АНГЕЛЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНГЕЛЫ

Византийская императорская династия, правившая в 1185-1204 гг. Андроник

Источник: Справочник. Все монархи мира. Греция. Рим. Византия. 1999

Ангелы
(angelos – вестник) – по верованиям иудеев, христиан и мусульман, созданные богом бесплотные сверхестественные существа, обладающие свободной волей и возвещающие людям божью волю. Согласно принятой христианством небесной иерархии, предложенной Дионисием Ареопагитом, ангелы подразделяются на 9 чинов, сгруппированных в 3 лика: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы и власти; 3) начала, ангелы, архангелы. Почитание ангулов – рецидив первоначального поклонения духам и одно из наследий политеизма в монотеистичесих религиях. См. Ислам, Христианство, Архангелы, Серафимы, Херувимы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АНГЕЛЫ
Aggeloi) - династия визант. императоров (1185-1204), выходцы из крупной землевладельч. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил в 1185-95; 1203-04 (совместно с сыном Алексеем IV)) и его брат Алексей III Ангел (Комнин) (1195-1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налоговый гнет, поддерживали торговые привилегии Генуи и Пизы, стремясь противопоставить их Венеции. Правление А. - время быстрого ослабления гос-ва и обострения клас. борьбы. А. отразили нападение сицилийских норманнов, но потерпели ряд поражений в войнах с сельджуками. При А. происходили 3-й и 4-й крестовые походы; во время 4-го были свергнуты.

Источн.: Никиты Хониата история, в сер.: Византийские историки, (т. 4), СПБ, 1860; Treu M., Nicephori Chrysobergae ad Angelos orationes tres..., (Breslau), 1892; Bachmann M., Die Rede des Johannes Syroputos ad den Kaiser Isaak II Angelos (1185-1195).., M?nch., 1935 (Diss.).

Лит.: Успенский Ф., Образование второго Болгарского царства, О., 1879; Васильевский В., Образование второго Болгарского царства Ф. Успенского, "ЖМНП", 1879, No 7, ч. 204, с. 144-217, 318-48; Дуйчев И.. Проучвания въерху българското средновековие, С., 1945.

Г. Г. Литаврин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ангелы
(греч. вестники) – бесплотные служебные духи, имеющие личную природу и созданные Богом для выражения Его воли, а также выполнения различных функций в мироздании. Будучи разумными свободными существами, живущими в мире, который не ограничен земными условиями, А., в отличие от человека, способны проявлять большую определенность выбора и большую последовательность действий, служа Богу и осуществляя этим свое предназначение. Природа А. непредставима для человека, и об этом не говорится в Священном Писании. Хотя А. являются людям обычно в образах, подобных человеческим, православная традиция не отождествляет ангельскую природу с этими образами, но указывает на ее связь со стихиями ветра, огня и света. Церковь исповедует веру в то, что каждому человеку при крещении дается А.хранитель, ограждающий его от вредных духовных влияний и неблагоприятных событий. Из библейской Книги пророка Даниила следует, что особые А. ведают жизнью целых народов (Дан. 10, 13). По учению ПсевдоДионисия Ареопагита (V или начало VI в.), ангельские силы составляют 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады. Первая и высшая из них включает серафимов, херувимов и престолов – А., наиболее близких Богу, непосредственно предстоящих Ему, способных воспринимать и передавать Премудрость Божию. Вторая, получающая духовную энергию от первой, служит воплощением принципа Божественного управления миром и включает господства, силы и власти. Третья, низшая триада – начала, архангелы и ангелы – объединяет ангельские чины, действующие в мире.

Источник: Краткий православный словарь.

Ангелы
1) династия визант. императоров (1185—1204), выходцы из крупной землевладельческой знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел (правил с 1185 по 1195 г. и с 1203 по 1204 г. - совместно с сыном Алексеем IV) и его брат Алексей III Ангел (1195-1203). А. проводили политику раздачи проний и привилегий, усилили налоговый гнет, растрачивали казну на пиры и увеселения. Правление А. — время ослабления государства, обострения внутренних противоречий и династич. борьбы. Армия слабела, флот находился в плачевном состоянии. Империя в целом переживала кризис, резко сокращались ее границы. А. поддерживали торговые привилегии Генуи и Пизы, в результате чего до крайности обострились отношения с Венецией. Они отразили нападение сицилийских норманнов, но потерпели ряд поражений в войнах с сельджуками. При А. происходили 3-й и 4-й крестовые походы. Во время 4-го крестового похода императоры из дома А. были свергнуты с престола. Византия временно перестала существовать. В 1204—1318 гг. А. — династия правителей Эпирского государства.
Лит.: Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962; Дашков СБ. Императоры Византии. М, 1996; История Византии. Т. 2. М, 1967.
2) (греч. angelos, лат. angelus — вестник, посланник) — бесплотные существа, населяющие сверхъестественный мир, посредники между Богом и людьми, проводники Божьей воли. Понятие ортодоксальной иудейской религии, она же распределила а. по разрядам. Христианство переняло основных а. иудаизма; их дифференциация получила распространение и в христиан, мифологии. В IV в. визант. богослов Псевдо-Дионисий Ареопагит разработал иерархию а. Наибольшим почитанием в христиан, мифологии пользовались 4 ангела-предводителя — Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил (окончание «ил» в их именах означало «Бог»). На самой вершине иерархич. пирамиды находился князь а., вождь небесной рати Михаил (его имя означает «кто, как Бог»). Гавриил считался вестником Бога (согласно евангелиям, объявивший Марии о грядущем рождении Христа), Рафаил — целителем, а Уриил — ангелом раскаяния. Архангелам приписывалась функция представления людей на суд Божий. Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования человека, когда душа умершего в виде маленького человечка взвешивается на весах Страшного суда архангелом Михаилом. К высшим разрядам а. относились также серафимы и херувимы. Считалось, что а. высшего разряда находились в непосредственной близости к Богу, низшие — к человеку. Первоначально а. имели облик женщин. Так, в первом иерусалимском храме стояли 2 жен. изваяния, изображающие херувимов. Впоследствии их сменили два совокупленных херувима, один из которых имел облик мужчины, второй — женщины (II в. до н.э.). В библ. текстах а. представлены в обликах мужчин. В IV в. утвердилось представление о бестелесности а., их стали изображать крылатыми. Существовали а. Света и а. Тьмы; падший ангел — Сатана (Люцифер).
Лит.: Лннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. СПб., 1997.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
462.67 кб

Мужчина «Неистощимого терпения» и его ангелы в женском обличье: Вальтер Беньямин о гендерном аспекте

Смирнов Дмитрий Александрович
Рассматривается история взаимоотношений немецкого мыслителя Вальтера Беньямина с представительницами своего времени в контексте решения им социально-философской проблемы места женщины в жизни мужчины.
Читать PDF
258.25 кб

Д. Антонов. Незримое тело: ангелы, демоны и их «Плоть» в древнерусской культуре

Фетисова Т. А.
Читать PDF
273.21 кб

АНГЕЛЫ НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ

Душенко Константин
Метафора «ангелы на кончике иглы» имеет несколько крайне разнородных источников. Легенда о схоластических дискуссиях на тему «Сколько ангелов уместится на кончике иглы?» создана в Англии XVII в.
Читать PDF
1.20 мб

Христос и ангелы

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
1.27 мб

Христос и ангелы

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
147.72 кб

Саморазвитие формы в романе Антуана Володина «Малые ангелы»

Пестерев Валерий Александрович
В статье рассматривается одно из сложнейших современных произведений роман французского писателя А.Володина «Малые ангелы».
Читать PDF
104.48 кб

Книга «Ангелы Ада» Хантера Томпсона как основной этап в создании гонзо-журналистики

Гетманский К. Б.
В статье одна из первых документальных книг американского публициста Х.С. Томпсона «Ангелы Ада» рассматривается как главный этап на пути формирования его собственного стиля, который получил название журналистика «гонзо».
Читать PDF
397.41 кб

О религиозных источниках поэмы В. Хлебникова «Ангелы»

Евдокимова Людмила Викторовна
В статье излагаются новые аргументы, подтверждающие значимость «Херувимской песни» и раннехристианской книги «Pistis Sophia» как возможных источников поэмы В. Хлебникова «Ангелы».
Читать PDF
308.65 кб

Правда и вымысел в романе «Ангелы и демоны»

Галинская И. Л.
Аннотация: в романе Дэна Брауна «Ангелы и демоны» вымыслу сопутствует правда, т.е. правдивые имена и детали.
Читать PDF
273.08 кб

Fact vs. fiction: образ бунтаря в произведении «Ангелы Ада» Х. Томпсона

Файзуллина Ольга Робертовна
В статье рассматривается знаменитое произведение «Ангелы Ада. Странная и ужасная Сага мотоциклетных банд» Х.С. Томпсона, одного из самых скандальных американских писателей ХХ века.
Читать PDF
32.59 мб

АНГЕЛЫ И УСИАРХИ: ПОЭТИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ БЕРНАРДА СИЛЬВЕСТРА

Воскобойников Олег
Статья посвящена «Космографии» французского мыслителя и поэта Бернарда Сильвестра. Этот прозиметр написан в 1140-х годах, возможно, в Туре, но связан с Шартрской школой.
Читать PDF
104.17 кб

Германо-мексиканские отношения в условиях глобализации в период канцлерства Ангелы Меркель

Аяпергенов Расул Курбанбаевич
Рассматривается внешнеполитический курс и политика Германии как одного из ведущих государств членов Европейского союза под руководством кабинета правительства Меркель с 2005 г.
Читать PDF
5.46 мб

Бог, ангелы и сиамские близнецы: теологические и антропологические приложения постсредневековой схол

Вдовина Галина Владимировна
В статье рассматриваются понятия постсредневековой философской психологии, а именно понятия физической и интенциональной жизни, в их теологическом и антропологическом приложении.
Читать PDF
114.09 кб

Преподобный Сергий Радонежский - ангел земли Русской

Читать PDF
119.46 кб

Элизабет Фрай - «Ангел тюрем»: деятельность британского филантропа и реформатора в оценках современн

Васильева С.А.
На основе анализа исторического источника эссе Т.

Похожие термины:

  • АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ

    Византийский император в 1195- 1203 гг. Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с братьями и отцом он участвовал в заговоре против Андроника Комнина, а потом, спасаясь
  • АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ

    Византийский император в 1203- 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г. После низложения и ослепления отца Алексей, хотя и жил в Константинополе на положении пленника, пользовался большой свободой
  • Богданович Ангел Иванович

    Богданович, Ангел Иванович, писатель (1860 - 1907), брат геолога К.И. Богдановича . В Киеве, будучи студентом-медиком, был арестован (1882) по обвинению в принадлежности к народническим кружкам и выслан в Ни
  • АНГЕЛ ЦЕРКВИ

    От 2:1) — главный служитель, или представитель Иудейской синагоги, назывался ангелом церкви, потому что он обращался с молитвою и ходатайством к Богу за Иудеев, как их духовный молитвенник. По учени
  • АНГЕЛ ЛИЦА ЕГО

    т.е. Господа; Ис 63:9) — под сим наименованием некоторые разумеют Архангела Гавриила, стоящего пред лицом Божиим; другие же относят означенное выражение к Самому Воплощенному Слову, которое есть сия
  • Ангел Господень

    в Ветхом Завете так называют Второе Лицо Святой Троицы, воплотившееся в Сына Божьего.
  • Ангелина

    игум. Псков. Предтеч. м. в Пскове 1843—60 г. {Половцов}
  • Ангелов, Дмитрий Ив

    посол Ивана III в Венецию. {Половцов}
  • Ангелов, Николай Ив

    постельн. Ивана III в поездах его в Новгород 1493—5 г., 1505 г. печатник Василия. {Половцов}
  • Ангел-Хранитель

    Angelus custos), согласно традиционному учению Церкви — ангел, которому Бог поручил охранять конкретного человека и помогать ему. В ВЗ нет термина А.-х., но есть свидетельства о вере в охраняющих духов. В Н
  • ИСААК II АНГЕЛ

    Византийский император, правивший в 1185-1195 и 1203-1204 гг. Род. ок. 1056 г. Умер янв. 1204 г. Исаак принадлежал к знатному и богатому роду Ангелов. В 1183 г. вместе с отцом и братьями он принимал участие в заговоре
  • ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА В РИМЕ

    В 136 году римский император Адриан в подражание мавзолею Августа, и даже желая затмить его, решил воздвигнуть себе и своим преемникам на императорском троне гробницу, великолепие которой должно бы
  • Замок св. Ангела

    Мавзолей Адриана (Moles Hadriani), окончен в 139, монументальное сооружение круглой формы (высотой 50 м), нижняя часть которого выполнена в форме куба. В мавзолее погребены императоры от Адриана до Каракаллы
  • Ангелар

    Ангелар, один из святых седмичисленников, как называются в нашей церкви Кирилл и Мефодий , вместе с их пятью учениками: Гороздом, Климентом, А., Саввой и Наумом. Церковь болгарская признала их святым
  • Рупшене, Ангеле Стасевна

    (Янкунайте). Олимпийская чемпионка (1976, Монреаль); советская и литовская спортсменка по баскетболу; родилась 27 июня 1952 г. в г. Вильнюсе; окончила Вильнюсский педагогический институт; заслуженный мас
  • Ангелов, Никита

    посол Ивана III в Псков 1500 г. {Половцов}
  • АНГЕЛОВ Павел

    (псевд. Рогов, Бакстер) (?-?). Сотрудник советской военной разведки. Русский, лейтенант. С июня 1943 года работал в резидентуре военной разведки в Оттаве. В начале 1945 года установил контакт в Монреале с к
  • Ангелология

    раздел богословия, изучающий ангелов (их сущность, роль в истории спасения и т.д.).
  • Ангелейко Виктор Иванович

    (1908–1991) - инженер-строитель, доктор технических наук (1953), профессор (1954), заслуженный деятель науки и техники УССР (1980). С 1924 работал на различных стройках и в путевом хозяйстве железных дорог в качес
  • Ангели Генрих

    Ангели (Angeli), Генрих, австрийский портретист, родился в 1840 году, в Венгрии, работает преимущественно в Вене. Ученик венской академии и М. Лейтце в Дюссельдорфе; профессор в венской академии. В 1869 году