АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ
Источник: Краткий православный словарь.
(в миру Алексей Павлович, род. в 1863 г.) — духовный писатель; образование получил в С.-Петербургской дух. академии. Был ректором Московской и Казанской дух. акад. и епископом уфимским; с 1902 г. епископ волынский и житомирский. Главные труды А.: "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (СПб., 1887; 2 изд. ib., 1888, магист. диссерт.); "Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым" (СПб., 1890); "Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого" (изд. 2, СПб., 1891); "Нравственная идея догмата Пресв. Троицы" (изд. 2, Казань, 1898); "Из чтений по пастырскому богословию" (Казань, 1896); "Лекции по пастырскому богословию" (ib., 1900); "Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии" (Казань, 1897); "Значение молитвы для пастыря церкви" (ib., 1897). В 1900 г. издано в Казани "Полное Собрание Сочинений" А.
{Брокгауз}
Антоний Храповицкий
(в миру Алексей Павлович, р. 1864) — митрополит, идеолог "воинствующего монашества", оставляющего монастырский затвор для административной работы, глава самого правого течения в русской церкви. Сын новгородского помещика генерала, А. еще студентом, духовной академии принял монашество и после нескольких лет профессуры в духовных академиях отдался исключительно публицистической работе. В период между двумя русскими революциями (1905 и 1917) А. — епископ в разных, епархиях Украины (волынский), один из виднейших вдохновителей реакционной: политики последнего Романова и самый тупой русификатор. После Февральской революции 1917, А. пришлось оставить, епископскую кафедру в Харькове. С развитием революции, когда все несомненнее становилась неизбежность выступления пролетарских масс, отношение буржуазии к А., резко отрицательное при царизме, меняется: сторонник необходимости "единой главы" церкви еще при самодержавии, А. выдвигается как один из трех кандидатов в патриархи на поместном церковном соборе 1917 в Москве и получает большинство голосов. Решение собора восстановить древний обычай и поручить окончательный выбор богу, попросту говоря, бросить жребий, помешало стать А. патриархом. В эпоху гражданской войны 1918—21 А. возвращен Деникиным в Харьков, и энергично организует на Украине, особенно среди духовенства, монархические ячейки. После поражения "белых" А. бежал за границу и в Юго-Славии (в Карловичах) был одним из организаторов съезда монархистов, провозгласившего восстановление монархии в России, что вызвало насмешки даже среди белогвардейцев. Как церковный писатель, А. полемизировал с Влад. Соловьевым и Л. Толстым.
Лит.
: Введенский, А., Церковь и государство в их взаимных отношениях 1917—1922, М., 1923; Обвинительное заключение по делу быв. патриарха Тихона, М., 1923; Переписка А. с Б. В. Никольским, "Былое", 1922, № 21.С. У.
(в миру Алексей Павлович) [17(29).03.1863 — 10.08.1936] — церковный деятель, митрополит, богослов, философ. Род. в с. Ватагино Новгородской губ.; из дворян. Как сообщает Г.В.Флоровский, в Дух. академию X. "пришел из светской школы, в настроениях религ. славянофильства, под влиянием Достоевского и с уже сложившимся решением встать на пастырский путь". Имея значительный интерес к филос., X. стремился "сомкнуть веру и филос". Его магистерская дисс. — "Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности" (1887). Занимался публицистической деятельностью. В очень молодые годы (1892) был назначен ректором Моск. Дух. академии. Епископ Чебоксарский (с 1897), Чистопольский (с 1899), Уфимский (с 1900), Волынский (с 1902); архиепископ Харьковский и Ахтырский (с 1914); митрополит Киевский и Галицкий (с 1917), член Гос. совета и постоянный член Святейшего Синода (1906—1907, 1912). Его биограф Р.Южаков пишет, что Х.(А.) "самый образованный и популярный иерарх Рус. Церкви, учитель и дух. авторитет известнейших церковных деятелей XX в., таких как митрополит Петр (Полянский), Евлогий (Георгиевский), Сергий (Старогородский)", и т.д. Друг и единомышленник, а затем непримиримый оппонент Вл. Соловьева. Делегат на Всеросс. поместный собор Рус. православной церкви 1917—1918 от ученого монашества; товарищ предс. собора ("РЗ". С.41). Эмигрировал в 1920 в Константинополь, переехал в Сербию. В соответствии с указом Патриарха Тихона в ноябре 1920 X. был избран главой Высшего церковного управления, вокруг к-рого объединялись все рус. архиереи вне пределов России. По мнению Флоровского, он "не был исследователем, не был ученым. Но у него всегда были свои мысли, и мысли живые, и у него был особый дар их передавать или внушать" ("ПРБ". С.427). Характеризуя собственно филос. взгляды X., В.В.Зеньковский пишет, что уже в магистерской дисс. сказался характерный для него антропологизм. Все его творч. мысли и построения настолько связаны с темой человека, что даже в чисто богосл. вопросы он вносил все ту же антропоцентрическую установку. Критикуя натурализм, X. пишет о "политеизме законов природы" (своеобразное религ. поклонение законам природы в науке); защищая теистическую доктрину, говорит об имманентности Бога миру: "представляя Бога имманентным миру, мы приняли не самый пантеизм, а ту частицу правды, к-рая содержится в нем. Теизм перестанет быть теизмом и становится пантеизмом не через внедрение Бога в мир, а через отрицание жизни в Боге",— когда начало жизни присваивается только миру, а Божество мыслится статически. Подчеркивая односторонность "статической категории сущности", X. утверждал, что "Бог, оставаясь субъектом всех физ. явлений, предоставил самостоятельное бытие субъектам явлений нравственных". Собственную позицию характеризовал как нравств. монизм, предполагающий, что свобода индивидуальных душ потому не нарушает единства бытия, что свобода присуща лишь "субъектам нравственных явлений", т. е. существам, движимым любовью. Для своеобразного персонализма X. характерно применение к человеку фундам. для христологии различения понятия личности и понятия природы (в человеке), или "человеч. естества": "Разделение в нас лица и естества не есть нечто непонятное и отвлеченное, но истина, прямо подтверждаемая самонаблюдением и опытом". "Надо отвергнуть,— считал он,— представление о каждой личности как законченном, самозамкнутом целом, и поискать, нет ли у всех людей одного общего корня, в к-ром бы сохранилось единство нашей природы и по отношению к к-рому каждая отдельная душа является разветвлением, хотя бы обладающим и самостоятельностью и свободой". Именно по причине единства человеч. естества "одна личность может вливать непосредственно в др. часть своего содержания". В "Статьях по пастырскому богословию" X., предвосхищая будущие построения С.Л.Франка, настаивает на том, что при дух. созревании человека его личное "я" всегда и во всем заменяется на "мы". Согласно X., только в Церкви "другие — как "не-я" — перестают быть противоположными мне, моему "я"; и здесь свобода каждой личности совмещается — вопреки пантеизму—с метафиз. единством их бытия". Высказывая предположение, что ослабление непосредственного противопоставления "я" и "не-я" способно видоизменять осн. свойства человеч. самосознания, X. утверждал, что "закон нашей личной обособленности есть закон не безусловный, не первозданный, но закон сознания падшего". Семнадцать томов трудов X. опубликовано в 1950—1960 в Нью-Йорке.
Соч.
: Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл.Соловьевым. СПб., 1890; Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии. Казань, 1897; Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы. Казань, 1898; Чем отличается православная вера от западных исповеданий. СПб., 1901; Полн. собр. соч. Т.1—3. Казань, 1909 (2-е изд.-Киев, 1911 (Т.1—3), 1917 (Т.4); Церковное учение о Св. Духе. Париж, 1926; Исповедь. Варшава, 1928; Творения Св. an. Иоанна Богослова. Варшава, 1928; Пушкин как православный христианин. Белград, 1929; Избранные соч. Белград, 1935; Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов. Париж, 1963; Слова, беседы, речи. Париж, 1968; Словарь к творениям Достоевского. Париж, 1980; Письма. Париж, 1988; Не должно отчаиваться. Словарь к творениям Достоевского // Москва. М., 1991. № 11.