Анненков Павел Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АННЕНКОВ ПАВЕЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
(1813—1887) Критик, историк литературы, мемуарист и прозаик Павел Васильевич Анненков родился 19 июня 1813 (по другим сведениям — 18 июня 1812) г. в Москве. Сын богатого симбирского помещика, человек материально обеспеченный, Анненков получил хорошее, но несистематическое образование. После гимназического курса и начальных классов Петербургского горного института некоторое время он был вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1833 г. менее года прослужил канцеляристом в министерстве финансов и вышел в отставку, желая, по его собственным словам, «пожить как хочется».
В 1840—1849 гг. Анненков почти все время находился за границей, путешествуя по странам Европы. Его впечатления легли в основу очерков «Письма из-за границы» — первой публикации буду
шего известного критика, появившейся в «Отечественных записках» и начале 1840-х гг. «Письма...», высоко оцененные Белинским, были написаны с позиций либерала-западника. Таким образом автор принял участие в разгоревшейся в то время дискуссии между западниками и славянофилами.
Однако, придерживаясь западнических взглядов, Анненков почти всегда умел избегать полемической резкости и в суждениях, и в личных связях. Будучи знаком со многими выдающимися писателями и критиками, он был одинаково принят в ультразападническом «Современнике» и в «молодой» редакции «Москвитянина», находился в равно дружественных отношениях с Гоголем и Герценом, печатался во всех крупных отечественных журналах.
Расцветом литературно-критической деятельности Анненкова стали 1850-е гг., когда он написал более полутора десятков больших статей о текущей литературе. К этому периоду относится целый ряд обзоров и исследований в «Современнике», построенных на сопоставительном анализе литературных произведений: «Заметки о русской литературе прошлого года», «Романы и рассказы из простонародного быта в 1853 году», «О мысли в произведении изящной словесности», «О значении художественных произведений для общества» и др. В этих статьях утверждалась общественная значимость литературы, впервые вводился термин «реализм» и, главное, подчеркивалась важность нравственных и эстетических принципов при оценке художественных произведений. К концу 1850-х гг. Анненков вступил в довольно резкую полемику с Чернышевским, оспаривая как его эстетические теории, так и общественно-политические взгляды.
Прекратив в середине 1850-х гг. сотрудничество в «Современнике», где к этому времени упрочился его оппонент — Н. Г. Чернышевский, Анненков начал печататься в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Вестнике Европы» и других периодических изданиях. В 1857 г. в журнале «Библиотека для чтения* критик поместил статью «Николай Васильевич Гоголь в Риме летом 1841 г.». Подробно описывая свое общение с писателем в период создания первого тома «Мертвых душ», он подчеркивает противоречивость Гоголя: существует «здоровый» Гоголь — великий реалист, создатель «Ревизора* и романа «Мертвые души*. Но есть и другой — мрачный, больной — автор «Избранных мест из переписки с Друзьями».
В 1858 г. Анненков опубликовал статью «О литературном типе слабого человека. По поводу рассказа г-на Тургенева “Ася”*, в которой оспорил мнение Чернышевского о либеральном дворянстве, назвав его главным «орудием» прогресса. Через год критик вернулся к проблематике тургеневских произведений: в статье «“Дворянское гнездо” И. С. Тургенева» на основе серьезного анализа произведения он приходит к необычно радикальному для себя выводу о ложности некоторых тургеневских идеалов, и прежде всего — идеала самоотречения.
С середины 1850-х гг. появляются в печати работы Анненкова о творчестве А. С. Пушкина. В историю филологической науки критик вошел и как составитель первого научно подготовленного собрания пушкинских сочинений (1855—1857). Первый из семи томов этого издания был озаглавлен «Материалы для биографии Пушкина». Впоследствии его переиздали отдельной книгой под заголовком «А. С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений» (1873). Эта книга представляет собой «первую серьезную попытку разобраться в рукописном наследии поэта с текстологической и историко-литературной точки зрения, опыт научного истолкования жизни и творчества Пушкина в их единстве*. Главным источником «Материалов...» стал архив Пушкина, хранившийся у Н. Н. Ланской. Кроме того, автор опирался на воспоминания современников поэта, газетные и журнальные статьи 1810—1830 гг. и письма Пушкина из частных собраний. Особое место в этом томе занимает описание и характеристика рабочих тетрадей Пушкина, благодаря чему на первый план выдвигается внутренняя творческая биография поэта. В книге систематизированы факты и легенды о предках поэта, даны портреты близких ему людей.
Анненков опубликовал также труд «А. С. Пушкин в Александровскую эпоху» (1874) и несколько фактографически интересных статей о поэте: «Общественные идеалы А. С. Пушкина», «Черновые наброски Пушкина», «Литературные проекты А. С. Пушкина...». Большая часть написанного им о Пушкине, в том числе журнальный вариант книги, печаталась в «Вестнике Европы».
Важную часть филологического наследия Анненкова составляют мемуары, публиковавшиеся в основном в журналах. В них он, в частности, выразил собственные впечатления о буржуазной революции во Франции («Париж в конце февраля 1848 года»; «События марта 1848 года в Париже»), Атмосфера реакции в России после 1848 года была воспроизведена Анненковым в мемуарах «Две зимы в провинции и деревне», не предназначавшихся автором для печати.
В 1880 г. в первых пяти номерах «Вестника Европы» была опубликована книга Анненкова «Замечательное десятилетие (1838—1848). Из литературных воспоминаний». Автор, современник и близкий друг многих выдающихся писателей и деятелей русской культуры.
создал живые портреты Гоголя, Белинского, Тургенева, Герцена, Грановского и других. Своего рода промежуточной ступенью между мемуарами и историко-литературными работами Анненкова можно назвать биографический очерк о Н. В. Станкевиче, вошедший в том переписки философа. Критик не был лично знаком со своим героем, но многое знал о нем «из первых рук» от многочисленных общих близких друзей.
Как беллетрист Анненков оставил гораздо менее яркий след в истории русской литературы. Лучшее его произведение — «Письма из провинции», публиковавшиеся в 1849—1851 гг., были сочувственно встречены критикой. Некрасов высоко оценил этот своеобразный очерк быта и нравов волжских селений, написанный по личным впечатлениям. Другие его сочинения: повесть «Кирюша» (1847); рассказы «Она погибнет!» (1848) и «Странный человек» (1851) — не имели успеха ни у читателей, ни у критики.
Последние 20 лет жизни Анненков провел в основном за границей и умер в марте 1887 года в Дрездене.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ П. В. АННЕНКОВА
П. В. Анненков и его друзья. Литературные воспоминания и переписка 1835—1885 годов: Материалы и статьи П. В. Анненкова. СПб.: А. С. Суворин. 1892. VII, 3, 666 с.
Критические очерки / Под ред. И. Н. Сухих. СПб.: Изд-во Рус. христ. гуманит. ин-та, 2000. 414 с.
Литературные воспоминания / Предисл. Н. К. Пиксанова, вступ. ст., прим. Б. М. Эйхенбаума. Л.: Academia, 1928. XXIII, 661 с.; 32 л. ил. (Памятники литературного быта).
Литературные воспоминания / Вступ. ст. В. И. Кулешова, коммент. А. М. Долотовой. М.: Правда, 1989. 683 с. (Лит. воспоминания).
Материалы для биографии А. С. Пушкина. М.: Современник, 1984. 476 с. (Б-ка «Любителям рос. словесности*. Из лит. наследия).
Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. Факсимильное воспроизведение первого тома Собрания сочинений А. С. Пушкина (Материалы для биографии). Изд. П. В. Анненкова. 1885. Комментарии к «Материалам для биографии А. С. Пушкина» / Ст. К. В. Шилова; коммент. А Л. Осповата, И. Г. Охотина. М.: Книга, 1985. 489 с., 6 отд. л. факс.
Парижские письма / Изд. подгот. И. Н. Конобеевская. М.: Наука, 1983. 608 с. 9 л. ил. (Лит. памятники).
Пушкин: Материалы для биографии А. С. Пушкина. М.: Терра-Кн. клуб, 1999. 446 с. (Портреты).
Пушкин в Александровскую эпоху. Минск: Лимариус, 1998. 359 с. (Старый пушкинист).
Володина Ю. В. Анненков — литературный критик // Русская критика и историко-литературный процесс. Куйбышев, 1983. С. 48—68.
Егоров Б. Ф. Анненков — литератор и критик 1840-х — 1850-х годов // Труды по русской и славянской филологии. Вып. 11. Тарту, 1968. С. 51-108.
Пруцков Н. И. Эстетическая критика (Боткин, Дружинин, Анненков) // История русской критики. Т. 1. М.; Л., 1958. С. 450—469.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ Венгеров; КЛЭ; Муратова; РП I.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.

Анненков Павел Васильевич

Анненков, Павел Васильевич, известный писатель. Родился в семье богатого симбирского помещика 19 июля 1812 года; образование получил в горном корпусе, где дошел до старших, специальных классов, а затем слушал лекции в Петербургском университете, по философскому (историко-филологическому) факультету. В 1833 году поступил на службу, по финансовому ведомству, которую вскоре оставил. Сильное влияние оказал на него Белинский , к кружку которого он примкнул в 1839 году и об участниках которого впоследствии написал чрезвычайно ценные воспоминания (""Замечательное десятилетие"" и пр.). В 1840 году А. уехал за границу, где провел несколько лет, от времени до времени наезжая, впрочем, в Россию. На Западе он очень интересовался социальными движениями и, между прочим, свел знакомство с К. Марксом. Письма его из-за границы, адресованные сначала к Белинскому, печатались в ""Отечественных Записках""; они касались и общественной стороны европейской жизни, и литературной, и художественной. Они еще теснее скрепили связь А. с кружком Белинского, которого А. в 1847 году взял на свое попечение и возил за границу для лечения. Когда в руки друзей Белинского перешел ""Современник"", А. в нем стал помещать свои ""Письма из Парижа"" (1847 - 48); о парижской революции ""безумного года"" он рассказал впоследствии в статье: ""Париж в 1848 году"". В конце этого года А. вернулся в Россию, и в первой книге ""Современника"" в 1849 году напечатал ""Заметки о русской литературе 1848 года"", которыми открылась деятельность его как критика. Поселившись в своей казанской деревне, А. напечатал в ""Современнике"" в 1849 году ""Провинциальные письма"". Это лучшая из беллетристических вещей А.; ранее появились в ""Современнике"" повесть ""Кирюша"" (1847) и рассказ ""Она погибнет"" (1848). По поводу последнего Белинский писал ему: ""род вашего таланта не такой, какой нужен поэту, для рассказчика же у вас гораздо больше таланта, чем сколько нужно"". Критика очень сочувственно встретила ""Провинциальные письма"", с их картинками приволжского пейзажа и интеллигентского и простонародного быта; но в беллетристике, несмотря на ум и наблюдательность, А. видного положения не занял. В половине 1850-х годов А. занялся работой, не утратившей до сих пор своего значения, - изданием сочинений Пушкина и составлением первого крупного опыта его жизнеописания, под именем ""Материалов для биографии"". Специальная критика обнаружила и до сих пор продолжает обнаруживать много недостатков в его комментаторском, редакторском и биографическом труде, обличая и ошибки в освещении предмета, и шаткость метода, и общую небрежность; но нельзя не признать, что именно А. положил начало наукообразному пушкиноведению. Начал А. свою работу еще при николаевской цензуре, с которой ему пришлось выдержать долгую борьбу, а закончил уже при новом государе, когда получил возможность издать целый дополнительный том сочинений Пушкина. О тогдашних цензурных условиях, в которых отразилось общее тогдашнее положение литературы, А. рассказал в статье ""Любопытная тяжба"" (""Вестник Европы"", 1881 год). На раздававшиеся впоследствии упреки в преднамеренном исключении из собрания произведений Пушкина многих пьес А., ссылаясь на те же цензурные условия, справедливо отвечал: ""Достоверно, что, предоставив работу будущим и более свободным эпохам, не встретилось бы печальной необходимости жертвовать стихами, строфами, периодами пушкинского текста для сбережения остального клочка его раздробленной мысли, как это случилось и должно было случиться со многими отрывками и цельными его произведениями при несвоевременном их опубликовании"". Памятником прежней цензуры навсегда останется эта статья, в которой А. рассказывает, как приходилось ему бороться с чудовищно-придирчивой и нелепо-подозрительной цензурой и даже ""для устранения противников употреблять оружие, у них же отобранное или позаимствованное"". Его ""Материалы для биографии"" в некоторых отношениях служат даже первоисточником; изучение Пушкина без них немыслимо (2-е издание вышло в 1873 году). За пушкинскими работами последовала биография Н.В. Станкевича (""Н.В. Ст. Переписка и его биография"", М., 1857). Станкевича А. лично не знал, но, вращаясь в кружке, хранившем предание о нем и сделавшем его предметом культа, сумел понять его. И если образ Станкевича, который сам ничего не сделал для сохранения своего имени, живет в истории, то в значительной степени благодаря труду А. В том же году А. напечатал свои воспоминания о Гоголе , с которым жил вместе и был близок в Риме, в 1841 году. Вообще мемуары являются наиболее прочной и ценной частью литературного наследия А.; к ним принадлежат также воспоминания об ""идеалистах тридцатых годов"" - Огареве , Белинском, Кольцове , В.П. Боткине , Грановском , Герцене , Бакунине , Тургеневе (собраны в книге ""Литературные воспоминания"", СПб., 1909). В середине 1850-х годов А. выступил на поприще литературного критика и писал о многих современных явлениях литературы, между прочим - о произведениях Тургенева, графа Льва Толстого , графа Алексея Толстого , С.Т. Аксакова , Островского , Писемского , Салтыкова , Кохановской и других. ""С первых критических этюдов, - говорит Пыпин, - А. упрекали в некоторой темноте его стиля; припоминаем из его бесед, что эта темнота была почти намеренная - с одной стороны, она давала иной раз ему возможность избежать внешнего неудобства, с другой - должна была удерживать читателя на высоте отвлеченных соображений, требовать и возбуждать его внимание"". Но А. был таков всегда и при всяких условиях, что объяснялось не только размерами его дарования, но и основным недостатком его литературного миросозерцания - туманным эклектизмом, который не дал ему примкнуть к определенному направлению и на чем-нибудь остановиться. Он иногда являлся эстетиком и доказывал, что ""развитие психологических сторон лица или многих лиц составляет основную идею всякого повествования, которое почерпает жизнь и силу в наблюдении душевных оттенков, тонких характерных отличий, игры бесчисленных волнений человеческого нравственного существа в соприкосновении его с другими людьми"", и что ""вряд ли дозволено делать рассказ проводником этических или иных соображений и по важности последних судить о нем"". В другой же раз А. хвалил Тургенева за то, что ""от него всегда можно ожидать именно того слова, которое на очереди, или которым занято большинство умов; преимущество это, кроме таланта, условливается и обширностью горизонта, каким пользуется его мысль"". Писемского А. упрекал за то, что у него нет добродетельных героев, ""этих избранных существ, которые возникали в фантазии авторов из потребности указать чувству читателя искупительную жертву несправедливости и ободрить его при торжестве неразумных, темных или порочных начал... Задача романа в том, чтобы показать читателю, куда должны обращаться его симпатии""... Такие противоположные взгляды на каждом шагу перемежаются в критических статьях А. Не выяснивший себе самому определенного литературно-общественного созерцания критик только запутывал читателя. Однако литературный вкус А. был очень развит; на него охотно полагался такой взыскательный художник, как Тургенев. В 1870-х годах А. вернулся к изучению Пушкина, и в 1873 году поместил в ""Вестнике Европы"" исследование: ""А.С. Пушкин в Александровскую эпоху"" (отдельное издание, СПб., 1874). Со стороны литературной техники и исторической ценности эта книга несравненно выше ""Материалов для биографии"", которыми можно только пользоваться, но которые трудно читать; правда, в своей второй работе, посвященной Пушкину, А. имел возможность говорить о многом таком, о чем двадцать лет назад ему приходилось молчать. Глубже погружаясь в изучение великого поэта, А. написал еще две интересные статьи: ""Общественные идеалы А.С. Пушкина"" (""Вестник Европы"", 1880) и ""Литературные проекты А.С. Пушкина"" (""Вестник Европы"", 1881). За труды о Пушкине Московский университет в 1880 году, во время празднования столетия памятника Пушкину, избрал А. своим почетным членом. Часть собранных им и не вполне использованных бумаг Пушкина хранится в библиотеке Академии Наук. В частной жизни А. отличался добротой и благожелательностью; на своем литературном пути он был образцом честного писателя, выше всего дорожившего литературой. Большое участие он принимал в деятельности литературного фонда в первые годы после его основания. Умер он 8 марта 1887 года за границей (в Дрездене), где провел последние двадцать лет своей жизни. Сочинения его (не все) вошли в три сборника: ""Воспоминания и критические очерки"" (три тома, СПб., 1877 - 1881); ""П.В. Анненков и его друзья, Литературные воспоминания и переписка 1835 - 1885 годов"" (СПб., 1892) и ""Литературные воспоминания"" (СПб., 1909). Биографические и библиографические сведения о нем см. у С.А. Венгерова в ""Критико-биографическом словаре"", т. I, 596 - 611, 954, и ""Источниках словаря русских писателей"", I, 79 - 81; некрологическая статья А.Н. Пыпина - в ""Вестнике Европы"" 1887, № 4; предисловие к ""Литературным воспоминаниям"". Н. Лернер.

Источник: Биографический словарь. 2008

Анненков, Павел Васильевич

Анненков Павел Васильевич


Анненков Павел Васильевич (1813-1887)


— литературный критик, род. 19-го июня 1813 г., в Москве, ум. 8-го марта 1887 г. в Дрездене. Сын богатого симбирского помещика, Анненков первоначальное образование получил в общих классах Горного корпуса, а затем состоял вольнослушателем на историко-филологическом факультете С.-Петербургского университета. В 1833 году поступил на службу в канцелярию Министерства Финансов, но прослужил недолго и в 1840 г. уехал заграницу. Познакомившись еще до отъезда с Белинским, Анненков начал присылать ему заграничные письма, которые время от времени появлялись в "Отеч. Записках" 1841—43 гг.; всех писем тринадцать, причем первое имеет дату: "Гамбург. 12-го ноября 1840 года", а последнее — "Париж. 9-го марта 1843 года". Помимо своего биографического значения, эти журнальные корреспонденции имеют ценность интересных рассказов о тогдашней бытовой, художественной и литературной жизни на Западе. В Риме, в 1841 г., Анненков близко сошелся с Гоголем, с которым был знаком еще с 1832 года и о котором оставил лучшие воспоминания. Живя в Риме вместе с Гоголем, Анненков под его диктовку переписывал первый том "Мертвых душ". Вернувшись из-за границы, Анненков еще более сблизился с кружком Белинского, что дало ему возможность впоследствии написать замечательные очерки литературной жизни сороковых годов и сделать характеристики ее главнейших представителей. Вторая поездка за границу (1846—1848), во время которой в 1847 г. на попечении Анненкова находился больной Белинский, питавший к нему самые дружеские чувства, — вызвала 11 "Писем из Парижа", столь же интересных, как и первые заграничные письма, и помещавшихся в "Современнике" 1847—48 г. В октябре 1848 года Анненков вернулся из-за границы и в первой книжке 1849 года "Современника" поместил свою первую критическую статью "Заметки о русской литературе 1848 г."; этой статьей начался ряд его критических статей о произведениях главнейших представителей русской литературы за двадцать лет (1848—1868); помещались они в "Современнике", "Русском Вестнике", "Атенее", "Библиотеке для Чтения", "С.-Петербургских Ведомостях" и "Вестнике Европы". Как критик, Анненков придерживался по преимуществу эстетического направления, хотя по временам разбирал литературные произведения и с точки зрения их общественного значения. Хороший вкус, обширная начитанность и беспристрастие являются главными достоинствами критических работ Анненкова, собранных во втором томе его "Воспоминаний и критических очерков", вышедших в 1879 г. в трех томах. Беллетристические опыты Анненкова — повесть "Кирюша" и рассказы: "Она погибнет" и "Странный человек", помещавшиеся в "Современнике" (1847 г., № 3, 1848 г., т. 10 и 1851 г., т. 27), — неудачны; значительно удачнее были печатавшиеся в том же журнале, в течение трех лет (1849—1851) письма из провинции под заглавием "Накануне пятидесятых годов". Написанные в беллетристической форме, эти письма, касающиеся быта Казанской и Симбирской губерний, свидетельствуют о несомненной наблюдательности автора, о его уменье подметить новые типы и обрисовать их в общих чертах. Купив у вдовы А. С. Пушкина право на издание его сочинений (за 5000 руб. с разрешением напечатать 5000 экземпляров), Анненков проверил текст посмертного издания (1838—1842 г.) по рукописям. Хотя проверка эта не всегда правильна, хотя издатель пропустил много стихотворений, находившихся в черновых тетрадях поэта, вполне цензурных и заслуживавших обнародования (см. "Русск. Стар." 1884 г., № 2, стр. 416), все-таки анненковское издание Пушкина было первым, достойным его имени, изданием произведений великого поэта и для своего времени должно быть признано выдающимся общественным явлением. Из статьи "Литературная тяжба" ("Вестн. Европы" 1881 г., № 1, и в книге "П. В. Анненков и его друзья", СПб. 1892) можно видеть, с какими цензурными затруднениями приходилось бороться издателю, какие урезки заставляла делать цензура в произведениях поэта и сколько нужно было ловкости и настойчивости, чтобы отстоять некоторые пушкинские произведения. "Собрание сочинений А. С. Пушкина", в 6-ти томах, появилось в 1855 г.; седьмой, дополнительный том вышел в 1857 г. В первом томе были помещены: "А. С. Пушкин. Материалы для его биографии и оценки произведений", которые в 1873 г. вышли отдельным изданием и в которых Анненков, на основании выписок из бумаг Пушкина и устных рассказов лиц, знавших поэта, проследил его творчество изо дня в день. В 1857 г. появилась интересно написанная Анненковым биография H. В. Станкевича, с приложением его переписки, а затем, время от времени, в журналах до конца шестидесятых годов печатались критические статьи, о чем уже упоминалось. Живя с конца 60-х годов за границею — в Париже, Баден-Бадене, Берлине, Дрездене, и только изредка приезжая в Россию для устройства своих дел, Анненков, сотрудничая в одном только "Вестнике Европы", обратился почти исключительно к литературным воспоминаниям, если не считать нескольких весьма важных и интересных статей о Пушкине ("А. С. Пушкин в Александровскую эпоху", "Литературные проекты А. С. Пушкина", "Общественные идеалы А. С. Пушкина"). Из литературных воспоминаний Анненкова, написанных в последний период его деятельности, первое место по значению занимают воспоминания (см. 3-ий том "Воспоминаний и критических очерков"), озаглавленные "Замечательное десятилетие" (1838—1848) и являющиеся наиболее полным биографическим свидетельством о Белинском, в связи с характеристикою литературного и умственного движения сороковых годов. Заслуживают внимания воспоминания о Герцене и Огареве ("Идеалисты 30-х годов"), а также о Писемском ("Художник и простой человек" в "Вестнике Европы" 1882 г. № 4), Тургеневе ("Молодость И. С. Тургенева", "Шесть лет переписки с П. С. Тургеневым", "Из переписки с И. С. Тургеневым", в "Вестнике Европы" 1884, № 2, 1885, № 3 и 1887 г.), с которым Анненков был настолько дружен, что после смерти знаменитого романиста занимался разбором его бумаг. Все свои последние произведения Тургенев отдавал на суд Анненкова, мнениям которого безусловно подчинялся. В 1880 году при открытии Пушкину памятника в Москве, Московский университет избрал Анненкова (одновременно с Тургеневым) своим почетным членом, ценя его литературные заслуги. Почти все написанное Анненковым вошло в появившиеся в 1877—1881 гг. три тома "Воспоминаний и критических очерков" и в книгу "П. В. Анненков и его друзья", изданную А. С. Сувориным в 1892 году; в этой же книге помещены письма к Анненкову, относящиеся преимущественно к сороковым и пятидесятым годам, — Каткова, Гоголя, В. П. Боткина, Белинского, Кудрявцева, Бакунина, Герцена и его жены, Некрасова и Огарева.


С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. I, 596—612. — Д. Д. Языков, "Обзор жизни и трудов покойных русских писателей", в. 7-й, стр. 5—9. — "Вестник Европы" 1887 г., № 4. — "Историч. Вестник" 1887 г., № 4. — "Русская Старина" 1890 г., № 3. стр. 643—644 ("Дневник А. Н. Никитенко") и 1884 г., № 2 (статья В. Якушкина). — В словаре Венгерова указаны отзывы о разных произведениях Анненкова, а в "Обзоре" Языкова имеется наиболее полный хронологический перечень всех его работ.


С. Тр.


{Половцов}





Анненков, Павел Васильевич


— литературный критик, издатель первого по времени (1850—60) Собрания сочинений поэта Пушкина; род. в 1812 г., † в 1887 г., 8 марта. Принадлежа к кружку Белинского, столкнувшего его близко с видными представителями русской литературы 50-х годов, А., проживавший долгое время за границею, в своих заграничных письмах, "Замечательном десятилетии" и "Переписке и биографии Станкевича" внес много живого и ценного в нашу литературу. Большая часть написанного А. вошла в 3 тома его "Воспоминаний и критических очерков" (С.-Петерб., 1877—81 г.).


{Брокгауз}





Анненков, Павел Васильевич


литератор, р. 1803 г., † 1887 г. 8 марта, "74 лет от роду".


{Половцов}





Анненков, Павел Васильевич


(1812—1887) — писатель, известный, гл. обр., как автор ценных мемуаров и пушкинист. А. — типичный представитель дворянской культуры, выросшей на почве крепостного труда. Образованный, начитанный помещик, А. много путешествовал по Европе, мечтал о переустройстве русской жизни согласно требованиям просвещенного Запада; интересовался европейским революционным движением, лично знал Карла Маркса, с которым несколько раз встречался и состоял в переписке. Под влиянием знакомства с Марксом, А. уже в 1847 требует "наукообразного занятия общественными вопросами". В середине 40-х гг. он в своих "Парижских письмах", печатавшихся в "Современнике", знакомит русских читателей с крупнейшими представителями франц. социализма — Пьером Леру, Луи Бланом, Кабе, Прудоном и др., не делаясь, однако, сторонником излагаемых учений. Революционные события 1848, которые А. лично наблюдал в Париже, не увлекли его, и здесь сказался в А. наблюдатель со стороны, человек посторонний происходящим на его глазах большим общественным событиям. Главную ценность в литературном наследии А. составляют его воспоминания; А. был близок почти со всеми крупными писателями 40-х гг. и он дал в записках ряд живых образов своих знаменитых современников (Гоголь, Белинский, Герцен, Бакунин, Грановский, Тургенев, Кольцов, Огарев и др.). Страницы воспоминаний ("Замечательное десятилетие", "Литературные воспоминания", "Молодость И. С. Тургенева", "Н. В. Станкевич" и др.) полны важных фактических сообщений, основанных на обширной личной переписке, и до сих пор являются незаменимым биографическим материалом. В начале 50-х гг. А. положил основание научному пушкинизму подготовкой полного собрания сочинений Пушкина ("А. С. Пушкин в александровскую эпоху", СПб., 1874; "Общественн. идеалы А. С. Пушкина", журн. "Вестник Европы", 1881). Как критик современных литературных явлений, А. принадлежит к группе писателей-эстетов 50-х гг., выдвигавших принцип самоценности искусства. Он оставил критические статьи о Тургеневе, Толстом, Островском, Писемском, Салтыкове и др. В начале своей деятельности А. выступал как беллетрист (повести: "Кирюша", "Провинциальные письма" и др.) и как журнальный корреспондент (в "Современнике" 1847—1848).



Лит.: Венгеров, С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I; Рязанов, Д. Б., Карл Маркс и русские люди 40-х гг.; Сакулин, П. Н., Русская литература и социализм, ГИЗ, 1923 (2-е изд., 1925).


Л. Гроссман.





Анненков, Павел Васильевич


[1812—1887] — известный литератор, критик-мемуарист, убежденный западник, представитель либерального просвещенного дворянства 40—50-х гг. Много путешествовал, знакомился с европейским революционным движением. Лично знал К. Маркса и находился с ним в переписке. Оставил весьма ценные воспоминания о Гоголе, Белинском, Герцене, Грановском, Бакунине и других выдающихся людях 40-х гг. Был первым пушкинистом (подготовил к изданию и издал собр. сочин. Пушкина).



Библиография: I. Воспоминания и крит. очерки, 3 т., 1877—1881. Сочин. А. переизданы в 1909 (Стасюлевичем) и в 1928 (Acad.). Кроме того см. его "Материалы для биографии Пушкина", "Пушкин в аяександр. эпоху", "Н. В. Станкевич" [1857].


II. Венгеров, Словарь. А.; Пыпин А., Лит-ые характеристики; Введенский А. А., Критик переходного времени, Сл., 2/80; Ан-ский С., К характеристике К. Маркса, примеч. к статьям А. Замечательное десятилетие, Р. М., 8/903; Сакулин П. Н., Русск. лит. и социализм, изд. 2-е, 1925; Рязанов Д., К. Маркс и русские люди 40-х гг.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008