термин, применяемый в отношении наиболее прокатолически ориентированного течения в Англиканской Церкви.
Термин А. вошел в широкое употребление с 1838, после выхода Библиотеки англо-католического богословия (The Library of Anglo-Catholic Theology). Идеология А. заключается в отделении догм. и литург. традиций Англиканской Церкви от протест. нововведений, необходимость которого обосновывалась преемственностью Церкви Англии от ср.-век. Ecclesia Anglicana, основанной Августином Кентерберийским. Изначальной целью А. являлось достижение соглашения с Католической Церковью и воссоединение с Римом. Впервые идеологию А. точно выразило Оксфордское движение. Свое название это движение получило благодаря тому, что все его лидеры в 1820-е обучались в Оксфорде в Ориел-Колледж. Оксфордское движение появилось в контексте романтического интеллектуального течения, для которого было характерно обращение к нац. дух. традиции. Поэтому особенное внимание представители Оксфордского движения обращали на идеологию т.н. «Высокой Церкви» — течения, сформировавшегося в кон. XVII в. в англиканстве. Представители этого течения склонялись к католичеству; сами же лидеры Оксфордского движения явно представляли собой прокатолическую партию в Англиканской Церкви. Их также именовали high churchmen (высоким духовенством) в честь «Высокой Церкви», а также за значение, которое они уделяли таинствам и литургии. Публикация ими серии популярных богосл. сочинений на актуальные темы способствовала оформлению идейных положений А. Осн. идеологами Оксфордского движения стали Ричард Харрел Фроуд (1805–36), Генри Эдвард Маннинг, Джон Генри Ньюмен, Джон Кэбл (1792–1866), Эдвард Бувери Пьюзи (1800–82), а также Уильям Джордж Уорд и Фредерик Окли (1802–80). Свою деятельность представители Оксфордского движения направляли на очищение Англиканской Церкви от реформаторских нововведений. Они считали, что древняя Церковь возрождается в совр. им католичестве, а Англиканская Церковь прервала преемственность с Ecclesia Anglicana. С этой целью ими прежде всего вносились изменения в обрядовую практику, что встречало не только неодобрение, но и преследования как со стороны светской власти, так и со стороны церк. иерархии. Это послужило одной из причин обращения в католичество Ньюмена и Уорда (1845) и Маннинга (1851).
Во 2-й пол. XIX в. англо-католики активно способствовали возрождению монашества и монастырей. В 1881 в США была основана первая англиканская монаш. конгрегация Общество Св. Креста, а также возрождены англиканские общины бенедиктинцев и францисканцев.
В нач. XX в. произошел отход части сторонников А. от идей «Католического Возрождения» в сторону компромисса с либеральным богословием Англиканской Церкви. Это заставило радикальную группу внутри А. выступить в 100-летнюю годовщину Оксфордского движения (1933) с декларацией верности изначальным целям движения и осудить модернистский уклон тогдашнего А. В это время А. приобрел офиц. поддержку и популярность в Англиканской Церкви. В Лондоне проводились англокатолические конференции, обсуждавшие проблемы взаимоотношений Англиканской Церкви с Римской.
А. получил значительное развитие во 2-й пол. XX в. благодаря улучшению отношений между Англиканской Церковью и Римом. В 1988 на Ламбетской конференции был принят тезис о необходимости расширения сотрудничества между этими Церквями. В наст. время сотрудничество англо-католиков с Католической Церковью продолжается на уровне общей экумен. деятельности самой Англиканской Церкви. Т.о., значение собственно англокатол. движения изменилось, поскольку существует офиц. двусторонний диалог между Англиканской и Католической Церквями. В наст. время течение А. имеет свои печатные органы, созывает съезды, его приверженцы широко представлены в правящих кругах англ. об-ва, в сфере культуры и образования, в средствах массовой информации.
Лит-ра: Оллард С.Л. Англо-католичество // Путь: Орган русской религиозной мысли. М., 1992; Manning-Foster A.E. Anglo-Catholicism. L., 1913; Anglicanism. L., 1935; The New International Dictionary of Christian Church. Exeter, 1974, p. 43–44, 442–443; Oxford Dictionary of Christian Church. L., 1977, p. 57–58, 290–293; The Study of Anglicanism. London (Minneapolis), 1988; The Anglican Tradition. L., 1991.
К. Челлини, И. Скрипалев