АНИМАЛИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

АНИМАЛИЗМ
(от лат. animal — животное), господствующее направление художественного творчества позднего плейстоцена, выражающее историческую неповторимость искусства палеолита. Доминирующий образ зверя определяет единство малых форм и пещерного искусства. При всей яркости четвертичный А. лишь частично запечатлел состав ледниковой фауны. Он был ограничен тремя сюжетными группами. Одну из них составляют «промысловые» виды (бизон и бык, дикая лошадь, северный олень, мамонт, шерстистый носорог, каменный баран), являвшиеся основными объектами коллективной охоты. Вторая группа — вымирающие к концу палеолита пещерные хищники (лев, тигр и особенно медведь) — противостояние им палеоантропа заключало в себе основную историческую драматургию эпохи (см. Натуральное творчество, Медвежьи пещеры). Последняя группа — птицы и рептилии (змея, черепаха) — совершенно не поддается рационально-«экономическому» объяснению. Оправданнее (см. Анимизм, Антропоморфный цикл, Венеры палеолита) видеть здесь аллегорические символы, необходимые для фантастико-мифологического объяснения мира. В мадлене тематика расширяется (многочисленные изображения рыб, одиночные — волка, зайца, отдельных растений и др.), но тем не менее на стенах пещер видятся не «рисунки с натуры», не «фотографический реализм», а обобщенно-художественные модели. Фигуры подаются изолированно, в полном отрыве от всего природного фона. Вслед за эстетической аранжировкой двуногого профильного контура (см. Раннеориньякский рисунок) последовательно намечаются переход к обозначению всех четырех конечностей, вызревание простейших композиций, основанных на повторении профильных контуров животного одного вида (позднее такой прием трансформируется в профильно-полосовую композицию), монохромная, а затем и полихромная («фреска») роспись, единичные разнофигурные композиции (например, в «шахте с мертвецом» Ляско — фото 6). Объективная сущность А., поэтизировавшего столь важное в ледниковых условиях охотничье производство, семантически совершенно ясна. Таинственным остается все богатейшее конкретно-жизненное содержание мифологической философии палеолита (в т.ч. фантастические звери, сочетающие в себе признаки разных видов), формируемой А. и его же выражавшей. Вероятно, здесь проявились общий синкретизм сознания и диалектическое сплетение творческого воображения с его первобытно-иррациональными формами (т.е. логикой охотничьей магии, анималистическим тотемизмом, орудийным фетишизмом и архаичным анимизмом).

Источник: Археологический словарь. 1990

АНИМАЛИЗМ
анималистика, анималистический жанр) (от лат. animal – животное, зверь), жанр изобразительного искусства, посвященный животному миру. Художников, работающих в этом жанре, называют анималистами. Примеры непревзойденного совершенства в изображении животных дает первобытное искусство. Наскальные рисунки, найденные в Испании (Альтамира), Франции (Ласко, Фон-де-Гом), России (Капова пещера на Южном Урале), поражают удивительной жизненностью передачи облика и движений животных – быков, диких лошадей, оленей, медведей, бизонов. В Древнем Египте, в государствах древней Америки изображения животных, в которых видели воплощения богов, встречаются в живописи, скульптуре, украшениях, выполнявших часто роль «оберегов» от злых сил. В изделиях скифского «звериного стиля» фигурки животных и людей сплетаются в причудливый орнамент. Рельефные узоры со сказочными зверями украшают стены древнерусских белокаменных храмов (Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли). В средневековом искусстве звери и птицы стали «говорящими» символами: собака означала верность и защиту, голубь – мир и надежду, обезьяны – низменные людские страсти и желания. Особое место занял образ агнца (ягненка) – символ невинной жертвы Христа. Эта символика сохранялась и в эпоху Возрождения, но вместе с тем жажда новых знаний побуждала художников пристально изучать облик и повадки животных, зарисовывая их с натуры. Звери появляются в альбомных набросках и живописи Пизанелло; А. Дюрер с точностью ученого воссоздает каждую шерстинку в пушистой шкурке зайца («Зайчонок», 1502), с упоением зарисовывает экзотического зверя («Носорог»).
Как самостоятельный жанр анимализм сложился в 17 в. в Голландии и Фландрии, в 18 в. – во Франции, Англии, России. В картинах голландцев П. Поттера, А. Кейпа, Ф. Ваувермана предстает уютный, одомашненный мир природы – фермы и пастбища с коровами и овцами, деревенские дворы. Животные чаще всего изображены рядом с человеком, и даже в «безлюдных» картинах ощущается незримое присутствие заботливого хозяина. Во Фландрии П. П. Рубенс, П. де Вос писали бурные сцены охот. Во Франции традиции фламандской живописи продолжал Ж. Б. Удри, создававший эскизы для шпалер и картины со сценами королевских охот. Англичане Д. Стаббс и Д. Уорд писали «аристократических» животных – породистых лошадей и собак, предмет гордости их владельцев.
Анимализм в России в 18 в. был в основном представлен приезжими западноевропейскими мастерами (И. Ф. Гроот). Самобытная анималистика появилась в России в 19 в. Художники (А. О. Орловский, П. П. Соколов, Н. Е. Сверчков) и скульпторы (П. К. Клодт, А. Л. Обер, Н. И. Либерих) стремились запечатлеть облик и повадки животного. На рубеже 19–20 вв. в «братьях наших меньших» начали видеть существа с характером и эмоциями (А. С. Степанов). В иллюстрациях к басням И. А. Крылова, созданных В. А. Серовым, звери очеловечивались. Эта традиция продолжилась в творчестве иллюстраторов детских книг Н. А. Тырсы, Е. И. Чарушина, А. Ф. Пахомова. Пути анимализма в 20 в. определили В. А. Ватагин и И. С. Ефимов. В рисунках и скульптурах Ватагина точность взгляда ученого сочетается с яркой эмоциональностью образов зверей («Моржи», 1909; «Рысь», 1919). Ефимов заостряет характерные черты животных, усиливая в своих работах декоративные качества («Ягненок», 1912; «Жирафа», 1938).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
151.52 кб

Анимализм С. -г. Колетт как доминанта творческого метода и эстетической системы

Дубинина Инна Александровна
Рассматривается творчество французского прозаика С.-Г. Колетт. Характеризуются произведения и тематические преференции. Анализируются персонажи романа «Кошка». Показано представление внутреннего мира героя через образы животных.
Читать PDF
234.08 кб

2015.01.032. АНИМАЛИЗМ И ПОСТГУМАНИЗМ В РОМАНЕ ДЖ.М. КУТЗЕЕ «БЕСЧЕСТЬЕ». (СВОДНЫЙ РЕФЕРАТ)

Гудкова Я.Г.