АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА
antonello da messina) (ок. 1430, Мессина, о. Сицилия – 1479, там же), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Биографических сведений о нем почти не сохранилось. В 1450 г. переехал в Неаполь, где познакомился с произведениями нидерландских мастеров Я. ван Эйка, Р. ван дер Вейдена и П. Кристуса, находившимися в коллекции Арагонского короля Альфонса, и был поражен возможностями масляной живописи. Согласно Дж. Вазари, совершил путешествие в Нидерланды с целью узнать секрет новой, еще неизвестной в Италии техники; однако этот факт не доказан. Кто обучал Антонелло масляной живописи, остается пока неустановленным; но именно Мессина первым из итальянских живописцев познакомил своих соотечественников со светоносным сиянием масляных красок, положив начало новому направлению западноевропейского искусства.
Антонелло был одним из самых значительных портретистов Раннего Возрождения. Своих героев он обычно писал крупным планом, погрудно, на темном фоне. Они предстают в трехчетвертном развороте, как в портретах нидерландских мастеров. В «Мужском портрете» (ок. 1474–75) умное лицо изображенного излучает энергию, зритель ощущает напряженность духовной жизни представленного мужчины. Портреты Антонелло привлекают своей камерностью, приближенностью к зрителю, гладкой, словно «нерукотворной», поверхностью. В картине «Се человек» (ок. 1473 г.) художник заставляет зрителя почувствовать всю нестерпимость мук Иисуса. Нагой Христос, с веревкой вокруг шеи и слезами на лице, пристально смотрит на нас.
На смену символике иконы приходит стремление передать реальность физического и психологического состояния страдающего Спасителя. Картина «Св. Иероним в келье» по замыслу и виртуозной передаче пространства намного опережает свое время. Стены тесной пещерной кельи словно чудом раздвигаются, и зритель видит святого за чтением в отделанном деревом кабинете внутри просторного готического храма. Изображение обрамлено аркой. Бордюр на переднем плане отделяет чудесное пространство от пространства зрителя. Детали переданы с такой точностью, которой можно достичь, только нанося очень жидкую масляную краскутончайшей кистью. Это не случайно: каждый предмет несет в себе скрытый символ (например, белое полотенце означает чистоту помыслов). Новизна картины также – в невиданном дотоле единстве света и воздушной среды. В картине «Св. Себастьян» (1476) Антонелло словно состязается с художниками из Флоренции в мастерстве передачи линейной перспективы и обнаженного, героически прекрасного тела. Низкая линия горизонта придает фигуре святого монументальность. Зритель смотрит на него снизу вверх, словно находясь у подножия памятника. Фигура Себастьяна возвышается над площадью, вознесшись главою до самого неба, куда устремлен взгляд святого. Он предстает в картине в момент своей мученической смерти. Его тело пронзают стрелы, но поза мученика спокойна, а черты лица не искажены страданием – вера дарует святому победу над болью и смертью. Событие времен раннего христианства художник переносит на площадь итальянского города эпохи Возрождения, где беседуют стражники и женщины с детьми гуляют среди пышных дворцов. Так событие Священной истории приближается к современности, а окружающая художника реальность возвышается сопричастностью Вечности.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Антонелло да Мессина
Antonello da Messina) Ок. 1430, Мессина — 1479, Мессина. Итальянский живописец. Учился ок. 1445—1455 в Неаполе у Колантинио. Работал в Мессине и других городах Сицилии и Южной Италии. В 1475—1476 работал в Венеции. Один из ведущих итальянских живописцев Раннего Возрождения, Антонелло да Мессина прошел необычный путь творческого формирования. Выходец из провинциальной школы, мало связанной с ведущими художественными центрами Италии, ориентированной в большей мере на мастеров т. н. "средиземноморского Ренессанса" (Южной Франции, Прованса, Каталонии) и на нидерландскую живопись. В то же время в годы учебы в Неаполе Антонелло да Мессина мог соприкоснуться с широким спектром разнородных и ярких художественных явлений — от памятников искусства 1-й трети XIV в., включавших росписи главы римской школы Каваллини и монументальную скульптуру сиенца Тино де Камаино, до находившихся в Неаполе в середине XV в. работ ведущих нидерландских мастеров Я. ван Эйка, П. Кристуса, Р. ван дер Вейдена; годы учебы Антонелло да Мессины в Неаполе совпали с пребыванием здесь Пизанелло (1449—1450) и работой группы скульпторов Северной и Центральной Италии над декором арки короля Альфонса Арагонского. Немаловажное значение для творческого формирования Антонелло да Мессины могло иметь и то, что Неаполь середины XV в. стал одним из крупнейших центров гуманистической мысли; при дворе Альфонса Арагонского работали ведущие гуманисты Италии. Наконец, работы Антонелло да Мессина свидетельствуют о его знакомстве с творчеством Пьеро делла Франческа. Искусство Антонелло да Мессины органически соединило в себе гуманистическую основу итальянского Раннего Возрождения — антропоцентризм, классическое начало, тяготение к большой форме — с опытом и завоеваниями нидерландской школы. Северные акценты особенно очевидны в приписываемых ему ранних работах, самой достоверной из которых является небольшая картина Распятие (ок. 1455, Бухарест, Музей искусств). Но они отчетливо сказываются и в работах времени творческой зрелости (2-я пол. 1460-х — 1470-е), таких как Христос Спаситель (1465, Лондон, Нац. галерея); варианты композиции "Се Человек" (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен; ок. 1473, Пьяченца, Гор. музей; ок. 1474, Генуя, Нац. галерея Спинола); Благовещение (ок. 1474, Сиракузы, Нац. музей); два варианта Распятия (ок. 1475, Антверпен, Королевский музей изящных искусств; ок. 1475); Св. Иероним в келье (ок. 1465, оба — Лондон, Нац. галерея) и др. В работах северных, в первую очередь нидерландских, мастеров художник воспринял ряд иконографических схем и образных акцентов (образ страдающего Христа), внимание к миру "малых вещей", поиски поэтического единства микромира и макромира, открытие красоты зеленых пейзажных далей и самостоятельной жизни света. Знакомство с нидерландской живописью побудило Антонелло да Мессину перейти от традиционной для Италии техники темперы к масляным краскам. В то же время традиции нидерландского искусства преломлены у Антонелло да Мессины через гуманистическое мировосприятие итальянского Возрождения, стремление к упорядоченности, стройной архитектонике композиции, ясности пространственной структуры, тяготение к монументализации и обобщенности форм. Образ мира в его картинах определяют, прежде всего, данные крупным планом, наделенные значительностью, духовной силой, полнотой жизни фигуры его персонажей. Эти начала, свойственные всем его работам, особенно полно проявляются в ряде картин середины 1470-х, таких как сохранившийся в виде трех фрагментов монументальный Алтарь Сан Кассиано (ок. 1475—1476, Вена, Музей истории искусства), Св. Себастьян (ок. 1475—1476, Дрезден, Картинная галерея), Мадонна Аннунциата (ок. 1475, Палермо, Гор. музей). В творческом наследии Антонелло да Мессина исключительно важное место занимает портретный жанр, к которому он особенно часто обращался в 1470-е: Мужской портрет (ок. 1470, Филадельфия, Музей искусств, Юноша (ок. 1470, Нью-Йорк, музей Метрополитен), т. н. Автопортрет (ок. 1473, Лондон, Нац. галерея), Мужской портрет (ок. 1474—1475, Рим, галерея Боргезе), т. н. Кондотьер (1475, Париж, Лувр), Мужской портрет (1476, Турин, Гор. музей) и др. Творческий облик Антонелло-портретиста, одного из ведущих мастеров этого жанра в Италии XV в., сложился под существенным воздействием нидерландского живописного портрета, о чем свидетельствуют излюбленные им трехчетвертной поворот фигуры, темный, нейтральный фон, скрупулезная, вплоть до мельчайших деталей, тщательность передачи физиономических особенностей лица модели. В то же время портреты Антонелло да Мессины проникнуты гуманистическими представлениями о яркости, значительности, активности личности. Художник строит композицию этих небольших, меньше натуры, изображений на крупных массах, энергичных цветовых акцентах, сочетании темных тонов фона с насыщенно-яркими тонами куртки или головного убора, светлыми красками лица; он лепит формы большими массами света и теней, подчеркивает яркую характерность лиц, живость взглядов, активность внутреннего состояния. Антонелло да Мессина оказал существенное влияние на развитие итальянской живописи, особенно на формирование венецианской живописной школы, творчество Джованни Беллини, Альвизе Виварини и других венецианских мастеров.
Лит.: Лазарев В. Н. Антонелло да Мессина // Старые итальянские мастера. М., 1972; Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. М., 1981; Bottari S. Antonello da Messina. Messina; Milano, 1939; Lauts J. Antonello da Messina. Wien, 1940; Causa R. Antonello. Milano, 1964.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006