Антихрист

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТИХРИСТ
Противник Христа («анти» в переводе с греческого и означает «против»). В Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано, что антихрист должен появиться на земле для последней битвы сил зла с небесным воинством. Антихрист будет убит духом Христа.

Источник: Основы православной культуры. 2011

антихрист
против Христа) (1Ин 2.18,22; 4.3; 2Ин 7)-всякий, отвергающий Христа, а также та личность, которая придет в последнее время (1Ин 2.18) для обольщения (обмана) погибающих, о которой, хотя и под другим именем, говорит также ап. Павел во 2Фес 2.3-10 и ап. Иоанн в Откровении в гл. 13, в 17.8 и др. И Сам Господь предостерегал Своих учеников против разных лжехристов (Мф 24.5,23,24; Мк 13.21,22; Лк 17.23).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АНТИХРИСТ
противник Иисуса Христа, который должен появиться на земле незадолго до Второго пришествия Спасителя, возглавить борьбу против Христа и потерпеть поражение. Антихрист – посланник сатаны, воплощающий абсолютное отрицание христианской веры и стремящийся построить на земле царство зла не путем отрицания добродетели, а с помощью ее имитации и самозваной выдачи себя за Христа. В Откровении апостола Иоанна Богослова антихрист символически изображается в образе семиглавого и десятирогого зверя, обозначенного числом 666 (см. Откр. 13, 1, 18).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Антихрист
противник Иисуса Христа, который должен появиться на земле незадолго до Второго пришествия Спасителя, возглавить борьбу против Христа и потерпеть поражение. А. – посланник сатаны, воплощающий абсолютное отрицание христ. веры и стремящийся построить на земле царство зла не путем отрицания добродетели, а с помощью ее имитации и самозваной выдачи себя за Христа. В Апокалипсисе А. символически изображается в образе семиглавого и десятирогого зверя, обозначенного числом 666 (Откр. 13, 18). Новейшие гипотезы связывают это «число зверя» с именем римского императора Нерона, известного своими гонениями на христиан.

Источник: Краткий православный словарь.

Антихрист
т. е. против Христа, противник Христа. В этом смысле Иоанн говорит, что уже в его время было много антихристов, т. е. имеющих дух антихриста: отпавших, извращающих благовествование Христово (Деян. 20.30; Гал. 1:7), гонителей (1 Иоан. 2:18; 4:3), отрицающих Отца и Сына, Христа, пришедшего во плоти (1 Иоан. 2:22; 4:3). Но, кроме того, Писание говорит об особой личности, великом Антихристе, который явится до второго пришествия нашего Спасителя. Павел называет его «человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2:3). Вероятно, Иоанн ссылается на это место в I Иоан. 2:18. Многие думают, что этот Антихрист будет стоять во главе большого организованного движения против Христа, но Христос в конце уничтожит Своих противников (Отк. 11; 13; 17).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Антихрист
– противник Иисуса Христа. В общем смысле под словом «антихрист» можно подразумевать всякого, кто не считает Иисуса Христа Сыном Божьим и сознательно отвергает Его учение. Таковы были все лжеучители, которые стали появляться еще во времена апостолов. Однако в собственном и более узком смысле это слово можно применить к особому лицу: крайне нечестивому человеку, который перед вторым пришествием Иисуса на землю станет всячески Ему противодействовать, стараясь истребить христианство. Однако антихрист не добьется своего, а погибнет сам. Более подробно он описан в Откровении Иоанна Богослова (13, 2–10) и у апостола Павла во Втором послании к Солунянам (2, 8). В разные времена антихристом называли разных людей: Магомета, Наполеона, Гитлера и пр.

Источник: Православная энциклопедия.

АНТИХРИСТ
противник Христа; 1Ин 2:18, 19, 22). В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном . Божиим и отвергает Его учение. Таковы все лжеучители, каковых уже много было во времена апостолов (1Ин 2:8, 4:1-3); но в собственном и более тесном смысле под именем антихриста разумеется — особое лицо, особенно нечестивый человек, который пред вторым пришествием Господа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. Господь Иисус убьет его духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Личные качества и действия его ясно изображены у ап. Павла во 2-м посланник Солунянам (2 Фее. 2:8), и в Откровении у Иоанна (13:2-10). Слово антихрист некоторые относили к Римскому папе, другие к Магомету, а некоторые наконец даже к Наполеону I.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Антихрист
фигура из Библейской апокалиптики, особенно нечестивый человек, который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребить христианство, но вместо того сам погибнет ужасным образом. В обширном смысле под этим именем разумеется всякий, кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Кроме того антихристом считается всякий стремящийся занять место Христа, стать вместо Христа, не будучи внутренне последователем Христа.
Термин происходит из Нового Завета и на греческом языке значит «Против помазанника Божьего» (???? ???????). Слог ???? можно с греческого также перевести как «вместо».
Упоминание в Библии
Ветхий Завет
Пророк Даниил видит "небольшой рог", т.е. царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан.7:8,24 и след.; ср. Дан.11:21-35). Непосредственно этот образ связывали с сирийским царем Антиохом IV Эпифаном (175-163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом Антихриста последних времен. Упоминание в Мк.13:34 о "мерзости запустения" (ср. 2Фес 2 и Откр 13) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако противников Бога в Ветхом Завете следует четко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об Антихристе (являющего себя вместо Христа).
Новый Завет
* Откровение Иоанна Богослова, глава 13
* Первое послание Иоанна 2:18, 2:22, 4:3
* Второе послание Иоанна ст.7
* Во втором послании к Фессалоникийцам (Солунянам) гл. 2 говорится о человеке греха, сыне погибели.
Представление об антихристе
Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном дьяволом лице, которое должно появиться незадолго до второго пришествия Христа на землю и сосредоточить все зло, существующее на земле, для борьбы против христианской церкви. В конце концов этот посланник Сатаны будет побежден вновь явившимся на землю Христом.
Представление об антихристе возникло не на еврейской, а на христианской почве, но прообразы его были и в ветхозаветной церкви, напр. в лице нечестивого Антиоха Эпифана, царя четвертой сирийско-македонской династии, стремившегося склонить иудеев к язычеству и водворить «мерзость запустения» (Дан.9:27; Дан.11:31; ср. Мф.24:15). Предсказание о нем усматривается в пророчестве о Гоге и Магоге (Иез.38:2; Иез.39:1; ср. Отк.20:8). По учению апостола Павла, это будет человек греха, но будет выдавать себя за Христа, за самого Бога (2Фес.2, 2Фес.3 и след.).
Вследствие кровавых преследований христиан в Риме в царствование Нерона христиане привыкли смотреть на Римскую империю, в которой еще евреи видели четвертое всемирное царство, о котором говорил Даниил, как на сосредоточие всех враждебных Христу сил, а в Нероне видели олицетворение антихриста. Сохранившееся до V века сказание повествует, что Нерон не умер и снова придет бороться против царства Мессии.
Начиная с XIII века в партиях и сектах, отложившихся от папы, принято было усматривать антихриста в лице папы и римской иерархии. Это замечается уже во время Гогенштауфенов, Людовика Баварского, Оккэма, Виклефа, чешского реформатора Янова и других. Воззрения на папу как на антихриста символически перешло и в учение лютеран. В греко-восточной церкви с XV века считали антихрист сарацино-турецкое господство Мухаммада и в 1213 г. даже папу Иннокентия III.
Пришествие антихриста ожидалось в 1000 г., при начале крестовых походов, при появлении чумы, или черной смерти, голода и других бедствий в XIV веке. Некоторые видели антихриста затем в Наполеоне I в 1805 г. и в 1848 и 49 г его усматривали в личностях тогдашних революционных деятелей. Наконец, звериное число 666 (число) приурочивалось и к Наполеону III. Еще Роджер Бэкон († 1294 г.), недавно Бенгель и Генстенберг, нашедшие число 1836, старались, подобно современным ирвингианцам, вычислить на основании Апокалипсиса точное время пришествия антихриста. У евреев позднейших времен также встречается представление об антихристе, обозначаемом под именем Армиллия (то есть губителя народов), как о чудовищном гиганте, рыжем, плешивом, 12 фут. росту и 12 же фут. толщины. Также в устной еврейской традиции существует легенда о царе Армиллие, противнике Мессии[1].
В старообрядчестве существует две основных концепции антихриста: чувственного (с возможной персонификацией в лице Петра I или других реальных личностей) и духовного, не имеющего физического воплощения, а действующего посредством приверженцев «никонианской» церкви и властей.
После Русской революции 1917 и уменьшения влияния Церкви, некоторые фанатики с антихристом сравнивали сначала Ленина, а потом и Сталина. Но с началом Второй Мировой войны первым на звание антихриста выдвинулся Адольф Гитлер.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
226.93 кб

Образ Самозванца в нарративе первой трети XVII В. : Лжедимитрий как Юлиан Отступник и Антихрист

Василик Владимир Владимирович
Автор изучает русский средневековый нарратив и приходит к заключению, что Лжедмитрий был вторым Юлианом Отступником, вторым Антихристом, умершем жалкой смертью, не оставив после себя следов.
Читать PDF
0.00 байт

Современный антихрист

А. А. Бронзов
Читать PDF
0.00 байт

Антихрист, катехон и Русская революция

Виктор Шнирельман
Читать PDF
115.47 кб

Антихрист (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Антихрист» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
0.00 байт

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНТИХРИСТ": СЕМИОТИКА МИФОЛОГЕМЫ И ОБРАЗА

Прилуцкий Александр Михайлович
Статья посвящена изучению специфических герменевтических интерпретаций новозаветного образа антихриста, восходящего к Откровению Иоанна Богослова (Апокалипсису).
Читать PDF
0.00 байт

Имена-мифы в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» в антропологическом измерении Серебр

Красильникова Мария Юрьевна
Цель статьи на основе герменевтического осмысления раскрыть особенности выбора героев и их «именования» в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист» в контексте антропологических изысканий Серебряного века.
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме изменения заглавия первого романа трилогии Мережковского "Христос и Антихрист"

Воронцова Татьяна Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Зеркальность как стилевая примета трилогии Д. Мережковского "Христос и Антихрист"

Белоусова Е.Г.
Читать PDF
0.00 байт

История как текст ("Христос и Антихрист" Д. С. Мережковского и "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова)

Дронова Татьяна Ивановна
В статье предпринята попытка включения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контекст традиции Д.С. Мережковского.
Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие костюма Петра i в романе Д. С. Мережковского «Антихрист. Петр и Алексей»

Абрамова Екатерина Игоревна
В статье рассматривается специфика изображения костюма Петра I в историческом романе Д. С. Мережковского «Антихрист.
Читать PDF
0.00 байт

Эсхатологические мотивы в трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист»

Дехтяренок А. В.
Статья посвящена вопросу об эсхатологической направленности трилогии Д.С. Мережковского "Христос и Антихрист".
Читать PDF
2.65 мб

Современный антихрист

А. А. Бронзов
Читать PDF
339.57 кб

Антихрист как великий социолог: post scriptum к позднему Владимиру Соловьеву

В. П. Океанский
Читать PDF
0.00 байт

Принцип двоения в романе Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»

Михайлова И. М.
Специфика мифопоэтики Д.С. Мережковского исследовалась в работах З.Г. Минц, А.В. Лаврова, И.С. Приходько и др. В русле этой проблематики написана и настоящая статья.
Читать PDF
0.00 байт

Повесть Валентина Свенцицкого «Антихрист» (1908) в контексте литературного процесса

Алексеева Л. Ф.
Предложена интерпретация повествования философа (после 1917 г. священника, протоиерея) В.П.Свенцицкого, через сопоставление с религиозными идеями Вл.