АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (Бер Срулевич)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (Бер Срулевич)
14(2). 10.1878 (Бельцы Бессарабской губ.)-4.12.1973 (Уотерфорд, шт. Коннектикут, США). Живописец, график, сценограф и педагог. Сын мещанина. В 1895-1900 учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди. В 1901 поступил в АХ в Петербурге, занимался в мастерской И. Е. Репина, затем - Д. Н. Кардовского. С 1903 участвовал в отчетных академических выставках. В 1905 рисовал для журналов политической сатиры «Жупел » и «Адская почта». В 1908 и 1909 Совет АХ дважды отказал ему в звании художника, несмотря на особое мнение профессоров В. В. Матэ, Я. Ф. Ционглинского, Д. Н. Кардовского и Ф. А. Руоо. Звание было присуждено 23 ноября 1909 за картину «Адам и Ева» благодаря личному распоряжению президента АХ вел. кн. Марии Павловны. Писал пейзажи, натюрморты, портреты, символические картины и библейские сцены. Исполнял стенные росписи для частных домов. В 1906 показал картины на выставке «Мир искусства» в Петербурге, затем - на Выставке русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона. Участвовал в выставках СРХ (СПб., 1906, 1907, 1909; Киев, 1910), киевского журнала «В мире искусств» (1907-09), в «Салоне» В. А. Издебского (1909/10), венском Сецессионе (1908), выставках в Мальме (Швеция), Милане, Лондоне и Амстердаме. В 1910 вошел в общество художников «Мир искусства» и до 1917 участвовал во всех его выставках. Входил в Еврейское общество поощрения художеств (1915-17). В 1907 дебютировал как сценограф, оформив спектакль «Свадьба Зобе иды» Г. Гофмансталя для театра В. Ф. Комиссаржевской (реж. Вс. Э. Мейерхольд). С 1909 работал для Русского балета С. П. Дягилева: исполнял декорации по эскизам 77. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина и Н. К. Рериха. Самостоятельно оформил балеты «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911, Русский балет С. П. Дягилева), «Исламей» М. А. Балакирева (1912, балетм. М. М. Фокин, Мариинский театр), «Прелюды» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912/13, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913/14, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» К. М. Вебера и «Сильфиды» Ф. Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и др. В августе 1917 с женой и дочерью выехал через Сибирь и Дальний Восток в Японию. В январе 1918 переехал в США и обосновался в Нью-Йорке. В том же году устроил выставку в Бруклинском музее (около 200 работ, привезенных из России), которая за два года обошла около 20 городов и принесла ему известность в США. Провел выставки в галерее Reinhardt (1924) и Художественном центре (1926) в НьюЙорке, в Художественном институте Чикаго (1925, 1928). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (La Boetie, Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923), Питтсбурге (1925), Уилмингтоне (1932), Лондоне (1935). Оформил для Метрополитен-Опера спектакли «Королева Фьяметта» К. Леру (1919), «Синяя птица» А. Вольфа (1919), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1922), «Король Лахора» Ж. Массне (1924). Исполнил декорации к опере «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева для Чикагской оперы (1921), к балетам «Азиада» и «Карнавал» на музыку Ф. Листа для труппы М. Мордкина (1926) и др. В 1928 переехал в Чикаго. Оставив работу в театре, в дальнейшем занимался в основном станковой живописью и педагогикой. В 1929-57 был преподавателем Художе89 ственного института Чикаго. В 1933 испытал потрясение в связи с самоубийством жены. В 1934 его дочь Мара Чатфилд-Тэйлор купила летний дом в Сентрал-Сити в Колорадо, куда он в течение многих лет выезжал с учениками для работы на пленэре. В поздний период писал лирические пейзажи и символические картины в экспрессионистской манере: «Прометей» (1952), «Рапсодия» (1955), «Созвездие» (1955), «Судьба» (1957); обращался к гротеску: «Леди в белом» (1951), «Мистики» (1954) и др. Создал цикл картин на евангельские темы: «Галилейское море» (1946-47), «Всадники Апокалипсиса» (1946), «Снятие с креста» (1954-56), «Оплакивание» (1957-58). Эпизодически занимался скульптурой. Провел персональные выставки в Институте Карнеги в Питтсбурге (ежегодно в 1946-49), галерее К. Dweller в Нью-Йорке (1956), Художественном институте Чикаго (1958) и Институте Смитсониан в Вашингтоне (1971). В 1994 его выставка состоялась в Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге. Представлен в ГРМ, П Т , ГЦТМ и музее Большого театра в Москве. Большая часть театральных работ хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка. Архивный фонд художника, переданный его дочерью, находится в Институте Смитсониан в Вашингтоне.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

АНИСФЕЛЬД Борис Израилевич (Бер Срулевич)
2.10.1879, Бельцы, Бессарабия 4.12.1973, Уотерфорд, США) - живописец, график, сценограф, скульптор, педагог. Родился в купеческой семье. В 1900 окончил Одесскую художественную школу у Г.Ладыженского и К.Костанди, в 1907 Петербургскую Академию художеств, где учился сначала у И.Репина, затем у Д.Кардовского. Начало известности А. связано с рисунками в политических сатирических журналах «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон» и др., но в те же 1900-е он преимущественно занимался живописью (библейские сцены, портреты, натюрморты), которые воспроизводились в журналах «Золотое руно», «Мир искусства», «Столица и усадьба». С 1903 выставлялся на отчетных выставках Академии художеств и Союза русских художников. С 1906 выставлял свои работы за рубежом: в Париже был участником выставки русского изобразительного искусства, организованной С.Дягилевым, действительный член Осеннего салона, В дальнейшем выставлялся в Милане, Вене, Лондоне, Амстердаме, Мальме. В 1910 вошел в объединение «Мир искусства» и выставлялся до 1917 на всех его выставках. В 1907 оформил свой первый спектакль «Свадьба Зобеиды» Г.Гофмансталя (реж. В.Мейерхольд). В 1909-11 по эскизам Л.Бакста создал декорации для некоторых постановок Русских сезонов Дягилева - отсюда бытовавшая легенда об А. - «тени» Бакста. В 191214 оформлял спектакли для заграничного турне А.Павловой («Прелюды» Ф.Листа и «Семь дочерей Горного короля» А.Спендиарова), для лондонских выступлений В.Нижинского («Видение розы» К.М.Вебера), для хореографа М.Фокина («Исламей» М.Балакирева в Мариинском театре, «Садко в подводном царстве» - балет на муз.Н.Римского-Корсакова в Русских сезонах и в Мариинском театре, «Египетские ночи» А,Аренского).
В августе 1917 по инициативе американского импрессарио выехал в США (через Сибирь, Японию, Канаду) ив 1918 поселился в Нью-Йорке, где в Бруклинском музее состоялась выставка из 200 работ А., созданных в России. После ее огромного успеха совершил с выставкой двухгодичное турне по США. Персональные выставки А. состоялись в США в 1924, 1926, 1928. Участвовал в выставках русского искусства в Париже (1921), НьюЙорке (1923), Филадельфии (1932); в передвижной выставке русского искусства в США и Канаде (1924-25): в Международных выставках в Питсбурге, Чикаго, Бостоне (192527): награжден золотой медалью за картину «Испания» на выставке в Филадельфии (1926).
В 1919-27 работал как сценограф в американских театрах, главным образом, в нью-йоркском «Metropolitan Opera»: «Мефистофель» Ф.Бойто (1920), «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова (1922), «Король Лахора» Ж.Массне (1924); последняя работа «Турандот» Дж.Пуччини (1927) - осталась неосуществленной (в музее театра хранятся эскизы). Для Чикагской оперы оформил спектакль «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева (1921, 1-я постановка в США), для балетной труппы М.Мордкина - балеты «Азиада» и «Ярмарка» на музыку Ф.Листа, А.Глазунова и др.
В 1928 переехал в Чикаго, преподавал здесь в Институте искусств (1929-57). В 1933 после самоубийства жены переехал в штат Колорадо, создал «Школу живописи Анисфельда» (гл. обр, работая с учениками на пленэре). После перерыва возвратился к станковой живописи, порвав навсегда с театром. Регулярно выставлялся в крупнейших выставочных залах США, собирая восторженную прессу. Последние крупные выставки: «Театральный дизайн Анисфельда» в Нью-Йорке (1968) и Вашингтоне (1971). В последние годы А. жил затворником в хижине в «Скалистых горах», куда периодически приезжали его ученики.
Картины и эскизы театральных работ А. в России хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее Большого театра, Театральном музее им.А.Бахрушина, в картинной галерее Перми и др. Театральные работы А. выставлялись в Москве и Ленинграде на выставках, посвященных русскому театрально-декорационному искусству в 1960-80-е, на выставках из собрания Никиты и Нины Лобановых-Ростовских (1991, 1994). Выставка эскизов костюмов и театральных декораций А. из американских музеев и частных собраний (совм. с музеями России) состоялась в 1994 в Петербургском музее театрального и музыкального искусства.
В Вашингтоне, по сведениям Н.Лобанова-Ростовского, значительная часть работ А. хранилась в подвале, где они сильно пострадали от сырости; к сожалению, их не пытались реставрировать. После смерти А. его дочь Мара передала большую часть работ отца в дар Публичной библиотеке Нью-Йорка. Несколько ранних работ маслом купил у Мары в 1984 известный коллекционер Р.Шепард: после реставрации он выставил их в своей галерее в Нью-Йорке: выставка пользовалась успехом.
С ранних лет А. - признанный колорист, в этом он проявил себя как один из самых выдающихся художников современности. Эмоциональное воздействие цветом в живописи и сценографии А. всегда подчеркивалось критиками: «алхимик цвета» - оценка искусства А. в американских художественных кругах. «Живопись - это симфония цвета», - повторял А. ученикам. Искусство А., от ранних до поздних работ, - типичное воплощение идей символизма в мировом изобразительном искусстве, об этом говорят даже названия его работ («Контраст», «Мистики». «Мечтания», «Судьба» и т.п.): специфичен и творческий процесс художника: долгие годы он работал только при свечах, считая, что лишь таким способом можно передать мистические оттенки цвета. В 1940-60-е А. разрабатывал евангельские темы в живописи и частично в скульптуре. Вместе с тем изысканное искусство А., лишенное экзальтации, поэтично и конкретно; оно оставалось традиционно-реалистическим, приближаясь, в своей философской задаче, скорее к Врубелю и работам мирискусников, чем к иррационализму символистов европейской школы. По мнению Н. Лобанова-Ростовского, работы А. последних лет «напоминали смесь Филонова с Врубелем».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции