АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Ансельм Кентерберийский
(род. в 1033 в Аосте (Пьемонт), ум. в 1109 в Кентербери), один из основоположников схоластики в Англии. Происходил из лангобардского дворянского рода. В 1093 стал архиепископом Кентерберийским. Будучи последователем Августина, утверждал первенство веры перед разумом: «Credo, ut intelligam» («Верую, дабы уразуметь»). Его знаменитое онтологич. доказательство существования бога и его реализм уходят своими корнями в учение Платона о понятии. Многочисл., в осн. построенные в форме диалога произведения свидетельствуют о тщательном изучении А. К. языка античных авторов.

Источник: Словарь античности. 1989

Ансельм Кентерберийский
1033— 1109) — философ и теолог, сторонник крайнего реализма. Родился в г. Аоста (Италия), преподавал в школах Нормандии, большую часть жизни провел в Англии. С 1093 г. — главное лицо в англ. церкви — архиепископ Кентерберийский. Отстаивал тезис о примате веры над разумом — «Верю, чтобы понимать», т.е. для того чтобы верить, не обязательно понимать, но для того чтобы понимать, необходимо верить. В борьбе между светской властью и папством за инвеституру защищал идеи Григория VII о верховенстве папы над светскими государями, за что дважды изгонялся из Англии (1087-1100, 1103-1106). В соч. «Прибавление к рассуждению» выдвинул онтологич. доказательство бытия Бога.
Лит.: Ансельм Кентерберийский. Сочинения / Пер., комм. И.В. Купреевой. М., 1995; История философии. Т. 1. М., 1957; Рассел Б. История западной философии. М., 1959; Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979; Трахтенберг О. В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Штеклъ А. История средневековой философии. М., 1912.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ
Anselm of Canterbury) (1033 - 21.IV.1109) - ср.-век. теолог и философ, "отец" ср.-век. схоластики и мистики. Род. в Аосте (Италия); с 1093 - архиепископ Кентерберийский. В борьбе между светской властью и папством за инвеституру защищал идеи Григория VII о верховенстве папы против англ. королей (дважды (1097-1100 и 1103-1106) за это изгонялся). В споре об универсалиях - реалист (идеалистич. воззрение, считающее, что реально существуют лишь общие понятия - "универсалии"). А. К. считал, что знание - слуга веры, что вера выше разума, что истину можно познать путем веры (credo ut intelligam - "я верю для того, чтобы знать"). В соч. "Proslogion" ("Прибавление к рассуждению") выдвинул онтологич. доказательство существования (бытия) бога (онтологическим его назвал И. Кант), по к-рому бог - всесовершенное существо - действительно существует, т. к. признак существования необходим для полного совершенства. Уже современники (Гонилон) возражали против хода его рассуждений; окончательно они были опровергнуты с позиций агностицизма Кантом. С 1720 А. К. - "доктор церкви".

Соч.: Р. L. par J. P. Migne, t. 158-59, P., 1853-54.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976