АНГЕЛЫ
АНГЕЛЫ
Византийская императорская династия, правившая в 1185-1204 гг. Андроник
Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999
Ангелы
(angelos – вестник) – по верованиям иудеев, христиан и мусульман, созданные богом бесплотные сверхестественные существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям божью волю. Согласно принятой христианством небесной иерархии, предложенной Дионисием Ареопагитом, ангелы подразделяются на 9 чинов, сгруппированных в 3 лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы. Почитание ангулов – рецидив первоначального поклонения духам и одно из наследий политеизма в монотеистичесих религиях. См. Ислам, Христианство, Архангелы, Серафимы, Херувимы.
АНГЕЛЫ
Aggeloi) - династия визант. императоров (1185-1204), выходцы из крупной землевладельч. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил в 1185-95; 1203-04 (совместно с сыном Алексеем IV)) и его брат Алексей III Ангел (Комнин) (1195-1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налоговый гнет, поддерживали торговые привилегии Генуи и Пизы, стремясь противопоставить их Венеции. Правление А. - время быстрого ослабления гос-ва и обострения клас. борьбы. А. отразили нападение сицилийских норманнов, но потерпели ряд поражений в войнах с сельджуками. При А. происходили 3-й и 4-й крестовые походы; во время 4-го были свергнуты. Источн.: Никиты Хониата история, в сер.: Византийские историки, (т. 4), СПБ, 1860; Treu M., Nicephori Chrysobergae ad Angelos orationes tres..., (Breslau), 1892; Bachmann M., Die Rede des Johannes Syroputos ad den Kaiser Isaak II Angelos (1185-1195).., M?nch., 1935 (Diss.). Лит.: Успенский Ф., Образование второго Болгарского царства, О., 1879; Васильевский В., Образование второго Болгарского царства Ф. Успенского, "ЖМНП", 1879, No 7, ч. 204, с. 144-217, 318-48; Дуйчев И.. Проучвания въерху българското средновековие, С., 1945. Г. Г. Литаврин. Москва.
Ангелы
(греч. вестники) – бесплотные служебные духи, имеющие личную природу и созданные Богом для выражения Его воли, а также выполнения различных функций в мироздании. Будучи разумными свободными существами, живущими в мире, который не ограничен земными условиями, А., в отличие от человека, способны проявлять большую определенность выбора и большую последовательность действий, служа Богу и осуществляя этим свое предназначение. Природа А. непредставима для человека, и об этом не говорится в Священном Писании. Хотя А. являются людям обычно в образах, подобных человеческим, православная традиция не отождествляет ангельскую природу с этими образами, но указывает на ее связь со стихиями ветра, огня и света. Церковь исповедует веру в то, что каждому человеку при крещении дается А.хранитель, ограждающий его от вредных духовных влияний и неблагоприятных событий. Из библейской Книги пророка Даниила следует, что особые А. ведают жизнью целых народов (Дан. 10, 13). По учению ПсевдоДионисия Ареопагита (V или начало VI в.), ангельские силы составляют 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады. Первая и высшая из них включает серафимов, херувимов и престолов – А., наиболее близких Богу, непосредственно предстоящих Ему, способных воспринимать и передавать Премудрость Божию. Вторая, получающая духовную энергию от первой, служит воплощением принципа Божественного управления миром и включает господства, силы и власти. Третья, низшая триада – начала, архангелы и ангелы – объединяет ангельские чины, действующие в мире.
Источник: Краткий православный словарь.
Ангелы
1) династия визант. императоров (1185—1204), выходцы из крупной землевладельческой знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил с 1185 по 1195 г. и с 1203 по 1204 г. - совместно с сыном Алексеем IV) и его брат Алексей III Ангел (1195-1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налоговый гнет, растрачивали казну на пиры и увеселения. Правление А. — время ослабления государства, обострения внутренних противоречий и династич. борьбы. Армия слабела, флот находился в плачевном состоянии. Империя в целом переживала кризис, резко сокращались ее границы. А. поддерживали торговые привилегии Генуи и Пизы, в результате чего до крайности обострились отношения с Венецией. Они отразили нападение сицилийских норманнов, но потерпели ряд поражений в войнах с сельджуками. При А. происходили 3-й и 4-й крестовые походы. Во время 4-го крестового похода императоры из дома А. были свергнуты с престола. Византия временно перестала существовать. В 1204—1318 гг. А. — династия правителей Эпирского государства.
Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Дашков СБ. Императоры Византии. М, 1996; История Византии. Т. 2. М, 1967.
2) (греч. angelos, лат. angelus — вестник, посланник) — бесплотные существа, населяющие сверхъестественный мир, посредники между Богом и людьми, проводники Божьей воли. Понятие ортодоксальной иудейской религии, она же распределила а. по разрядам. Христианство переняло основных а. иудаизма; их дифференциация получила распространение и в христиан, мифологии. В IV в. визант. богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит разработал иерархию а. Наибольшим почитанием в христиан, мифологии пользовались 4 ангела-предводителя — Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил (окончание «ил» в их именах означало «Бог»). На самой вершине иерархич. пирамиды находился князь а., вождь небесной рати Михаил (его имя означает «кто, как Бог»). Гавриил считался вестником Бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаил — целителем, а Уриил — ангелом раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд Божий. Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования человека, когда душа умершего в виде маленького человечка взвешивается на весах Страшного суда архангелом Михаилом. К высшим разрядам а. относились также серафимы и херувимы. Считалось, что а. высшего разряда находились в непосредственной близости к Богу, низшие — к человеку. Первоначально а. имели облик женщин. Так, в первом иерусалимском храме стояли 2 жен. изваяния, изображающие херувимов. Впоследствии их сменили два совокупленных херувима, один из которых имел облик мужчины, второй — женщины (II в. до н.э.). В библ. текстах а. представлены в обликах мужчин. В IV в. утвердилось представление о бестелесности а., их стали изображать крылатыми. Существовали а. Света и а. Тьмы; падший ангел — Сатана (Люцифер).
Лит.: Лннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997.
Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Дашков СБ. Императоры Византии. М, 1996; История Византии. Т. 2. М, 1967.
2) (греч. angelos, лат. angelus — вестник, посланник) — бесплотные существа, населяющие сверхъестественный мир, посредники между Богом и людьми, проводники Божьей воли. Понятие ортодоксальной иудейской религии, она же распределила а. по разрядам. Христианство переняло основных а. иудаизма; их дифференциация получила распространение и в христиан, мифологии. В IV в. визант. богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит разработал иерархию а. Наибольшим почитанием в христиан, мифологии пользовались 4 ангела-предводителя — Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил (окончание «ил» в их именах означало «Бог»). На самой вершине иерархич. пирамиды находился князь а., вождь небесной рати Михаил (его имя означает «кто, как Бог»). Гавриил считался вестником Бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаил — целителем, а Уриил — ангелом раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд Божий. Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования человека, когда душа умершего в виде маленького человечка взвешивается на весах Страшного суда архангелом Михаилом. К высшим разрядам а. относились также серафимы и херувимы. Считалось, что а. высшего разряда находились в непосредственной близости к Богу, низшие — к человеку. Первоначально а. имели облик женщин. Так, в первом иерусалимском храме стояли 2 жен. изваяния, изображающие херувимов. Впоследствии их сменили два совокупленных херувима, один из которых имел облик мужчины, второй — женщины (II в. до н.э.). В библ. текстах а. представлены в обликах мужчин. В IV в. утвердилось представление о бестелесности а., их стали изображать крылатыми. Существовали а. Света и а. Тьмы; падший ангел — Сатана (Люцифер).
Лит.: Лннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999