АНГЕЛЫ (Малахим)

Найдено 1 определение
АНГЕЛЫ (Малахим)
Посланцы Господа, исполнители Его воли на небе и на земле; бестелесные существа; обитель их — небо. Они спускаются иногда на землю, чтобы раскрыть людям, что произойдет в будущем, или чтобы выполнить поручение Всевышнего. А. принимают иногда человеческий облик. Они способны парить в воздухе и оставаться невидимыми. А. - существа высшей духовности. Моисей увидел А. в пламени горящего куста; Билам (Валаам) * увидел А., стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке; Иегошуа* — в облике воина, Гидон* — в облике человека, и только после его ухода открылось Гидону, что он видел А. Пророк Даниэль первым дал А. имена и звания, например: "Михаэль, великий начальник Твоего народа" (Дан. XII, 1). Согласно Талмуду*, А. сотворены были прежде людей. "Когда решил Святой, благословен Он, сотворить человека, стали А. собираться группами. Некоторые из них сказали: "Пусть сотворит", а другие говорили: "Не должен сотворить" (Хаг. XV). Еврейская традиция неоднократно подчеркивает, что А. не подобны Господу. "Обитель Господа - на седьмом небе, приближены к нему праведники, а вслед за ними - А. И даже Израиль ближе Господу, чем А. Его. [...] А. прислуживают не только Господу, но и праведникам" (Сан. LIX). А. не испытывают злобы, в них нет злого начала. Имена А. Кроме имен Гавриэль и Михаэль, приведенных в книге Даниэля, в Талмуде приведены имена многих других А.: Рафаэль, Уриэль, Разиэль и другие. Согласно Агаде*, Михаэль, Гавриэль и Рафаэль - три ангела, которые пришли к Аврааму*. Гавриэль был послан также спасти из огненной печи Хананию, Мишаэла и Азарью*. И на него же возлагает Господь обязанность карать грешников. Гавриэль уничтожает Сдом (Содом) и поражает лагерь Санхерива*. Согласно Каббале, Гавриэль является начальником "мощи" и "закона", а Михаэль — начальником "величия" и "милости". По мнению Рамбама*, А. бестелесны, а когда воплощаются — не обладают постоянной формой. Господь создает их, они повинуются Ему и выполняют Его приказы. Сказанное в книге Бытия (III, 24): "...и острие меча вращающегося" - Рамбам комментирует так: "Вращающийся, ибо вращаются и меняются в свойствах: иногда они - мужчины, иногда - женщины, то - духи, а то - ангелы" (Море Невухим).

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983