Антиохия
АНТИОХИЯ
1) столица Сирийского царства на реке Оронт, ныне Антакья. Она была основана Селевком I Никатором около 300 г. до н. э. В Антиохии последователи Христа впервые стали называться христианами; она была также резиденцией одного из патриархов; 2) Антиохия Пизидийская на границе Фригии, называвшаяся также Цезареей; 3) город в Карии.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Антиохия
Антиохия (Antioch), один из самых процветающих городов античности, основан в 300 г. до н.э. Селевком I. Расположенный на стратегически важных торг, путях, связывавших Восток со Средиземноморьем, был также столицей Селевкидов. В 64 г. до н.э. Помпей присоединил А. к Риму, и она еще долгое время оставалась богатым торг, и интеллектуальным центром. Ко времени захвата арабами (637-638) А. в значит, мере утратила прежн. значение. В 1098 г. городом овладели крестоносцы, и он стал важным христ. центром, пока не попал в руки егип. мамлкжов (1268). С 1516г. находился под властью османов (Османская империя).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Антиохия
(совр. Антакия), одна из столиц царства Селевкидов на р. Оронт. Город был основан Селевком I в 300 до н. э. наряду с другими одноим. городами в честь отца Антиоха. Вместе с Александрией А. являлась крупнейшим экономич. и культурным центром Ближнего Востока. В рим. эпоху (с 64 до н. э.) — резиденция сирийск. наместников (легатов); позднее ближневост. резиденция императоров; христианский центр (первая община христиан, место пребывания патриарха, заседаний многочисл. церковных соборов и богословских споров). В А. часто случались землетрясения. В период расцвета город насчитывал свыше полумиллиона жителей. Особенно интенсивно развивалась А. при Адриане. В 538 город был разрушен перс, царем Хосровом I. В А. произведены раскопки дворцовых построек.
Источник: Словарь античности. 1989
Антиохия
Деян 6.5; 11.19,20,22.26,27; 13.1; 14.26; 15.22,23,30,35; 18.22; Гал 2.11; 2Тим 3.11)-город на реке Оронт на север от Дамаска, основанный около 300 г. до РХ Селевком Никатором и названный в честь его отца Антиоха (в Сирии и Малой Азии насчитывается до 16 городов с этим названием). Во время Селевкидов был столицей Сирийского царства (до 64 г. до РХ). Во время римского владычества Антиохия стала третьим городом в империи после Рима и Александрии, ее называли царицей востока. Оживленная торговля, ремесла, школы и целый комплекс красивых языческих храмов делали ее пересечением путей очень многих людей. Отсюда ап. Павел начинал все свои миссионерские путешествия. Здесь ученики Христа впервые стали называться Христианами. Здесь жили Игнатий и Иоанн Златоуст. Антиохия в течение веков много раз подвергалась нашествиям, грабежам, пожарам и, наконец, в 1822 г. была почти полностью разрушена землетрясением. (См. также Сирия)
АНТИОХИЯ
• Antioch?a,
?????????,
1. A. Epidaphnes (?? ????? ??????), названная так от близлежащей рощи, столица Сирийского царства, находившаяся в плодородной местности на Оронте в 120 стадиях от моря; основанный Селевком Никатором в честь отца его Антиоха, город быстро разросся и заключал в себе 4 части, отделенные одна от другой стенами. И в христианские времена эта А. знаменита как местопребывание патриархов; здесь же в 3 и 4 вв. собиралось несколько соборов. После разорения А. персидским царем Хозроем (540 г.) Юстиниан снова восстановил ее под именем Феуполя. А. (н. Антакия) была родиной Аммиана Марцеллина, Либания, Св. Иоанна Златоуста и Евагрия;
2. A. Pisidiae на границе Фригии, построенная жителями примеандрской Магнесии, знаменита святилищем фригийского божества ???? ????????; как римская колония, называлась Цезарея;
3. A. ad. Meandrum, город в Карий, построенный Антиохом I Сотером на месте древнего Пифополя.
?????????,
1. A. Epidaphnes (?? ????? ??????), названная так от близлежащей рощи, столица Сирийского царства, находившаяся в плодородной местности на Оронте в 120 стадиях от моря; основанный Селевком Никатором в честь отца его Антиоха, город быстро разросся и заключал в себе 4 части, отделенные одна от другой стенами. И в христианские времена эта А. знаменита как местопребывание патриархов; здесь же в 3 и 4 вв. собиралось несколько соборов. После разорения А. персидским царем Хозроем (540 г.) Юстиниан снова восстановил ее под именем Феуполя. А. (н. Антакия) была родиной Аммиана Марцеллина, Либания, Св. Иоанна Златоуста и Евагрия;
2. A. Pisidiae на границе Фригии, построенная жителями примеандрской Магнесии, знаменита святилищем фригийского божества ???? ????????; как римская колония, называлась Цезарея;
3. A. ad. Meandrum, город в Карий, построенный Антиохом I Сотером на месте древнего Пифополя.
АНТИОХИЯ
´Antioxeia) на Оронте (совр. - Антакья, Antakya) - город в Др. Сирии. Осн. Селевком I Никатором в 300 до н. э. и назван им по имени отца. Одна из столиц державы Селевкидов, а после 64 до н. э. - резиденция наместника рим. провинции Сирии. В 6-7 вв. н. э. входила в состав Византии. Была крупным торг.-ремесленным городом, расположенным на стыке караванных путей. Город славился роскошными постройками, широкими улицами, освещавшимися по ночам, мусейоном и предместьем Дафной. Население А. неоднократно восставало против рим. власти. А. - один из очагов раннего христианства. Была разрушена в 538 иран. шахом Хосровом I Ануширваном, в меньших размерах восстановлена Юстинианом (527-565). В 637-969 находилась под властью арабов. В 1098-1268 - центр Антиохийского княжества, в 13-15 вв. - под властью мамлюков; в 1516 завоевана турками и с этого времени наз. Антакья. В 1932 были произведены раскопки невосстановленной в 6 в. части А. Лит.: Моммзен Т., История Рима, пер. с нем., т. 5, М., 1949, с. 408-15; Antioch on-the-Orontes, ed. by R. Stillwell, (v.) 1-4, Princeton, 1934-52.
Антиохия
греч. Antiocheia)
на Оронте (ныне Антакия) - город, основанный Селевком I Никатором в 300 г. до н.э. после битвы при Ипсе в честь своего отца Антиоха. Столица гос-ва Селевкидов по своему богатству и блеску сравнивалась с Александрией, Римом и Византией. В римское время (с 64 г. до н.э.) А. - резиденция наместников Сирии, позднее - одна из резиденций императоров. Особое значение имела как город христианства. Здесь впервые появился термин «христиане», проповедовали апостолы Павел и Петр. В 540 г. А. была завоевана царем Сасанидов Хосроем I. Название «Антиохия» носили также 6 городов в Малой Азии, город в Сев. Парфии (нынешний Мерв), гавань в Индии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
эллинистический город на р. Оронт (Сирия), заложенный царем Селевком I в 300 до н. э.; распланирован по системе Гипподама. Один из гл. эконом., культ., худож. центров Бл. Востока, с многочисл. храмами, термами, б-кой, ипподромом, от к-рых остались лишь нижние ряды кладок стен. Знаменита великолепными мозаиками, украшавшими полы жилых и обществ, сооружений.
Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985, 27 - 30; /24,138-142.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
на Оронте (ныне Антакия) - город, основанный Селевком I Никатором в 300 г. до н.э. после битвы при Ипсе в честь своего отца Антиоха. Столица гос-ва Селевкидов по своему богатству и блеску сравнивалась с Александрией, Римом и Византией. В римское время (с 64 г. до н.э.) А. - резиденция наместников Сирии, позднее - одна из резиденций императоров. Особое значение имела как город христианства. Здесь впервые появился термин «христиане», проповедовали апостолы Павел и Петр. В 540 г. А. была завоевана царем Сасанидов Хосроем I. Название «Антиохия» носили также 6 городов в Малой Азии, город в Сев. Парфии (нынешний Мерв), гавань в Индии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
эллинистический город на р. Оронт (Сирия), заложенный царем Селевком I в 300 до н. э.; распланирован по системе Гипподама. Один из гл. эконом., культ., худож. центров Бл. Востока, с многочисл. храмами, термами, б-кой, ипподромом, от к-рых остались лишь нижние ряды кладок стен. Знаменита великолепными мозаиками, украшавшими полы жилых и обществ, сооружений.
Лит.: Чубова А. П. и др. Искусство Восточного Средиземноморья. М., 1985, 27 - 30; /24,138-142.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Антиохия
название двух городов, которые встречаются в Нов. Завете. 1) расположен на реке Оронте, около 40 километров от ее впадения в море. Он основан Селевком Никатором в 300 году до Р. Хр. и назван по имени его отца Антиоха. Этот город был столицей Сирийского царства во время селевкидов, до 64 г. до Р. Хр., после чего он подпал под власть римлян. В 637 г. он был взят калифом Омаром. Во время крестовых походов Антиохия была столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) и в 1516 г. подпала под власть турок. Город славился культурой, торговлей, богатством и одно время был третьим городом Римской империи; был расположен в красивой местности, около гор, с которых стекало много потоков, и окружен кипарисовыми рощами. О величине его можно судить из того, что при .землетрясении в 115 г. по Р. Хр. погибло 200,000 жителей. Здесь был построен знаменитый храм Дафны в честь Апполона. Многочисленные войны и землетрясения сильно повредили городу и от прежнего великолепия осталось очень мало. Во время землетрясения в 1872 г. пол города было разрушено. Теперешняя Антиохия — маленькое местечко, названное Антакие. Здесь, после проповеди Павла и Варнавы, образовалась первая община из обращенных язычников. В Антиохии впервые ученики Иисуса стали называться христианами, и отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия (Деян. 11:20,21,26; 13:1). В позднейшие времена Антиохия сделалась знаменитым центром церковной жизни и церковной деятельности, с такими учителями, как Игнатий и Иоанн Златоуст. Патриарх Антиохийский живет теперь в Дамаске, но сохраняет прежний титул. 2) Другая Антиохия также основана Селевком Никатором, была столицей Писидии, близ нового города Яловадж. Здесь проповедывали Павел и Варнава (Деян. 13:14; 14:19,21; 2 Тим. 3:11). Эта была та Антиохия, где Павел объявил отвергавшим благовествование евреям, что теперь он обращается к язычникам (Деян. 13: 46).
АНТИОХИЯ
противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща — Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
АНТИОХИЯ
ныне Антакья на юге Турции) – город на реке Аси (древний Оронт), основанный полководцем Александра Македонского Селевком I Никатором в 312 г. до н.э. в качестве одной из столиц Селевкидского царства. Это был типичный эллинистический город с прямоугольными кварталами (отношение сторон 5 х 2), с рыночной площадью (агорой), храмами, театром, стадионом, дворцами. В римскую эпоху (с 64 г. до н.э.) Антиохия являлась резиденцией сирийских наместников (легатов) и украсилась триумфальными арками, нимфеями (II в. н.э.), дворцами с мозаичными полами, термами и акведуками. С отделением от Рима Восточной римской империи (395 г.) – позднее Византийской империи – она стала провинцией Византии, одним из крупнейших культурных и религиозных центров Сирии, Каппадокии, Палестины. С распространением христианства в Антиохии появились новые типы зданий: трехнефные базилики, перекрытые деревянными стропильными крышами или сводами, с декоративным членением стен, резными порталами (церковь Симеона Столпника, V в. и др.) и мартирии (мартирий св. Бабилы, 381 г.; мартирий, построенный в 550 – 600). На одной из мозаик второй половины V в. н.э. изображена улица Антиохии с ее портиками, общественными сооружениями (городские ворота, площадь, украшенная статуями, ипподром, бани), частными домами, на которых указаны имена их владельцев, арочным мостом через реку Оронт. Антиохийская художественная школа играла большую роль в ранневизантийский период, развив собственное направление, отличное от Константинополя. Черты эллинизма (величественность поз, жестов, реализм в деталях) сочетались с восточными приемами (фронтальность изображения, больший размер главных персонажей по сравнению с второстепенными, попарное расположение зверей и птиц, экспрессивный стиль) в таких памятниках, как мозаичные полы III – IV вв., пластинки слоновой кости с евангельскими сценами, металлические ампулы, наполненные елеем или водой из реки Иордан, керамические блюда и плоские чаши с вдавленными изображениями на дне, миниатюры в Евангелии Рабулы, созданном на территории восточной Сирии в 586 г., и в Таблицах Канона (после 862 г.). Наряду с Александрией и Константинополем Антиохия являлась центром изготовления разнообразных тканей, начиная с грубой мешковины и кончая тончайшим шелком (с VI в.). В вопросах веры высшее духовенство Антиохии придерживалось буквального понимания Ветхого и Нового заветов и отрицательно относилось к античной науке. Антиохия являлась митрополией – местом, где происходили епископские съезды. Вплоть до XII в. антиохийский престол во главе с архиепископом (наиболее уважаемым епископом, которого с IV в. стали называть патриархом) существовал самостоятельно наряду с Константинопольским. Антиохийская космогоническая школа разрабатывала географические вопросы, исходя из Библии: над плоской землей поднимается куполообразное твердое небо с двумя сферами, между которыми расположены небесные воды и океан, окружающий со всех сторон сушу. Подобной точки зрения придерживались Ефрем Сирин, ПсевдоКесарий, Феодорит, Косьма Индикоплов, последователь и популяризатор основных положений антиохийской школы. Антиохийские богословы занимались разработкой местонахождения Рая, считая океан устьем райской реки – источника всей воды на земле. В школах Антиохии (философской, грамматической и риторической) учились историки Иоанн Марцеллин и Иоанн Малала, один из знаменитейших ораторов средневековья Иоанн Златоуст, основоположник несторианства пресвитер Несторий, Иоанн Антиохийский и многие другие. В 538 г. город был разрушен персидским царем Хосровом I, но восстановлен в меньших размерах Юстинианом I. В 1516 г. Антиохия была завоевана турками.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012