Ангел Господень
Ангел Господень
в Ветхом Завете так называют Второе Лицо Святой Троицы, воплотившееся в Сына Божьего.
Источник: Православная энциклопедия.
АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
(Ангел Божий) – в Священном Писании словосочетание, обозначающее либо особый вид богоявления, либо Ангела, который выступает как посланник Господа. Существует также ряд примеров, когда слово «Ангел» в этом словосочетании прямо (см. Агг. 1, 13: «вестник Господень») или косвенно (см. 1 Цар. 29, 9; 2 Цар. 14, 17-20; 19, 27: «царь, как Ангел Божий») относится к человеку.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Ангел Господень
Angelus Domini), Ангелус — повседневная катол. молитва во славу Воплощения Сына Божьего и Богоматеринства Девы Марии. Произносится три раза в день: утром, в полдень и вечером. Время этой молитвы во многих городах, селах и монастырях возвещается особым колокольным звоном, имеющим то же наименование. А.Г. состоит из трех прочтений молитвы Ave Maria, которые предваряются стихами, повествующими о трех главных моментах тайны Боговоплощения — Благовещение (ср. Лк 1, 26–38), согласие Девы Марии (Лк 1, 38), осуществление Воплощения (Ин 1, 14), — и завершающей молитвы, обращенной к Богу Отцу.
Согласно общепринятой точке зрения, молитву А.Г. в 1-й пол. XIII в. ввели в употребление францисканцы; поначалу она читалась, когда вечерний колокольный звон возвещал об окончании дня. Традиция чтения А.Г. распространилась повсеместно в XIV в. В 1456 Папа Каликст III ввел в Церкви чтение А.Г. в полдень для испрашивания у Богородицы защиты от турецкого нашествия. Нынешнюю форму этой молитвы утвердил Папа Пий V. В общее употребление в течение всего года ее ввел в 1742 Папа Бенедикт XIV, предписав, чтобы в Пасхальное время она заменялась антифоном Regina coeli.
В последние десятилетия XX в. сложилась традиция воскресной молитвы А.Г. в полдень на площади Св. Петра в Риме. Появляясь в это время в окне Ватиканского дворца, Папа обращается с кратким приветствием к верующим, собравшимся на площади, после чего вместе с ними читает А.Г.
Лит-ра: Esser T. Das Ave-Maria-LКuten und der «Engel des Herrn» // Historisches Jahrbuch 23 (1902), 22–51, 247–269, 775–825; Cresi D. Il beato Benedetto Sinigardi d’Arezzo e l’origine dell’ «Angelus Domini». Fi., 1958; Angelus Domini. Padova, 1959; Ducouret R. Dire l’AngОlus... P., 1960.
И. Баранов, П. Сахаров
Согласно общепринятой точке зрения, молитву А.Г. в 1-й пол. XIII в. ввели в употребление францисканцы; поначалу она читалась, когда вечерний колокольный звон возвещал об окончании дня. Традиция чтения А.Г. распространилась повсеместно в XIV в. В 1456 Папа Каликст III ввел в Церкви чтение А.Г. в полдень для испрашивания у Богородицы защиты от турецкого нашествия. Нынешнюю форму этой молитвы утвердил Папа Пий V. В общее употребление в течение всего года ее ввел в 1742 Папа Бенедикт XIV, предписав, чтобы в Пасхальное время она заменялась антифоном Regina coeli.
В последние десятилетия XX в. сложилась традиция воскресной молитвы А.Г. в полдень на площади Св. Петра в Риме. Появляясь в это время в окне Ватиканского дворца, Папа обращается с кратким приветствием к верующим, собравшимся на площади, после чего вместе с ними читает А.Г.
Лит-ра: Esser T. Das Ave-Maria-LКuten und der «Engel des Herrn» // Historisches Jahrbuch 23 (1902), 22–51, 247–269, 775–825; Cresi D. Il beato Benedetto Sinigardi d’Arezzo e l’origine dell’ «Angelus Domini». Fi., 1958; Angelus Domini. Padova, 1959; Ducouret R. Dire l’AngОlus... P., 1960.
И. Баранов, П. Сахаров
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
Ангел Господень
Евр. малах Иегова, который выступает в некоторых местах Ветх. Завета от имени Иеговы, принимая божеские почести, есть «несотворенный ангел», которого Исайя называет Ангелом лица Божия (Ис. 63:9), о котором Иегова говорит: «Мое Лицо» (Я Сам — русск перевод); Исх. 33:14 и далее, «Мое Имя в Нем» (Исх. 23:21). Последний ветхозаветный пророк говорит о Нем: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Мал. 3:1). Следовательно, Вечное Слово-Иисус, который явил Бога (Иоан. 1:18), в этом образе до Своего воплощения выступал среди народа Божия с древнего времени. Во многих относящихся сюда местах Он называется Ангелом Иеговы (евр. малах Иеговы) и, приблизительно, в двух местах — Ангелом Божиим (евр. малах Элохим, Быт. 21:17; 31:11). Так открылся этот Ангел Завета Агари (Быт. 16:7 и дал.) «и нарекла Агарь Господа, Который говорил с ней, сим именем: «Ты Бог, видящий меня»; затем в 21:17 и далее «Бог услышал голос отрока, а Ангел Божий с неба возвал к Агари... «Я произведу от него великий народ». Тот же Ангел в Быт. 22:11 и далее (принесение в жертву Исаака) воззвал к Аврааму: «с неба Я сказал: Мною клянусь, говорит Господь» к т. д. Этот Ангел также явился Иакову (Быт. 31:11 и далее) и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле». Моисею (Исх. 3:2,6) явился Ангел Господень из пламени огня, из тернового куста... и сказал: «Я Бог отца твоего... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Срав. Деян. 7.30 и далее об Ангеле, который говорил с Моисеем на Синае. Также срав. И. Нав. 5:13 и далее о «Вожде воинства Господня»; Суд. 2:1 и далее; 13:3 и далее. В других местах слово «ангел Господень» обозначает сотворенные существа, напр., пророков (Агг. 1: 13), священников (Мал. 2:7) или служебных ангелов (Лук. 1:11), которые ополчаются вокруг боящихся Его (Пс. 33.8) и поражают Его врагов (4Цар. 19:35; 37.36).