканском тресте по производству мер и весов. В 1934 году вместе с группой писателей побывал в Туркмении. По следам этой поездки написаны повесть «Джан», рассказ «Такыр», статьи «О первой социалистической трагедии» и др. При жизни писателя опубликован лишь «Такыр». Следующая книга рассказов (после 1929-го) вышла в тревожном 1937 году — «Река Потудань», куда вошли такие классические произведения, как «Фро», «Июльская гроза», «В прекрасном и яростном мире». Парадоксально, но именно это время тщательного отслеживания неблагонадежных спровоцировало появление первого и единственного при жизни писателя монографического исследования его творчества. Им стала большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале «Красная новь» (1937, № 10). Прослеживая творческую эволюцию писателя, Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является «религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной пятилетки» это было политическим доносом. Платонов ответил Гурвичу в «Литературной газете» 20 декабря 1937 года статьей «Возражение без самозащиты». Задуманная Платоновым книга, вослед Радищеву, «Путешествие из Ленинграда в Москву в 1937 году» значилась в планах издательства «Советский писатель» на 1938 год. Писатель проехал по маршрутам Радищева и Пушкина, собрал материал, но книга не вышла. В 1938-м его пятнадцатилетний сын Тоша (Платон) по навету был арестован и осужден по статье 58/10 — «за антисоветскую агитацию». Освободили его лишь в 1941 году благодаря хлопотам Михаила Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми. Из заключения Тоша вернулся со злой чахоткой и через два года умер. Это горе Платонов не изжил до конца своих дней. До начала Великой Отечественной войны Андрей Платонов сотрудничает с журналами «Литературный критик» и «Литературное обозрение», пишет книги «Размышления читателя» и «Николай Островский». Набор «Размышлений» под ударами критики был рассыпан, а рукопись «Островского» затребовал ЦК ВКП(б), где она и сгинула. Платонов вынужден был зарабатывать на жизнь книгами для детей. В издательстве детской литературы вышла книга «Июльская гроза», пьесы же, написанные для Центрального детского театра — «Избушка бабушки», «Добрый Тит», «Неродная дочь» — при жизни писателя так и не увидели сцены. Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин вспоминает: «…к нам зашел Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: „Андрей Платонович, что же будет?“ Он посмотрел так удивленно: „А что?.. Россия победит“. — „Но как?? — воскликнула мама. — Немцы уже в предместьях Москвы!“ Платонов пожал плечами: „Как? Я не знаю, как. Пузом!“» С 1942-го и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (обе — 1943), «В сторону заката солнца» (1945). Вернувшись в мирную жизнь, он снова оказался в положении литературного изгоя: цензура зарубила книгу «Вся жизнь», опубликованный рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») — о том, что война калечит человека не только физически, но и нравственно — критика объявила клеветой на солдата-героя, Центральный детский театр не принял пьесу о Пушкине «Ученик Лицея»… В последние годы жизни, тяжелобольной (прогрессирующий туберкулез) Платонов зарабатывал на хлеб переложением народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов помог и с изданием книг сказок «Финист — Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» (обе — 1947), «Волшебное кольцо» (1949). Жил Платонов во флигеле Литературного института имени А. М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метет двор под своими окнами, запустил легенду, будто он работал дворником. Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века, главные свои произведения — роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — он не увидел опубликованными. Когда в хрущевские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги (еще не главные), в каждом интеллигентском доме красный угол занимал портрет Хемингуэя, который в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей. 5 января 1951 года Андрей Платонов ушел из жизни. Похоронен он на Ваганьковском кладбище рядом с сыном. Любовь Калюжная

Источник: 100 великих писателей. 2004