Антоний, епископ Вологодский
Житие Герасима Болдинского, написанное А., содержит много фактических сведений из жизни основателя Болдинского монастыря. Однако стремление писателя соблюсти канон житийного жанра заставляет его обращаться к греческим образцам, в результате чего в его произведении появились эпизоды, явно написанные под влиянием Жития Герасима Иорданского.
Житие Герасима Болдинского дошло в небольшом числе списков; одним из близких оригиналу, видимо, является список 1686 г. в рук. ГБЛ, собр. Ундольского, № 600. На основании жития, написанного А., позднее была составлена другая редакция, более краткая в целом, но с более подробными известиями о Сверковом монастыре (сохранилась в рук. ГПБ, собр. Погодина, № 711). Житие не было издано, пересказ его есть в кн.: Филарет. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882, под 1 мая.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 304–305, 332; Барсуков. Источники агиографии, стб. 125–126; Филарет. Обзор, с. 165; Кадлубовский Арс. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 284–294.
Р. П. Дмитриева
— святитель, епископ Вологодский.
† 1588, память 26 октября/8 ноября, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых.
О святителе Антонии сохранилось немного сведений. Известно, что он был учеником преподобного Герасима Болдинского (память 1/14 мая), основателя Дорогобужского Болдина Троицкого монастыря. Воспитан он был в духе благочестия и строгой монашеской жизни.
Между 1569 и 1585 годами управлял Дорогобужским монастырем в сане игумена.
11 октября 1586 года (по Строеву — 1585 года) хиротонисан во епископа Вологодского. Святительствовал всего два года. "Но, — как передает жизнеописатель святителя Антония, — и в это непродолжительное время он своей отеческой заботой о благе пасомых, тихостью нрава и кротостью обращения, нелицемерным правосудием, радушием и милосердием к бедным снискал у всех большую любовь и уважение".
По благословению святителя Антония основана Владимирская пустынь на месте явления иконы Божией Матери поселянину Илариону (позднее иноку Иосифу).
Будучи уже в полном изнеможении, святитель Антоний совершил освящение Вологодского Софийского собора. До последнего дня он не пропускал ни одной церковной службы, что свидетельствовало о его большой любви к молитве и о неутомимости.
В последний день своей жизни святитель Антоний облачился сам во все святительские одежды, преподал в них благословение, поцеловал святые иконы и престол, приобщился Святых Христовых Тайн и, пришедши в свою келью, возлег на одр, продолжая принимать и благословлять всех приходящих к нему. И так с благословляющею рукою почил о Господе.
Скончался 26 октября 1588 года (по Строеву — 1587 года).
Кончина святителя Антония была величайшею потерею и печалью для всех.
Погребен он в Вологодском Софийском соборе у северной стены. В рукописной книге "Житие вологодских чудотворцев", хранившейся в соборе, было сказано, что "от честнаго его гроба верные исцеления приемлют и доныне, всяким недугом одержимые, молитвами святителя".
По сообщению инока Болдиной обители Дионисия, святитель Антоний вместе с преподобным Герасимом явились ему во время болезни и отогнали от него темные силы — и болезнь оставила его.
8 1841 году имя святителя Антония было включено в Собор Вологодских святых, установленный по благословению епископа Вологодского Иннокентия (Борисова).
9 сентября 1998 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены мощи святителя Антония и 26 сентября перенесены из Софийского собора в храм святителя Николая во Владычной слободе Вологды.
Литература:
Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 363—364. Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедрального Софийского собора. — М., 1863, с. 173—175.
Верюжский И. П., священник. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых. — Вологда, 1880, с. 497, 498.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 43. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 316.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 597, 730.
Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. — М., 1877, с. 4.
Житие Вологодских чудотворцев (рукописная книга).
Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 10, с. 55.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии иархиереи. — М., 1888, с. 47.
Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902, т. 2, с. 548, 549.
Непеин С, священник. Вологодская Владимирская Заоникиевская пустынь // Русский паломник. — 1908, № 8, с. 123—126. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 80.