Андрусенко, Владимир Александрович

Найдено 1 определение
Андрусенко, Владимир Александрович

(25.07.1951—08.1999) — спец. по методол. соц. познания и филос. антропологии; д-р филос. наук. Род. в г. Петухово Курганской обл. Окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та (Свердловск) в 1977 и асп. того же ф-та в 1981. Работал в Ижевском механич. ин-те (асс., ст. преп., доц.), затем — в Ин-те развития регионального образования Свердловской обл.: доц., проф., зав. кафедрой пед. антропологии и духовности. Канд. дисс. — "Гносеологические особенности экстраполяции как метода научного познания" (1981). Докт. дисс. — "Социальный страх" (1991). Разрабатываемые проблемы и темы: дух.-антропологические основания образования; страх и надежда как состояние духовности; развитие регионального образования. Согласно развиваемой А. концепции, природные, соц. и дух. составляющие человеч. экзистенции образуют системное качество, нуждающееся в специфическом (системном) анализе. С позиций синергетики, выделения алгоритмов становления и развития экзистенции человека рассматриваются осн., по А., "состояния духовности" как важнейшие факторы самосовершенствования и самоутверждения человека. Страх, надежда, страдание, вера (относимые к разряду "основных состояний духовного мира") исследуются в качестве репрезентантов индивидуальных и мисс, форм человеч. взаимоотношений. Через бифуркационные особенности "состояний духовности" анализируются особенности: организационного, популяидюнного и родового реагирования; бессознательной, подсознательной и сознательной "форм духовности"; иррациональной и синтетической ментальных структур мировоззрения; ситуативной, актуальной и константной форм "вписанности" человека в окружающий его социум. Гуманизация образования, как считает А., во многом обусловлена реализацией в образовательно-воспитательном пространстве дух.-антропологических особенностей становления личности ребенка. А. разрабатывает проблему "вхождения" ребенка в деформирующие его духовность ситуации и "выхода из этих ситуаций с наименьшими потерями, а по возможности и с дух. приобретениями.



Соч.: Поливариантность научной экстраполяции и проблема истинности ее результатов // Объективная истина в науке. Свердловск, 1984; Экстраполяция в научном познании: специфика и проблема правильности. [В соавт.]. Иркутск, 1986; Экстраполяция в типологии методов исследования исторических явлений // Научный метод и методологическое сознание. Свердловск, 1986; Надежда как феномен духовности (к постановке проблемы Ф.Достоевским). [В соавт.] // Диалектика и культура. Пермь, 1991; Социальный страх (опыт философского анализа). Свердловск, 1991; Объективные основания надежды (мировоззренческий аспект) // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1993.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008