Концертная исполнительница на гитаре, аргентинка. Родилась в Моране, провинция Буэнос–Айресе 26 января 1907 г. Эта исключительная гитаристка завоевала славное имя. Тот факт, что я являлся ее преподавателем, заставляет меня быть деликатным, как и в других случаях с более скромными именами, поэтому я приведу только мнения других детей, т.к., если судья будет судить собственных детей, он или совсем не увидит у них недостатков или увидит их очень мало. Пишущий эти строки испытывает законную гордость за все многочисленные второстепенные рецензии с первых шагов карьеры этой исполнительницы. Начну с выдержки из статьи, подписанной доктором Фейманом. "Лицом к лицу с чудом":
"В таких молодых странах, как наша, появление юного музыкального гения – событие исключительной важности как с точки зрения исторической, так и социальной. Мендельсон, Моцарт, Сен–Санс, Горцовский, ранний талант которых всемирно известен, были продуктом широко подготовленной для их появления культурной среды и тем не менее они поражают своей исключительностию. Вот откуда интерес данного критика к явлению, послужившему поводом для написания статьи. Речь идет об Исабель Марии Луиза Анидо, которой недавно исполнилось 10 лет, ее инструмент – гитара. Для забавы отец ее, благодарный кабальеро дон Хуан Карлос Анидо в августе 1914г. подарил ей игрушечную гитару. Девочка настолько увлеклась инструментом, что решено было обучить ее основам игры на гитаре. Через три месяца занятий успехи ее были настолько значительны, что отец пригласил преподавателя музыки. Сначала с ней занимался дон Доминго Прат, известный испанский концертный исполнитель, в 1915г., а затем 4 месяца – сеньорита Хосефина Робледо,– также известная концертная исполнительница из Валенсии. По возвращении в страну сеньора Прата девочка вновь стала заниматься со своим первым преподавателем, у которого она стала любимой ученицей. Девочка делала большие успехи, обещавше, что она станет великой музыкантшей. Ее исполнение вызывает восторг; как на частных концертах, так и на концертах для публики. Она без труда добивается аплодисментов, так как на нее не влияет сосредоточенное молчание самой избранной и многочисленной аудитории. Она обладает прекрасной техникой и легко запоминает партитуру. Игра ее спонтанная, серьезная и умеренная в этюде №22 Коста, Сонатине in A Торробы, "Видалите" Синополи, "Баркаролле" Мендельсона, "Траурном марше" Шопена. Во всех произведениях та же точность и изысканная исполнительская интуиция. Позже на струнах ее инструмента будет звучать больше страсти и чувства, но уже сегодня они глубоко чувствуются в искреннем и деликатном звуке, выигрывающем в нежности, хотя и теряющем несколько в страстности.
В этом природа мудра и не спешит, чтобы не испортить все дело. Поэтому Исабель Мария Луиза, с милым прозвищем "Мимита", – не жертва своего таланта. Ее ум, вкус, темперамент по–детски безыскусственны. Она не потеряла очарование своего возраста, что не вредит общему впечатлений, а, наоборот, усиливает его по принципу контраста. Свежесть ее таланта и окружающая ее радость не имеют ничего общего о стольких вундеркиндах, оплачивающих данный им от природы талант ранней душевной и физической усталостью. В случае с Исабель под сенью мудрого отеческого руководства маленькое великое аргентинское чудо будет расти во славу искусства и своих необыкновенных талантов, сохраняя ее во всей полноте". /Лица и личики, 19.05.1917. Буэнос–Айрес/.
В Кордове, 1918 г. Мартин Хиль пишет: "Честно сказать, я не думал, что мне когда–нибудь посчастливится услышать такое чудо исполнительского мастерства, техники и совершенной естественности. Несомненно, это исключительное явление, неординарное с интеллектуальной и физической точки зрения. Чтобы у природы мог получиться такой экземпляр, как эта девочка, ей придется долго взбивать свои дрожжи. В конце концов, если все идет удачно и будет гармонически развиваться, как предполагается, через несколько лет имя и слава Марии Луизы Анидо будут известны всему миру."
Концертный исполнитель Мигель Льобет: "Мария Луиза Анидо стала для меня Откровением. Впечатление, которое она произвела на меня, никогда не изгладится из моей памяти, потому что это действительно нечто, переходящее границы ожидаемого. Вы видите одиннадцатилетнюю девочку, без малейших усилий побеждающую самые трудные места как опытнейший концертный исполнитель, но самое восхитительное в ней и самое ценное– это большая музыкальная интуиция исполнения, в большинстве очень артистичного. Несмотря на сенсационные сообщение о ней в прессе Буэнос–Айреса после ее первых концертов и от ее выдающегося учителя Доминга Прата, прослушав ее, мне казалось, что я не верю своим ушам. Трудно представить себе, как же будет играть это чудесное создание в своем расцвете". /Май, 1919г., Барселона/.
Автор этой книги написал следующие строки: "Любовь к гитаре в борьбе с трудностями, возникающими от скудости среды, окружавшей гитару у нас в 1908 году, толкнула меня отказаться от пропаганды инструмента с помощью концертов и преподавательской деятельности. Я думал, что так завтра могут появиться новые гитаристы, другие апостолы, которые посвятят себя пропаганде гитары. Итак, я подал об этом объявление и решил обосноваться в Буэнос–Айресе. Эта работа не была бесплодной, она принесла свои плоды, и я могу назвать несколько хороших исполнителей, но самым удивительным для меня было появление в декабре 1914 года моей новой ученицы, которой не исполнилось тогда и восьми лет. Этот ребенок и был сегодняшним виртуозом, Марией Луизой Анидо, «Мимитой», как ее ласково называют поклонники. Мне почти нечего добавить ко множеству откликов о девочке Анидо. Вчера она была моей ученицей, сегодня она – мой коллега и товарищ по искусству, а завтра я буду ее самым преданным почитателем. Ровно год назад, 7 мая 1918 года, я представил ее в столице Республики. 0на дала свой первый концерт с удивительным и ярким успехом. Мои коллеги были удивлены, музыканты ею восхищались, публика приветствовала ее самым горячим образом .Сейчас на пороге юности она вступает в этот мир с его борьбой, не страшась критики, а, наоборот, стараясь стать ее объектом, и чем больше ей будут уделять внимания, тем больше нитей у нее появится, чтобы соткать корону славы. Мне не пристало говорить об ее искусстве, но я могу утверждать, что она замечательно виртуозна и обладает изысканной манерой выражения. Она – неординарное явление, и я могу сделать прогноз, что если немногие артисты были пророками в своем отечестве, то она будет им и в своей земле, и за границей" (Буэнос–Айрес, 1919 г.)
Очень образованный музыкальный критик газеты "Ла пренса" Гастон 0. Таламон писал в "Американской музыке": "Гитара – наш национальный инструмент, унаследованный, без сомнения, от Испании, ставший национальным, благодаря многовековому использованию, и потому что в аргентинском народе он воспевал его радости и горе, но мало распространен среди серьезных музыкантов. Этот факт достоин сожаления. Ее ресурсы хоть и не блестящи, а звуки ее меланхолические и нежные, хотя нотная литература не столь обширна, но для творческого человека в ней всегда найдется поле деятельности. Девочка Исабель Луиза Анидо, с детских лет почувствовавшая притяжение гитары, вызвала настоящее удивление на одном из концертов глубоким владением техникой, силой и музыкальностью, проявившимися в полную меру. Это настоящая артистка, интуитивная, ее тонкое ощущение проявилось в "Мечте" Шумана, которая была исполнена с изысканностью. Изящество интерпретации очаровало публику в "Колыбельной" Шумана, "Анданте Экспресиво" Сора, а в Менуэте Сора и Гайдна достигла самых достойных похвал; элегантности исполнения в "Гренаде и в "Кадисе" Альбениса; в Танцах V и Vl Гранадоса, Серенаде Малатса, а также в других произведениях она продемонстрировала не только превосходную технику, – что уже необычно для ее возраста, но и показала такое музыкальное восприятие и чувство ритма, какие удивительны для такой молодой концертной исполнительницы.Она– прекрасная реальность, которой несомненно сулили будущее, полное триумфов, карьеру во славу аргентинского искусства". Привожу также обобщающее высказывание известного аргентинского композитора Хосе Андре:
"Тонкое понимание музыки, исключительный темперамент, абсолютная музыкальность и счастливый механизм–так можно обобщить качества этой девочки и уже большой артистки, очень успешно вчера выступавшей. Исполнение программы не заставило усомниться в ее чудесном даровании, которое умеет доставлять на гитаре – инструменте, считающимся неблагодарным – высочайшее эстетическое наслаждение, поднимая его в категорию большого искусства".
Мнение рано ушедшего от нас аргентинского композитора Хулиана Агирре: "Многообещающее детство подготовило, взрастило и дало созреть этому таланту виртуоза и исполнителя на гитаре; уже в эти годы маленькая артистка выступала и от одного концерта к другому показывала большие успехи. Мне повезло в том, что я слушал ее, когда уже стали реальностью ее зрелый талант и совершенная техника. Вундеркинды не вызывают особого восторга, потому что 90% из них не могут развиваться гармонически. И вот мы видим на концертах рослых девушек, одетых как маленькие девочки и юношей в коротеньких штанишках с усами. Мария Луиза Анидо – исключение из правила, с сегодняшнего дня она стала и всегда будет среди больших художников своего инструмента. Ее понимание, легкость и выразительность делают из нее выдающуюся фигуру в нашей музыкальной среде, и многочисленная публика на ее последнем концерте подтверждает это нескончаемыми аплодисментами и требованиями подтвердить на "бис" (Сентябрь 1923 г.). В этом же году Андрее Таос написал: "Я восхищен исключительным талантом Марии Луизы Анидо. Все в ней свидетельствует о натуре и сердце артиста. У нее есть пальцы /и какие пальцы/ и есть душа. Она "чувствует и выражает исполняемое, что и должен делать всякий великий артист...". К этому я мог бы добавить другие бесчисленные статьи и восторженные мнения Рислера, 3анге, Виньега, С.Беги и др., тысячу и один отчет о концертах, где она была единственной исполнительницей, чтобы подтвердить признание этой выдающейся артистки, превосходной гитаристки.
Из ее сочинений нет ничего опубликованного. К сказанному я хочу добавать свое скромное мнение, что и до наших дней Исабель Мария Луиза Анидо – самая известная в Аргентине солистка–гитаристка. Таково же мнение буэнос–айресской публики, не допускающей европейской посредственности. В наши дни в искусстве исполнения на гитаре первые места занимают удивительный виртуоз из Линареса и "Мимита" Анидо.
АНИДО Гонсалес Исабель Мария Луиза
АНИДО Гонсалес Исабель Мария Луиза
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998