АНСАРЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АНСАРЫ
араб., букв. - помощники) - члены двух араб. племен - аус и хазрадж - в Ясрибе (Медине), в Хиджазе. Согласно мусульм. преданию, А. вскоре после хиджры приняли ислам и составили ядро войска Мухаммеда, стали его "помощниками". Более вероятно, что слово "А." имело смысловую связь с "насара" ("христиане"), т. к. среди А., до обращения их в ислам, было много приверженцев одной из христ. сект, не признававших божественности Иисуса Христа.

Лит.: Происхождение ислама. Хрестоматия. Сост. Е. Беляев, ч. 1, М. - Л., 1931; Watt W. M., Muhammad at Medina, Oxf., 1956.

E. А. Беляев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ансары
помощники пророка Мухаммада, коренные жители Медины, которые обратились в Ислам и стали верными сподвижниками пророка Мухаммада. Они приняли и обеспечивали всем необходимым мусульманпереселенцев (См. Мухаджиры) из Мекки и других городов. Ансары состояли из представителей двух основных мединских племен Аус и Хазрадж. Это были родственные племена, которые первоначально проживали в Йемене, а затем переселились в Йасриб (Медину). Здесь между ними началась вражда, которая продолжалась на протяжении длительного времени и завершилась битвой при Буасе. Эта битва завершилась в пользу ауситов. Тогда хазраджиты решили заручиться поддержкой курайшитов и с этой целью отправили в Мекку своих представителей. В 11 году после начала пророческой миссии Мухаммада они прибыли в Мекку, где встретились с пророком и приняли Ислам. Они поняли, что эта религия является единственно возможной идеей, которая положит конец вражде и снова вернет арабским племенам Медины мир и процветание. После возвращения, они стали вести пропаганду новой религии и среди ауситов. Затем представители хазраджитов и ауситов дважды встретились с Мухаммадом во время первой и второй клятвы Акабы (См. Акаба). Они поклялись защищать пророка и принять всех мекканских мусульман. После этого началась хиджра мекканских мусульман в Медину. Хазраджиты и ауситы тепло встретили их и дали им убежище. После этого они стали носить почетное звание ансаров (помощников пророка). Исполняя волю пророка, ансары побратались с переселенцами (мухаджирами), предоставили им жилье в своих домах, поделились ими своим имуществом и средствами: «А те, которые жили в Медине до них (т. е. до прихода мекканцев) и [обратились в новую] веру, любят переселившихся [из Мекки] к ним и не испытывают к ним никакой зависти изза того, что отдано им (т. е. переселившимся). Они признают за ними предпочтительное право, если даже [сами] находятся в стесненном положении. И те, кто одолел свою алчность,–они и суть преуспевшие» (Коран, 59: 9). Таким образом, братство ансаров и мухаджиров способствовало возникновению мусульманской государственности в Медине. После этого началась война с мекканскими язычниками. Начиная с битвы при Бадре, ансары, вплоть до самой смерти пророка, сражались против врагов плечом к плечу с мухаджирами и не жалели своих жизней ради идеалов Ислама. Благодаря их исключительной роли в тех событиях, мусульманское государство, возглавляемое пророком Мухаммадом, крепло с каждым днем. Пророк также чрезмерно любил ансаров и был им бесконечно благодарен. После победы над язычниками и взятия Мекки, он отказался остаться в своем родном городе и вернулся к ансарам обратно в Медину. После смерти пророка Мухаммада ансары, обеспокоенные дальнейшей судьбой мусульманского государства, срочно созвали собрание и выбрали халифом Саада ибн Убаду. Однако затем, в процессе дебатов, они поменяли свое решение и, согласившись с доводами мухаджиров, выбрали халифом Абу Бакра (См. Абу Бакр ас–Сиддик). После этого ансары продолжали играть важнейшую роль в общественнополитической жизни Халифата. Они приняли активное участие в войнах против вероотступников (См. Ридда), а затем в войнах против Византии и Персии. Ансары также были передатчиками многих хадисов пророка Мухаммада, в их среде были грамотные и прогрессивные люди, положившие начало исламской науке и методологии. В последующие годы ансары были известны как хранители исламской традиции. Об ансарах говорится в аятах Корана: – «Те из переселившихся [из Мекки в Медину] и из ансаров, которые опередили [других по времени принятия ислама и благочестию], и те, которые последовали за ними, благоденствуют, и Аллах доволен ими. А сами они довольны Аллахом, и Он уготовил им райские сады с текучими ручьями. Вечно они пребудут [в тех садах]. Это и есть великое преуспеяние!» (9:100); – «Аллах простил пророка, переселившихся [из Мекки в Медину] и ансаров, которые последовали за ним в трудный час, после того как сердца некоторых его спутников чуть было не отклонились [от следования за ним]. Потом Он все же простил их, ибо Он–сострадательный, милосердный» (9: 117). О достоинствах ансаров и их исключительной роли в истории Ислама повествуется во многих сборниках хадисов, в главах под названием «Фадаил ас–Сахаба» и «Манакиб аль–Ансар».

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007



Похожие термины:

  • Харакат ул–Ансар

    (Harakat ul–Ansar; Пакистан) – ХУА. Исламистская группировка, борющаяся за присоединение Кашмира к Пакистану. Создана в окт. 1993 в результате соединения пакистанских группировок Харакат ул–Джихад ал–Ис
  • Абу Аййуб аль–Ансари

    избир. Сигнальноинформативная листовка размером с почтовую открытку, где представлены: фамилия, имя, отчество кандидата; его фотография; лозунг кандидата, лаконично и ярко выражающий его основную
  • Мухаммад ибн Сирин аль-Ансари

    ум. в 110/729) - один из наиболее из-вестных передатчиков хадисов из поколения табиунов. Он был одним из са-мых ученых и образованных людей своего времени. Мухаммад ибн Сирин родился в период правления
  • БАЯЗИД АНСАРИ

    1525 или 1515-1585) - основатель секты и первый руководитель антифеод. и антимогольского движения рошани в Афганистане 16 в. Известен среди своих последователей как Пир Рошан (Старец света). Б. А. и его посл