Ангел-Хранитель

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ
это наименование относится к Ангелам, которые в вещественном мире исполняют определенные виды служения. Одни из них, по замечанию прп. Иоанна Дамаскина, «оберегают области земли и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом». В Kниге пророка Даниила такие Ангелы названы «князьями» (т.е. правителями) иудейского, греческого и персидского царств. Однако Ангелы, как свидетельствует Священное Писание, управляли и другими царствами и народами. Некоторые отцы Церкви (свтт. Григорий Богослов, Епифаний Kипрский, Амвросий Медиоланский и др.) утверждали, что Ангелов Хранителей имеет каждая христианская Церковь. Наконец, Ангела Хранителя может иметь каждый человек, если его жизнь, как и жизнь Ангелов, выражается в служении Богу и людям. Такой Ангел, по свидетельству псалмопевца, ополчается вокруг боящихся Господа и избавляет их (см. Пс. 33, 8). Ангелов Хранителей имели ветхозаветные праведники (см. Быт. 48, 16).
В новозаветные времена он, по свидетельству церковного Предания, даруется человеку во время его Kрещения и пребывает с ним на протяжении всей его жизни, если христианин стремится к богоуподоблению. Иисус Христос, призывая быть как дети (Мф. 18, 3), указывал, что благодаря детской чистоте и непорочности Ангелы их всегда пребывают с ними и на небесах всегда видят лице Отца... Небесного (Мф. 18, 10). Ангелы Хранители не оставляют верных Богу не только в течение их земной жизни, но и в минуты смерти и после нее.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Ангел-Хранитель
Angelus custos), согласно традиционному учению Церкви — ангел, которому Бог поручил охранять конкретного человека и помогать ему. В ВЗ нет термина А.-х., но есть свидетельства о вере в охраняющих духов. В НЗ народная вера в А.-х. засвидетельствована в Деяниях апостолов (Деян 12, 15) и подтверждается словами Иисуса Христа (Мф 18, 10).
Данные древней христ. письменности свидетельствуют об отсутствии четкого учения об А.-х. В Пастыре Ерма утверждается, что А.-х. есть у каждого человека. Амвросий Медиоланский считал, что у праведника отнимается А.-х., чтобы тот самостоятельно боролся со злом и достигал б?льшей славы. По мнению Иеронима и Василия Великого, грех отгоняет от христианина его А.-х. Учение об А.-х. развивал Гонорий Августодунский, утверждавший, что каждая душа препоручается своему А.-х. в момент ее соединения с телом. Согласно Фоме Аквинскому, только ангелы низшего порядка исполняют эту функцию; Дунс Скот считал, что она может быть доверена представителю любого ангельского чина.
В IX в. все А.-х. почитались в день празднования архангела Михаила — 29 сентября. Самостоятельное празднование А.-х. в лат. обряде появилось в Португалии в 1513; в 1608 Папа Павел V утвердил в честь А.-х. отдельный праздник, в 1670 Папа Климент X ввел его празднование 2 октября.
Лит-ра: Duhr J. Anges gardiens // DSp 1, 586–598; Wilmart A. PriПres И l’Ange Gardien // Auteurs spirituels et textes dОvots du Moyen-еge latin. P., 1932, p. 537–558; RОgamey R.P. Les anges. P., 1946; Fallon T.L. // NCE 1, 516–519.
П. Сахаров

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002