Англиканская церковь

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Англиканская церковь
протестантская церковь, возникшая в Англии в XVI в., ставшая государственной и возглавляемая королем.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Англиканская церковь
господствующая церковь в Англии, возникшая в период Реформации в 16 в. Сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. По культу и организационным принципам англиканская церковь ближе к католической церкви, чем другие протестантские церкви. Внешняя обрядовая сторона католицизма в англиканской церкви почти не была реформирована. Сохраняется иерархия, напоминающая католическую. Главой англиканской церкви является король, который назначает епископов. В англиканской существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму; низкая, близкая к пуританизму и пиетизму; широкая – господствующее направление в англиканской церкви, стремящееся объединить все христианские направления. См. Католицизм, Методисты, Протестанизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в XVI в. По культу и организационным принципам ближе к католической, чем другие протестантские церкви. Сохраняется иерархия, напоминающая католическую. Главой А. Ц. является король, который назначает епископов. Примас (почетный титул главнейшего епископа) А. Ц. - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму, низкая — близкая к пуританизму, и широкая — которая является в А. Ц. господствующим направлением, стремящимся объединить всех христиан. Существуют также формально отделенные А. Ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии — всего в 16 странах. Активно участвует в экуменическом движении, объединяющем сторонников объединения христианских конфессий. Одно из направлений в А. Ц. — англокатолицизм.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Англиканская церковь
Англиканская церковь (Anglican Church), церковь Англии. Основана в 16 в. во время протест. Реформа-ции. Хотя уже Генрих VIII порвал с католич. церковью, а Эдуард VI сделал первые шаги к утверждению протест, доктрин и практики богослужения, оформление англиканских принципов относится к правлению Ели-заветы I. Вторая "Книга общественного богослужения", утвержденная при Эдуарде VI, была пересмотрена и модифицирована (1559), а ее применение подтверждено Актом о единообразии богослужения. В 1563 г. собор духовенства издал "39 статей", к-рые были приняты А.ц. (1571) в кач-ве статуса и устава богослужения. Целью этого было создание единой нац. епископальной церкви во главе с монархом как ее предстоятелем. Отказывавшиеся посещать церковь подвергались штрафу. С елизаветинским церк. устроением были несогласны пуритане, но королева пресекла все их попытки исправить А.ц.
Католизация А.ц. в 1630-е гг. при архиепископе Лоде еще больше усилила антипатию пуритан к епископам, и религия стала одним из решающих факторов в развязывании "Гражданской войны в Англии. Хотя анг-ликанизм был запрещен во время Англ, республики и Протектората, он триумфально вернулся при Рестав-рации (1660). Кларендонский кодекс и 3аконы о религиозной лояльности создали разрыв между англиканским истэблишментом и нонконформистами, а прокатолич. политика Якова II сыграла большую роль в приближении "Славной революции". Эдикт о терпимости позволил неск. ослабить враждебность к нонконформистам, хотя священнослужители, отказавшиеся дать клятву верности Вильгельму III, были лишены своих мест (католики в Англии были ущемлены в правах до 1829 г.). В 18 в. возникли споры между "высокими англиканцами", сторонниками консервативных правил, введенных Лодом, и "низкими англиканцами", или латитудинариями, к-рых мало заботили формы богослужения. Оппозиция евангелизму, усиленная Джоном Уэсли, привела к созданию независимой методистской церкви (методисты).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Reformed Church of England, Established Church, Anglican Church), епископальная церковь, - гос. церковь в Англии, одна из протестантских церквей; ее культ и организац. принципы ближе к католич. церкви, чем у др. протестантских церквей. Распространена также в Ирландии, Уэльсе, частично Шотландии (Episcopal Church of Scotland), в брит. доминионах и колониях, в США (Protestant Episcopal Church in the USA) и ряде др. стран. Всего насчитывается 14 самостоят. А. ц., из к-рых только церковь в Англии - государственная. Формально отдельные части А. ц. не зависят друг от друга, но с 1867 раз в 10 лет англиканские епископы (в 1948 их было 328; 43 - в Англии) собираются на конференции в Лондоне (Lambeth-Conferences, по назв. дворца Lambeth Palace), образуя Англиканский союз церквей (Anglican Communion).

А. ц. возникла в период Реформации 16 в. (разрыв англ. короля Генриха VIII (1509-47) с папством, секуляризация монастырей и др.) как гос. нац. церковь, возглавленная королем ("Акт о супрематии", 1534); вероучение и организац. формы оставались католическими. Лишь при Эдуарде VI (1547-53) из смеси протестантских и католич. элементов в догматике и культе была составлена (Кранмером) "Книга общественного богослужения" (Common Prayer Book, 1549). При Елизавете Тюдор (1558-1603) в "39 статьях" (1571) вероучение было слегка приближено к кальвинизму, епископальная же система сохранилась. А. ц. стала важной опорой абсолютизма. С 1567 от А. ц. начали отделяться пуритане, у к-рых радикальная церковная (кальвинистская) программа была тесно связана с демократич. социальными и политич. требованиями. Англ. бурж. революция 17 в. упразднила англиканство, сделав официальной сначала (до 1648) религию пресвитерианства (умеренные пуритане), а затем индепендентов. Возвратившиеся к власти в 1660 Стюарты восстановили А. ц. Актом о веротерпимости 1689 предусматривалась свобода вероисповедания для диссентеров (кроме социниан), актом 1791 - для католиков.

Главой А. ц. является король - "защитник веры" (defensor fidei); фактически он назначает епископов, гл. из к-рых является архиепископ Кентерберийский, за ним следует архиепископ Йоркский. Оба архиепископа и часть епископов (24) являются чл. палаты лордов (формально назначаются королем); все принципиальные церк. статуты подлежат утверждению парламента. По архиепископским округам собираются съезды духовенства (Convocations). Все расходы по содержанию церкви (жалованье духовенству, церк. строительство) несет гос-во. Предложения об отделении церкви от гос-ва решительно отвергаются духовенством: гос-во полностью обеспечивает защиту его интересов. Высшая иерархия А. ц. тесно связана с финанс. олигархией и зем. аристократией Англии.

В А. ц. существуют 3 направления: высокая церковь (High Church), направление, близкое католич. церкви; низкая церковь (Low Church), близка к пуританизму и пиетизму; широкая церковь (Broad Church), стремится приспособить А. ц. к современности. А. ц. участвует в экуменическом движении. —***—***—***—

Лит.: A history of the English church, ed. by W. R. W. Stephens and W. Hunt, v. 1-9, L., 1899-1910; Garbett C., The claims of the church of England, L., 1947; Wand J. W. C., The anglican communion, a survey, Oxf., 1948.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Англиканская церковь
Церковь Англии
(Church of England) — господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии; учреждена в 1662 в правление короля Карла II.
Формирование А.Ц. связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим англиканство часто рассматривается в русле протестантизма), но в то же время сами англикане рассматривают А.Ц. как преемницу Ecclesia Anglicana, древнеангл. Церкви, основанной Августином Кентерберийским. Основные догм. тезисы А.Ц. впервые появились в Book of Common Prayer (Книге общих молитв), вышедшей в 1549 (пересматривалась и дополнялась в 1552, 1559, 1662, 1872, 1928).
В правление Елизаветы I (1558–1603) был выработан богосл. компромисс между католически и протестантски ориентированными течениями в А.Ц.: в 1571 Парламент принял 39 статей, представлявших собой своеобразный сплав идей лютеранства и кальвинизма с катол. догматикой, тогда же прекратилось уничтожение икон и скульптур в храмах.
Осн. течения внутри А.Ц. определились в кон. XVII в. Они получили названия: «Высокая Церковь» (High Church), «Низкая Церковь» (Low Church) и «Широкая Церковь» (Broad Church). «Высокая Церковь» была сформирована представителями англиканской церк. иерархии, отстаивавшими такие особенности А.Ц., как гос. характер, абсолютную супрематию короны, епископальную структуру, непосредственную преемственность от ср.-век. Церкви. В противоположность «Высокой Церкви», в нач. XVIII в. возник термин «Низкая Церковь» для обозначения течения, идейно близкого радикальному протестантизму; это название было связано с «незначительной» ролью, отводившейся катол. наследию в А.Ц.
«Широкая Церковь» восходит к течению в А.Ц. конца XVII в. под названием латитудинаризм (от лат. latitudo — широта). англ. латитудинарии признавали единство христ. Церкви, считая межконфессиональные различия несущественными. Они с безразличием относились к спорам по доктринальным вопросам, организации Церкви и литург. практике, занимая в сфере богословия нейтральную позицию. В англиканстве они желали примирения протест., катол. и собственно англиканских элементов, выступая за диалог с нонконформистами.
В 1830-х, в противоположность либеральному направлению, в А.Ц. образовалось прокатолическое Оксфордское движение (англокатолицизм), выступавшее за сближение с Католической Церковью. Результатом литург. реформы в А.Ц. в XX в. стало создание нового Служебника (Alternative Service Book), вышедшего в 1979 и одобренного Парламентом в 1980.
Осн. тезисы учения А.Ц. не претерпели существенных изменений. Они по-прежнему основаны на принципах 39 статей: признании учения о Троице, о Боговоплощении, о страдании, смерти, сошествии во ад и воскресении Иисуса Христа, о Его вознесении и Втором пришествии, о богодухновенности книг ВЗ и НЗ, о богоустановленности таинства крещения; отрицании чистилища и индульгенций; причащении мирян под двумя видами; отмене целибата, отрицании папской власти; признании учения об исхождении Св. Духа и от Бога Сына (Filioque), о достаточности Св. Писания для спасения, о первородном грехе, об оправдании верой в искупительную жертву Иисуса Христа, о значении добрых дел как «плодов веры», но не средств спасения, о небезошибочности Вселенских соборов (кроме первых четырех); отрицании почитания икон и мощей, молитвенного призывания святых, евхарист. пресуществления, жертвенного значения Евхаристии. Украшение алтарей и облачения священников в А.Ц. напоминают католические. Взгляд А.Ц. на священство ближе к католическому, чем к протестантскому.
Структурно А.Ц. состоит из двух провинций, во главе которых стоят 2 архиепископа: еп. Кентерберийский, примас Англии — для Юж. провинции и еп. Йоркский — для Северной. В состав двух провинций входят 44 епархии: 43 расположены в Англии, небольшой части Уэльса и на о-вах и состоят из 13 250 приходов, одна епархия на континенте включает в себя 260 общин, находящихся в различных странах мира. Главой А.Ц. является король (или королева) Великобритании, сохранивший ср.-век. звание «Защитника Веры» (Defensor Fidei), ему же принадлежит право назначения (по рекомендации премьер-министра) архиепископов, епископов и деканов кафедр. соборов. Епископы занимают высокое положение в англ. об-ве: архиеп. Кентерберийский является первым лордом Соединенного Королевства, 24 старших епископа заседают в Палате лордов англ. Парламента. Среди низшего духовенства сохраняются ср.-век. названия должностей: ректор, декан, викарий и др. С 1867 раз в 10 лет архиеп. Кентерберийский собирает в Ламбетском дворце всеангликанскую конференцию. Ламбетские конференции являются консультативным органом, решения которого не имеют обязательной силы до тех пор, пока Свящ. Синод А.Ц. не примет их законодательным путем. А.Ц. — одна из гос. Церквей Соединенного Королевства, наряду с Пресвитерианской Церковью Шотландии. А.Ц. принадлежат крупные землевладения, недвижимость, капитал, которыми распоряжается правительственная комиссия.
А.Ц. — член Англиканского сообщества (Anglican Communion), объединяющего 37 Церквей и 8 церк. общин из 161 страны: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальную Церковь Шотландии, Церковь Ирландии, Епископальную Церковь в США, Лузитанскую Церковь в Португалии, Реформированную епископальную Церковь Испании, а также Сирийскую Церковь апостола Фомы, Филиппинскую независимую Церковь и др. Единство Церквей, входящих в Англиканское сообщество, основывается на признании Св. Писания ВЗ и НЗ как Богооткровенного слова, Никейского символа веры как достаточного исповедания христ. веры, двух таинств — крещения и Евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral (Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения).
А.Ц. принимает активное участие в экумен. движении, она внесла значительный вклад в организацию и деятельность Всемирного совета Церквей и др. экумен. организаций. Вплоть до кон. XIX в. отношения А.Ц. с Католической Церковью оставались достаточно напряженными. С 1889 президент Английского Церковного Союза виконт Галифакс совместно с катол. свящ. Ф. Порталем и Л. Дюшеном начал частные консультации по вопросу о признании действительности англиканского священства. В 1895 для рассмотрения этой проблемы Папа Лев XIII назначил особую комиссию, которая вынесла отрицательное решение. 13.09.1896 Папа Лев XIII опубликовал буллу Apostolicae curae, в которой признал все епископские поставления А.Ц. незаконными и не имеющими правовой силы. Это вызвало встречную полемику в англиканской среде и повлекло за собой новое обострение отношений. В 1921 виконт Галифакс при поддержке кард. Мерсье и свящ. Ф. Порталя возобновил попытки установления диалога с Католической Церковью. Англикано-католические встречи, не имевшие офиц. статуса и получившие название «Малинских бесед», были прекращены со смертью кард. Мерсье (1926). В 1932 было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и А.Ц., важном для англикан в силу полемики об апост. преемстве англ. епископата.
Диалог А.Ц. с Римом возобновился со встречи архиеп. Кентерберийского Г. Фишера и Папы Иоанна XXIII в Риме в 1960 и с последовавшим вслед за этим прибытием наблюдателей от А.Ц. на II Ватиканский собор. В марте 1966 архиеп. Кентерберийский М. Рамси встретился с Папой Павлом VI; это событие считается началом офиц. контактов. В 1968 был обнародован первый документ англикано-катол. диалога — Мальтийский доклад; в 1970 Консультативный комитет Англиканского сообщества и Папский секретариат по содействию единству христиан создали совместную организацию — Англикано-Римско-Католическую международную комиссию (Anglican-Roman-Catholic International Commission, ARCIC I), принявшую ряд документов. После встречи архиеп. Кентерберийского Р. Ранси с Папой Иоанном Павлом II в Кентербери (1982) начала работу вторая комиссия (ARCIC II), развивающая диалог под общим названием Возрастание в общении. В ходе рим. встречи 1992 архиеп. Кентерберийского Г.Л. Кэри с Папой Иоанном Павлом II была подписана общая Декларация единства; однако принятое в том же самом году решение Генерального синода А.Ц. о возможности женского священства и последовавшее рукоположение в свящ. 32 женщин в соборе Бристоля в 1994 создало новые препятствия в ходе двустороннего диалога.
В 1997 в составе Англиканского сообщества насчитывалось ок. 400 епископов, из которых 110 — на терр. Соединенного Королевства, 11 тыс. священнослужителей (в Великобритании), ок. 70 млн. верующих (ок. 26 млн. — в Великобритании).
Лит-ра: Anglicanism. L., 1935; The Oxford Dictionary of Christian Church. Ox., l977, p. 57–58, 290–293; Aveling J.C.H. et al. Rome and the Anglicans: Historical and Doctrinal Aspects of Anglican-Roman-Catholic Relations. B.–NY., 1982; The Study of Anglicanism. L.–Minneapolis, 1988; The Anglican Tradition. L., 1991; Church of England Year Book, 1999. L., 1999.
К. Челлини, И. Скрипалев

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
114.77 кб

Англиканская Церковь в Российской империи (конец XIX начало XX В. )

Амбарцумов Иван Владимирович
В статье рассматривается положение англиканского вероисповедания в Российской империи в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
289.96 кб

Англиканская церковь и константинопольская Патриархия в конце XIX - начале ХХ в

Герд Лора Александровна
В статье на основе неизданных архивных материалов рассматривается история контактов Англиканской церкви и Константинопольского патриархата в последние годы XIX в.
Читать PDF
161.84 кб

Церковное служение женщин в Англиканской церкви по решениям Ламбетских конференций

Постернак Андрей Владимирович
Статья посвящена вопросу эволюции женского служения в Англиканской церкви с конца XIX по начало XXI вв. по решениям Ламбетских конференций.