АННЕНКОВ Юрий Павлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Анненков, Юрий Павлович

Ю. Анненков. Портрет Э. Склянского (масло). Музей Красной Армии. Москва.


(р. 1889) — художник. Учился в училище барона Штиглица, у Я. Ф. Циоглинского, затем в Париже у Валлотона, в 1912 работал художником на биологич. станции в Раскове (Бретань). Большой и гибкий талант, он не выработал, однако, собственного художественного языка, но, пройдя целый ряд увлечений — от Репина через старое и новое искусство Запада (Валлотон и Хадлер) к "Миру Искусства", а затем к футуризму и кубизму, не примкнул ни к одному из течений до конца и остался эклектиком. Его первые большие работы маслом ("Желтый траур", "Рай" и др.), театральные постановки ("Нос", "Лулу", "Первый винокур" и др.) и декоративная роспись ("Балаганчик") лежали в плане характерных для группы "Мира Искусства" мистических, гротескных и лубочных стилизаций. В позднейших портретах (М. Кузьмина, М. Шервинского и др.) он ближе всего к М. Шагалу. Столь же многообразен он в сюжетике и технике мастерства (портрет, композиция маслом, театральные декорации, книжная графика и обложки, научные иллюстрации). С начала 20-х гг., однако, все больше вырисовывается его художественная физиономия со стороны сюжета, как портретиста, со стороны техники — как графика и рисовальщика. Здесь он, стремясь к наивысшей характеристике и динамике, использует приемы футуризма и кубизма (сдвиг линии, просвечивающие плоскости, смещение планов, обратная перспектива, опускание одних частей предмета при умножении других и т. п.). Но в основе его портреты и рисунки остаются импрессионистическими, "левизна" же есть ловкий и острый прием, придающий пикантность "салонному" искусству. От "Мира Искусства" у него остались любовь к анекдотическому и "литературный" подход к изображаемому (его сравнивали с Гогартом и Федотовым), что перегружает некоторые его портреты массой подробностей. Он широко пользуется приемами тщательной вырисовки деталей на фоне схематизма целого и сочетания многих планов. Социально А. является выразителем художественного мировоззрения столичной (гл. обр., ленинградской) культурной верхушки интеллигенции (он создал в своих портретах галерею всех почти выдающихся писателей и художников своей эпохи) и отражает все ее идеологические шатания — от мистических исканий предреволюционной эпохи до последующего принятия некоторой ее частью революции (не даром лучшим его произведением является цикл иллюстраций к "Двенадцати" Блока). Этим определяется его эклектизм и отсутствие органической жизни формы в его произведениях. В революционной эпохе он видел преимущественно гротескную и анекдотическую сторону. Индивидуалист и эстет, он в портретах вождей революции (изд. "Культурное шефство") оказался значительно слабее, нежели в портретах представителей старой интеллигенции. Удался ему лишь масленый портрет Л. Д. Троцкого, где в героической композиции дана попытка передать романтику революции, и портрет Э. Склянского. Но с формальной стороны — это наиболее эклектическое из его произведений. В настоящее время А. живет в Париже.



Лит.: Анненков, Ю., Портреты (текст Е. Замятина, М. Кузьмина, М. Бабенчикова), изд. "Алконост", 1922; Бабенчиков, М., Анненков — график и рисовальщик ("Печать и Революция", кн. IV, 1925).


А. Федоров-Давыдов.






Анненков, Юрий Павлович


Род. 1889, в Петропавловске-Камчатском, ум. в 1974, в Париже. Известный график и живописец, талантливый портретист, создавший целую галерею портретов писателей, художников, политических деятелей, художник театра и кино. Живописью занялся еще в гимназические годы, сперва в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, а в 1908 вместе с М. Шагалом — в школе художника С. М. Зейденберга. В том же 1908 г. А. поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1909 занимался в частной мастерской Я. Ф. Ционглинского, профессора Академии художеств, и в 1911 по совету своего педагога отправился в Париж брать уроки рисунка и живописи. Там в 1913 в Салоне Независимых художников А. впервые выставил свои картины. Вернувшись в Россию, попробовал себя в роли иллюстратора (журналы "Театр и искусство", "Сатирикон") и театрального художника. После Октябрьской революции остался в стране, работал (в 1918 отвечал за оформление столицы к первой годовщине революции, писал В. И. Ленина, в 1924 г. участвовал в конкурсе на создание портрета Ленина для изделий Гознака и выиграл его, был книжным графиком — иллюстрации к поэме "Двенадцать" Блока изд. 1918). С 1920 г. профессор Академии художеств. Однако засилье идеологии и запрет на всякую свободу творчества привели к тому, что в 1924 г., выехав в Италию на открытие Международной выставки в Венеции, А. не возвратился в Россию. Он поселился в Париже, работал как художник кино и театра. Автор воспоминаний.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АННЕНКОВ Юрий Павлович
23(11).07.1889 (Петропавловск Акмолинской обл., ныне Казахстан; по другим данным - Петропавловск-Камчатский) - 12.07.1974 (Париж). Живописец, график, художник театра и кинематографа и литератор. Потомок Павла Васильевича Анненкова (1812-1887), первого редактора и издателя произведений А. С. Пушкина, сын народовольца Павла Семеновича Анненкова (7-1920), сосланного в Сибирь после убийства Александра II. В 1892 семья вернулась из ссылки в Петербург. В 1905 был исключен из казенной гимназии за карикатуры политического характера и перешел в частную гимназию Столбцова. Несколько месяцев посещал занятия в ЦУТР. В 1907 познакомился с И. Е. Репиным. В 1908 поступил на юридический факультет университета, одновременно посещал рисовальные классы С. М. Зейденберга (вместе с М. Шагалом). В 1909 безуспешно пытался поступить в АХ, затем около года занимался в мастерской Я. Ф. Ционглинского. В 1911 по совету Ционглинского отправился в Париж, посещал мастерские Ф. Валлотона и М. Дени, академии Гранд Шомьер и Ла Палетт. Лето 1912 провел в Бретани, исполнял рисунки морской флоры и фауны для сотрудников биостанции. Впервые выставил кубистические пейзажи в салоне Независимых (1913). В 1913 вернулся в Петербург и оформил спектакль «Homo Sapiens» Н. Н. Евреинова для театра «Кривое зеркало», осуществив один из первых опытов экспрессионизма в сценографии. В последующее десятилетие оформил около 50 спектаклей для петербургских и московских театров, в том числе почти все спектакли для театра «Кривое зеркало», в котором заведовал декорационной частью. Исполнил иллюстрации к книге Н. Н. Евреинова «Театр для себя» (т. 2. Пг., 1915-16). Рисовал для петербургских журналов «Новый Сатирикон», «Театр и искусство», «Солнце Россию), «Лукоморье» и «Аргус». Создал ряд произведений станковой живописи и графики, в том числе картины «Адам и Ева» (1913), «Желтый траур» (1914), «Бретань» (1916), «Купальщики » (1918), декоративные панно «Дикарка» (1914), «Испания» (1915). Участвовал в выставках современной живописи и рисунка в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (1916 и 1918). В 1916-17 оформлял номера пантомимы и танцев в артистическом кабаре «Привал комедиантов» для О. Глебовой-Судейкиной и для своей жены Е. Гальперн (впоследствии - актриса театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь»), В предреволюционные годы начал обширную галерею живописных и графических портретов современников (А. А. Ахматова, А. Н. Бенуа, А. А. Блок, М. Горький, Н. С. Гумилев, Н. Н. Евреинов, С. А. Есенин, Е. И. Замятин, М. А. Кузмин, Б. Л. Пастернак, А. М. Ремизов, И. Е. Репин, Ф. К. Сологуб, В. Ф. Ходасевич и др.). В 1917 эту галерею дополнил портрет А. Ф. Керенского, позднее - портреты В. И. Ленина (1-я премия на Всесоюзном конкурсе, 1924), Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева и А. В. Луначарского. Часть работ позже вошла в альбомы «Портреты» (Пг., 1922) и «17 портретов» (Л., 1926). В 1918-начале 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских в Москве, с апреля 1919 руководил живописной мастерской в петроградских ГСХМ. В 1920-23 возглавлял художественную часть театра «Вольная комедия» (до 1922), оформил спектакли «Самое главное», «В кулисах души» Евреинова (оба - 1921) и др.; сотрудничал в Эрмитажном театре. Участвовал как режиссер и художник в постановке массовых действ «Гимн освобожденному труду» (совм. с М. В. Добужинским, В. А. Щуко и Евреиновым; 1 мая 1920 у здания Фондовой биржи) и «Взятие Зимнего дворца» (совм. с Евреиновым, А. Кугелем и др.; 7 ноября 1920 на Дворцовой площади). Выступал в печати с театральными обзорами. Опубликовал программные теоретические статьи «Ритмические декорации» («Жизнь искусства». 1919. 18 ноября) и «Театр до конца» («Дом искусств». 1921. № 2), в которых разрабатывал идею движущихся, ритмически изменяемых беспредметных декораций. Эта идея получила развитие в оформленных им для БДТ постановках: «Газ» Г. Кайзера (1922) и «Бунт машин» А. Н. Толстого (1924). Рисовал для сатирических журналов «Мухомор» (1922) и «Дрезина» (1923-24), исполнил графическое оформление праздничного приказа Реввоенсовета по случаю 5-летнего юбилея Красной Армии (1923), создал иллюстрации и обложки к книгам: «Зверушки» Н. Венгерова (М., 1921), «Искусственная жизнь» А. Беленсона (Пг., 1921), «Мойдодыр» К. И. Чуковского (М.; Пг., 1923; выдержала 30 переизданий), «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Брага» Н. Тихонова (обе — Пг., 1923) и др. Наиболее удачной работой считал иллюстрации к поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Пг., 1918). Участвовал в выставке «Мир искусства», Выставке эскизов театральных декораций (обе - Пг., 1922) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (Van Diemen, 1922). Вместе с Д. П. Штеренбергом выработал устав Общества станковистов и стал его членом-учредителем. В 1924 выехал в Венецию для устройства советского отдела на XIV Международном биеннале искусств; побывал у М. Горького в Сорренто. В 1925 приехал в Париж в связи с подготовкой Международной выставки декоративных искусств и решил остаться во Франции. В 1920-30-е продолжал портретную галерею современников, писал пейзажи парижских предместий, женские портреты и интерьеры в декоративно-плоскостной манере. Иллюстрировал французские издания, в том числе «Преступление в СанФранциско» Л. Дюртэна (1927), «Приключения американки» Э. Достье (1927), «За городской чертой» Л. Шероне (1929), «Цирк и мюзик-холл» П. Боста (1931). В 1940-е начал создавать абстрактные картины, развивая «трехмерную» живопись, основанную на применении техники коллажа и аппликации, использовании лоскутов материи, гвоздей, металлических деталей. Участвовал в парижских салонах: Осеннем, Независимых, Тюильри, «Новых реальностей », Карикатуристов; в тематических выставках: «Искусство книги» (Лейпциг, 1927), «Ecole de Paris» (Париж, Lesnik, ноябрь 1928), «Современное французское искусство» (Москва, 1928), Международной выставке художественной книги (Париж, Пти Пале, 1931), групповых выставках русских художников в Париже (В е т heim-Jeune, 1927; W. Hirshman, 1930; Zak, 1930; К. Granoff, 1930), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932), Праге (1938). Провел персональные выставки в парижских галереях: Quatre Chemins (март 1928), Н. Bing (декабрь 1929 и май 1930), Ait et Decoration (июнь-июль 1934), Crillon (1934) и др. С 1931 работал для русских и французских театров, оформил более 100 драматических, балетных и оперных спектаклей. Сотрудничал с режиссерами Ф. Ф. Комиссаржевским, Н. Ф. Балиевым, М. А. Чеховым, балетмейстерами Л. Ф. Мясиным, С. Лифарем, Дж. Баланчиным, Б. Ф. Нижинской. Часто выступал как художникпостановщик и режиссер одновременно: в годы немецкой оккупации осуществил постановку опер «Пиковая дама» (1941), «Евгений Онегин» (1943) П. И. Чайковского и «Женитьба» М. П. Мусоргского (1943) в Большом зале Плейель; поставил спектакль «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому для театра «VieuxColombier» (1957) и балет «Пиковая дама» для театра Монте-Карло (1961, балетм. С. Лифарь). В 1933 впервые обратился к кинематографии; в дальнейшем исполнил декорации и костюмы более чем к 60 кинофильмам: «Московские ночи» А. Грановского (1934), «Мейерлинг» А. Литвака (1936), «Ностальгия» В. Туржанского (1937), «Пиковая дама» и «Княжна Тараканова» Ф. Оцепа (1937), «Дикая бригада» М. Л ’Эрбье (1938), «Единственная любовь» П. Бланшара (1943), «Пармская обитель» Кристиан-Жака (1947), «Удовольствие» (1951) и «Лола Монтэз» (1955) М. Оффюльса, «Большая игра» Р. Сиодмака (1953), «Монпарнас, 19» Ж. Беккера (1957) и др. Получил диплом «Оскар» Американской кинематографической академии за постановку фильма «Мадам де...» М. Оффюлъса (1953). В 1945-55 был президентом Профсоюза технического состава кинематографистов Франции. В 1950-60-е работал как художник-постановщик на французском и немецком телевидении. Оформил телевизионные фильмы «Троянской войны не будет» Г.-Р. Зельнера (1957), «Вишневый сад» Г. Хильперта (1959, по А. П. Чехову) и др. В 1934 издал в Берлине под псевдонимом Б. Темирязев книгу прозы «Повесть о пустяках». Публиковал рассказы в журналах «Возрождение», «Грани», «Современные записки» и «Новом журнале», постоянно выступал в зарубежной русской печати с обзорами художественной жизни. Опубликовал во французской, итальянской и немецкой прессе много статей по вопросам театра и кинематографии. Выпустил монографии «Одевая кинозвезд» (Париж, 1951; Рим, 1955) и «Макс Оффюльс. Ничейная земля» (Париж, 1962). Написал книгу мемуаров «Дневник моих встреч. Цикл трагедий». Входил в комитет по составлению «Золотой книги Русского Зарубежья ».

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999