греч. — противогласник) — ветхозаветные псалмы или их части, исполняемые двумя хорами (или же хором и солистом) попеременно, стих за стихом. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV веку.
АНТИФОН
АНТИФОН
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Антифон
(в переводе с греческого означает «звучащий в ответ») – церковное песнопение, предполагающее участие двух хоров, один из которых поет часть песнопения, а другой продолжает, отвечая ему. Антифонное пение появилось в Церкви приблизительно во II веке. В настоящее время антифоны поют на больших богослужениях во время праздников и на воскресных службах – во время всенощного бдения и на литургии.
Источник: Православная энциклопедия.
Антифон
Antiphon, из Рамнии в Аттике, ок. 480-411 гг. до н. э., греческий софист и оратор. Долгое время работал аттическим логографом, зарабатывая писанием речей на заказ или обучением ораторскому искусству. Фукидид (который, согласно некоторым источникам, сам был учеником А.) восхищается его выдающимся умом и находчивостью. А принимал деятельное участие в олигархическом заговоре в 411 г., после чего был осужден на смерть и казнен. Древние знали 60 речей А., но уже Цецилий из Калеакты признавал 25 из них не подлинными. В рукописях под именем А. сохранилось 15 речей: 3 оглашенные на судебных процессах, несомненно написанные А., и 12 фиктивных речей, сгруппированных в 3 тетралогии: 1) обвинения в убийстве без указания виновного; 2) обвинения в неумышленном убийстве; 3) обвинения в убийстве в целях защиты собственной жизни, аутентичность которых спорна. Три речи А., произнесенные на судебных процессах, это: Обвинение мачехи в отравлении отца, написанная в трагической манере; затем О хористе, где А. защищает случайного убийцу, члена хора, а также Об убийстве Герода; все они созданы в 418-416 гг. Папирус, найденный в Египте, принес нам фрагменты защитной речи, которую А произнес на собственном процессе. Стиль речей А. прост, однако изобилует антитезами, в тексте часто встречается поэтическая лексика. Мастер аргументации, А. охотно ссылается на "правдоподобие". В древности были известны софистические сочинения О правде, О согласии, Политикос (Речь о политике или касающаяся городской жизни?), приписываемые А., но уже Гермоген высказал предположение, что это какой-то другой А. софист.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
АНТИФОН
(греч. «пение попеременно») – 1. Способ песенного исполнения псалмов или гимнов, при котором по окончании гимна или стиха одним хором ему отвечает другой. Происхождение этого способа пения древнегреческое: оно было известно в древней драме и оттуда перешло в церковный обиход. Введение антифонного пения в храмовом богослужении большинство исследователей относят к IV в. 2. Отдельное песнопение или часть песенного материала: 1) антифоны Псалтири – часть кафизмы (слава), которую по Уставу следует петь попеременно двум хорам. Все антифоны первой кафизмы Псалтири положено петь на великой вечерне под воскресенье; 2) антифоны изобразительные – стихи псалмов 102 и 145 («Благослови, душе моя, Господа...» и «Хвали, душе моя, Господа...»), которые поются на литургии оглашенных в воскресные и праздничные дни; 3) антифоны вседневные состоят из стихов псалмов 9, 92, 94 с припевами и поются на литургии оглашенных во все седмичные дни, если нет никакого праздника; 4) степенные антифоны – часть торжественной полиелейной утрени, они являются подражаниями степенных псалмов (см. Пс. 119-133) или «песней степеней», которые пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Эти псалмы послужили темой степенных антифонов. Степенных антифонов по числу гласов – 8. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев; 5) праздничные антифоны литургии составлены из стихов псалмов, соответственно содержанию праздника, которые чередуются или с особыми припевами («Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий»), или с тропарем самого праздника. Праздничные антифоны поются только в следующие праздники Господни: Воздвижение Kреста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Преображение Господне, Неделю Ваий, Неделю Пасхи и во дни Светлой седмицы, Вознесение Господне, Пятидесятницу.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
АНТИФОН
• Antiphon,
???????,
1. оратор из Рамнунта в Аттике, родился, по одним известиям, ок. 480 г. до Р. X., а по другим — в 73 ол. Говорят, что первым наставником его в красноречии, которым он впоследствии так отличался, был отец его Софил, сам бывший будто бы софистом; александрийский канон ораторов начинается именем А. Он принимал живое участие в политической жизни своей родины и как приверженец олигархической партии много содействовал низвержению демократии путем утверждения совета четырехсот; но последний скоро был уничтожен, и А. поплатился жизнью за свое сочувствие олигархии. Ферамен обвинил его в государственной измене, и, несмотря на свою мастерскую защиту, А. был осужден и казнен в 411 г. до Р. X. Thuc. 8, 68. 90. Не лишена значения и деятельность его как ритора: он открыл особую риторическую школу, упражнял своих учеников по известным правилам искусства в политическом красноречии и был если не творцом, то главным усовершенствователем политического ораторского стиля в Афинах. Сам он только однажды выступил в качестве оратора, а именно — защищая самого себя (Cic. Brut. 12), обыкновенно же сочинял речи для других. В его лице ремесло сочинителя речей (?????????) впервые приобретает в Афинах большое значение. Из 60 приписывавшихся ему речей 25 уже в древности считались подложными, а до нас дошло только 15. Двенадцать из них относятся к разряду школьных упражнений и составляют три тетралогии (????? ???????), т. е. каждые четыре речи трактуют об одном и том же предмете: две с точки зрения обвинителя и две с точки зрения защищающегося. Три речи, не входящие в состав тетралогий, относятся к процессам действительно происходившим. Стиль речей А. представляет сходство со стилем Фукидида, которого, между прочим, поэтому ошибочно называли учеником А. Риторика ?., ????? ????????? (Quint. 3, 1, 11), не дошла до нас;
2. софист, противник Сократа (Хеп, тет. 1, 6), был убит, вероятно, по приказанию «тридцати»;
3. трагик, жил и писал сначала в Афинах, затем при дворе тирана Дионисия, которому, говорят, также помогал сочинять трагедии, но своей прямодушной откровенностью навлек на себя гнев тирана и был по приказанию последнего казнен. Известны заглавия его трагедий: «Андромаха» и «Мелеагр». Отрывки изд. Nauck, trag. Gr. Fragm., p. 615 sq.
???????,
1. оратор из Рамнунта в Аттике, родился, по одним известиям, ок. 480 г. до Р. X., а по другим — в 73 ол. Говорят, что первым наставником его в красноречии, которым он впоследствии так отличался, был отец его Софил, сам бывший будто бы софистом; александрийский канон ораторов начинается именем А. Он принимал живое участие в политической жизни своей родины и как приверженец олигархической партии много содействовал низвержению демократии путем утверждения совета четырехсот; но последний скоро был уничтожен, и А. поплатился жизнью за свое сочувствие олигархии. Ферамен обвинил его в государственной измене, и, несмотря на свою мастерскую защиту, А. был осужден и казнен в 411 г. до Р. X. Thuc. 8, 68. 90. Не лишена значения и деятельность его как ритора: он открыл особую риторическую школу, упражнял своих учеников по известным правилам искусства в политическом красноречии и был если не творцом, то главным усовершенствователем политического ораторского стиля в Афинах. Сам он только однажды выступил в качестве оратора, а именно — защищая самого себя (Cic. Brut. 12), обыкновенно же сочинял речи для других. В его лице ремесло сочинителя речей (?????????) впервые приобретает в Афинах большое значение. Из 60 приписывавшихся ему речей 25 уже в древности считались подложными, а до нас дошло только 15. Двенадцать из них относятся к разряду школьных упражнений и составляют три тетралогии (????? ???????), т. е. каждые четыре речи трактуют об одном и том же предмете: две с точки зрения обвинителя и две с точки зрения защищающегося. Три речи, не входящие в состав тетралогий, относятся к процессам действительно происходившим. Стиль речей А. представляет сходство со стилем Фукидида, которого, между прочим, поэтому ошибочно называли учеником А. Риторика ?., ????? ????????? (Quint. 3, 1, 11), не дошла до нас;
2. софист, противник Сократа (Хеп, тет. 1, 6), был убит, вероятно, по приказанию «тридцати»;
3. трагик, жил и писал сначала в Афинах, затем при дворе тирана Дионисия, которому, говорят, также помогал сочинять трагедии, но своей прямодушной откровенностью навлек на себя гнев тирана и был по приказанию последнего казнен. Известны заглавия его трагедий: «Андромаха» и «Мелеагр». Отрывки изд. Nauck, trag. Gr. Fragm., p. 615 sq.