Известная певица в андалузском стиле, испанка. Родилась в Ронде. О ее возрасте нам говорит поэт:
Это старая цыганка
С лицом, продубленным дымом очага,
С черными накладками из волос и глиняным гребнем,
Эта толстая цыганка с поступью гусыни,
Которую крестили в Ронде,
Как только оттуда ушли французы .
/ Из "Большое и малое Канте", стр. 117, Хосе Карлос де Луна/.
Имя ее приблизительное, известны другие ее имена: и . Эта артистка и другие, упомянутые в этой книге, как "Кантадорес", трубадуры или и т.д., прославили свое искусство под звуки гитары, которая нас интересует; она стала более чем знаменита в "канте" со своими "родельянс" и "солеа". Она пропагандировала инструмент в стиле народного фламенко. Известный испанский литератор Нуньес–де–Прадо в книге "Андалузские певцы" /1904/ дает биографию этой цыганки, из которой мы приводим следующий отрывок: "Она чувствует искусство как самое чувствительное сердце понимает красоту, как ум, специально созданный, чтобы лучше понимать ее, чувствует влияние этого искусства, как самая глубоко чувствующая душа, но ее сердце, мозг и душа совершенно человеческие, в самом прекрасном смысле этого слова, видят в своем искусстве средство, чтобы выразить из самой глубины души до бесконечности всю ее изысканную нежность /стр.80/. Эта–артистка, достигшая совершенства, как птица, распевая свои калесера, петенера /народная андалузская мелодия/, сегидильи /испанский народный танец и песня/, таранты, роа, пальмарес и т.д., выступала на сцене с не менее знаменитыми Антония–ла–э–Сан Роке,ла Фандитой, Ла Сарнетой, Ла Лоро, Эль Фосфорито, Томасоле, Эль Нитри, Сальвадорцем, Хуаном , знаменитым аргентинцем Сильверио и почти со всеми исполнителями андалузского канте. Тень той, кем она была, перевернула душу на конкурсе барселонской выставки 1929 – З0 гг. при проведении Недели Андалузии. Уроженка Роды входила в состав специально приглашенной группы цыган. Конечно, мы слушали в глубокой депрессии в ее исполнении несколько песен, которые она сама аккомпанировала игрой на гитаре, или, лучше сказать, в обнимку с ней, бессознательно двигая неуклюжими руками. При этом возникало ощущение, что изо "рта" этой коробки выползают две маленькие черепахи, которые запутавшись в проволоке шести струн, ищут то, что уже нельзя найти.