Антоний , архиепископ Новгородский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Антоний (Добрыня Ядрейкович), архиепископ Новгородский
Антоний (в миру Добрыня Ядрейкович) (ум. 1232 г.) – архиепископ Новгородский, автор «Книги Паломник». Скудные биографические сведения о нем имеются в НIЛ: под 1211 г. упоминается, что Добрыня привез из Константинополя «гроб господень» (?) и постригся в Хутынском монастыре, после чего был поставлен архиепископом. В 1219 г. его сменил на престоле изгнанный прежде архиепископ Митрофан, а А. стал епископом в Перемышле. В 1225–1228 гг. А. вновь архиепископ новгородский, но затем заболевает, теряет дар речи и уходит в Хутынский монастырь, где и умирает 8 октября (сведения о годах жизни и священстве А. в погодных статьях и в статье 1232 г. НIЛ, где подводится итог его, деятельности, расходятся).
«Книга Паломник», известная в двух редакциях, повествует о святынях и достопримечательностях византийской столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 г., поэтому исследователи полагают, что путешествие Добрыни в Константинополь произошло в 1200 г. Обе редакции «Книги Паломник» – авторские. В первой из них нет упоминания о латинянах; вторая, отрывочная, завершается известием о разграблении царьградских святынь латинянами. Для «книги» характерна лаконичность изложения, обилие легенд, восходящих к устным преданиям.
В рукописных сборниках «книга» нередко соседствует с Хождением Даниила игумена. Все сохранившиеся 9 списков – позднего происхождения (XVI–XVII вв.) и дают весьма гипотетическое представление о первоначальном тексте. X. М. Лопарев предложил реконструкцию текста исходя из топографии Константинополя; он считал, что А. совершил два хождения – одно до захвата Константинополя крестоносцами, другое после него. Историки Византии давно оценили памятник как источник для изучения русско-византийских связей нач. XIII в., ретроспективно касающийся и более раннего периода взаимоотношений Руси и Византии (например, даров кн. Ольги, посольства волынского князя Романа и др.).
Изд.: Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. Савваитова, СПб., 1872, стб. 13–54, 55–174; Срезневский. Сведения и заметки, № 60, с. 340–352; латинский и французский переводы по изданиям Савваитова и Срезневского: Liber qui dicitur Peregrinus, seu Descriptio ss. locorum Ceesareae civitatis. – In: Exuviae sacrae Constantinopolitanae; fasciculus documentorum minorum ad byzantina lipsana in Occidentem seeculo XIII translata spectantium et historiam quarti belli sacri imperiique gallograeci illustrantium. Genevae, 1878, 2, p. 218–230 (лат. пер.); Antoine archev. de Novgorod. Le livre du p?lerin. – In: Itineraires russes en Orient / Trad. pour la Soci?t? de 1’Orient Latin par M-me B. de Khitrowo. Gen?ve, 1889, 1, p. 87–111 (фр. пер.); Лопарев X. М. 1) Новый список Описания Цареграда Антония Новгородского. – Библиограф, 1888, № 12, с. 380–392; 2) Описание рукописей имп. ОЛДП. СПб., 1893, ч. 2, с. 385–388; 3) Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского в 1200 г. / Под редакцией X. М. Лопарева. – ППС. 1899, вып. 51, с. 1–39, 71–94; Белоброва О. А. О «Книге Паломник» Антония Новгородского. – В кн.: Византийские очерки. М., 1977, с. 225–235.
Лит.: Прозоровский Д. И. О родословии св. Антония, архиеп. Новгородского. Б. м., б. г.; Путешествие Новгородского архиеп. Антония в Царьград в конце 12-го столетия / С предисл. и примеч. П. И. Савваитова. СПб., 1872; Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной русской литературе. I. Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда. – СОРЯС, 1890, т. 51, № 4, с. 3–11; Яцимирский А. И. Новые данные о хождении архиепископа Антония в Царьград. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 223–264; Айналов Д. В. 1) Дар святой Ольги в ризницу святой Софии в Царьграде. – Тр. Археол. съезда в Харькове. М., 1905, т. 3, с. 1–4; 2) Примечания к тексту Книги Паломник Антония Новгородца. – ЖМНП, 1906, июнь, с. 233–276; 1908, ноябрь, с. 81–106; 3) Два примечания к тексту Антония Новгородского. – В кн.: Сб. статей в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1912, с. 181–186; Сперанский М. Н. Из старинной новгородской литературы XIV в. Л., 1934, с. 84–85; 88 и др.; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия. – В кн.: История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1. Литература XI – нач. XIII в., гл. VIII, с. 373–374; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв. – Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. М., 1970, № 363, с. 64–95; Белоброва О. А. «Книга Паломник» Антония Новгородского: (К изучению текста). – ТОДРЛ, 1974, т. 29, с. 178–185.
Доп.: Seemann К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. M?nchen, 1976, S. 213–221, 413, 449–450.
О. А. Белоброва

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987

Антоний, архиепископ новгородский

— в последних годах XII или в первых XIII в. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х гг. преподобным Варламом Хутынским, Будучи еще мирянином, как светский паломник, нося тогда имя Добрыни Андрейковича, отправился в Царьград и к Св. местам и оставил после себя весьма любопытные записки о своем путешествии. По возвращении выбран вместо изгнанного владыки Митрофана архиепископом Новгородским (1212); с 1219 г. по восстановлении предшественника удалился в Перемышль-Галицкий на епископство, в 1225 вновь восстановлен, в 1228 г. удалился на Хутынь, где † 8 окт. 1233 г. В своих записках он помещает все, "что поразило его любопытство"; в особенности же важно его описание Софийского собора и сокровищ, которые потом были расхищены крестоносцами. Сличение сказания Антония о Софийском храме с другими описаниями этого храма от времени взятия Константинополя латынянами и более раннего удостоверяет еще более его важность; из всех до сих пор найденных описаний этого знаменитого храма — после описаний Прокопия и Павла Силенциария — до разграбления его западными христианами одна только книга Константина Порфирородного, "Еθεσις της Вασιλειоςτάξεως", может сравниться с записками А. по богатству представленного в ней исторически-археологического материала. Существуют два списка этого путешествия: один в 1834 г. найден П. М. Строевым в сборнике XV-XVI в. и издан П. И. Савваитовым, второй же находится в сборнике XVII в., названном "Собранием древних рукописей" и принадлежащем копенгагенской библиотеке; он издан И. И. Срезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках" под заглавием "Сказание о Софийском храме Царя-града в XII в".


{Брокгауз}





Антоний, архиепископ Новгородский


(Добрыня Ядрейкович) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.


† 1232, память 8 октября, 10 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.


Происходил из местных именитых людей.


В1201 году совершил паломничество в Константинополь. По возвращении в Новгород принял монашество в Хутынском монастыре.


В 1212 году избран новгородцами архиепископом и отправлен в Киев на посвящение.


В 1218 году переведен на Перемышльскую кафедру.


В 1225 году снова возвращен в Новгород.


В 1228 году по болезни оставил кафедру и удалился в Хутынский монастырь. По требованию новгородцев в этом же году снова возвращен на Новгородскую кафедру, немой и параличный.


В 1229 году уволен на покой.


Скончался 8 октября 1232 года. Погребен в притворе новгородского Софийского собора.


Основными качествами духовно-нравственного облика святителя Антония были следующие: благочестие, миротворчество, любовь к подвижникам благочестия и храмозданию, недоверию своему разуму, значительное для своего времени образование. Свидетельством последнего служило замечательное по обилию историко-археологического материала описание его путешествия в Константинополь, особенно описание Софийского собора и его сокровищ.


О благочестии святителя в литературе только упоминается, а в чем именно проявилось оно в деятельности епископа — неизвестно.


О его любви к храмозданию говорит тот факт, что первым делом его по приезде в Новгород была перестройка храма в честь преподобного Антония вместо палат своего предшественника. Кроме того им была построена церковь во имя святой великомученицы Варвары.


Наиболее ярко проявился в нем дух миротворчества. Время, в которое святительствовал преосвященный Антоний, было самым смутным временем для Новгорода, который колебался тогда между князьями Южной Руси и великим князем Владимирским. Частые смуты происходили и в самом Новгороде. В это-то время святитель и явил дух миротворчества. Он всеми силами стремился умиротворить враждующие стороны, чего, конечно, и достиг, хотя и с трудом.


О его любви к подвижникам благочестия и о недоверии своему разуму говорит тесная или, лучше сказать, духовная дружба с преподобным Варлаамом Хутынским (память 6/19 ноября), которого владыка Антоний часто посещал, долгое время проводил в беседах и почти ничего не делал без его совета.


К местному почитанию архиепископ Антоний был причислен, вероятно в 1439 году, когда Новгородский святитель Евфимий установил празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе. Местная канонизация была подтверждена включением имени архиепископа Антония в Собор Новгородских святых, установленный 10 июля 1981 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова).


Труды:


Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г. // Под ред. X. М. Лопарева // Православный палестинский сборник. — СПб., 1899, вып. 51, с. 1—39, 71—94.


Литература:


Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, с. 116. Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. — Казань, 1870—1891, т. 1, с. 391—392. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 36. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 597, 599.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1406. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. — СПб., 1889—1904, т. 1, с. 636—637. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 40.


Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 38. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1863, тт. 1, 3, 4, 5, 7 (по указат., с. 36). Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 188.


Православный собеседник. — Казань, 1891, т. 4, с. 56.


Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 705.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 858. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 214.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.





Антоний, архиепископ Новгородский


(в миру Добрыня Андрейкович или Ядрейкович) — род. в 12 в., ум. в 1233. В 1212 был избран архиепископом Новгородским, являлся ставленником демократической партии, захватившей в Новгороде власть в 1209—10. В 1218 был устранен от кафедры, вновь получил ее в 1228. Еще будучи мирянином, в начале 13 в. отправился в Царьград и оставил любопытные записки о своем путешествии, особо ценные подробным описанием Софийского собора до его разгрома крестоносцами.



Лит.: Лопарев, X. М., "Книга Паломник. Сказание мест святых во Цареграде, Антония архиеп. новгородского в 1200 г.", СПб, 1899 ("Прав. Палест. Сборник", т. XVII, в. 3, стр. 14—111).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008