Антоний – иеромонах ярославского Спасо-Преображенского монастыря, автор одной из редакций Жития Федора Ростиславича, князя Смоленского и Ярославского, прозванного Черным (или по другим источникам – Чермным). Имя автора и место написания Жития названы в предисловии, начинающемся словами: «Елма убо божественным мужем хотяще повести написать...». Здесь же указаны и заказчики произведения – митрополит Филипп и великий князь Иван III. Создание Жития связано с историей присоединения Ярославского княжества к Московскому государству. В 1463 г. накануне потери ярославскими князьями своей самостоятельности в Ярославле при архимандрите Христофоре был создан местный культ князя Федора, умершего в 1299 г. и его сыновей Давида (ум. в 1321 г.) и Константина. Были найдены их мощи, торжественно перенесены в Спасский собор и объявлены происходящие от них чудеса. Первое чудо Жития связано с именем ростовского архиепископа Трифона, отнесшегося с недоверием к новым чудотворцам, «мня сим чудотворением игумен (Спасо-Преображенского монастыря) много богатество приобрете, еже приношаху гражане на молебствие к раце их приходяще» (см. также: ПСРЛ, СПб., 1853, т. 6, с. 185). Трифон послал в 1467 г. в Ярославль соборного протопопа Константина, который, пытаясь снять покровы с мощей, был внезапно поражен тяжкою болезнью и выздоровел только после раскаяния и молитв. По словам Жития, наказан был за неверие и Трифон; заболев, он оставил ростовскую кафедру, приехал в Спасо-Преображенский монастырь, где и умер в 1468 г. Однако стремление ярославского князя Александра Федоровича поднять престиж своего княжества авторитетом новых святых не увенчалось успехом. В 60-х гг. в Ярославле уже сидел наместник великого киязя и существовало фактически двоевластие. Автор Летописи Ермолинской, современник событий, охарактеризовал эту ситуацию с явной иронией: «Сии бо чюдотворцы явишася не на добро всем князем Ярославским, – простилися со всеми своими отчинами на век...» (ПСРЛ. СПб., 1910, т. 23, с. 157–158). После смерти в 1471 г. князя Александра Федоровича Ярославского княжество его переходит к Ивану III, а новые ярославские святые включаются в общерусский пантеон. По мнению В. О. Ключевского, А. написал Житие князя Федора между 1471 г. (о князе Александре в нем говорится как об умершем) и 1473 г. (год смерти одного из заказчиков – митрополита Филиппа). Однако Н. И. Серебрянский поставил под сомнение эту дату, обратив внимание на то, что официально заказанное сочинение А. широко распространилось только во второй половине XVI в., самый ранний его список датирован 1543 г. и не имеется ни одного списка XV в. Серебрянский считал маловероятным и официальное происхождение Жития, склоняясь к мысли, что оно написано по инициативе местного монастырского начальства где-то в конце XV в., но не позже 1573 г., когда были созданы жития князей Константина и Василия ярославских, в которых использовалось сочинение А. Предположения Серебрянского требуют дополнительных разысканий, так как нам неизвестны даты жизни А., – мог ли он писать в конце XV или даже в первой четверти XVI в.
Герой Жития князь Смоленский и Ярославский Федор Ростиславич – типичный князь времени феодальной раздробленности и первых десятилетий татарского ига. Получив в княжение Можайск, он затем поднимается по удельной лестнице и становится ярославским князем, женившись около 1267 г. на дочери покойного ярославского князя Василия Всеволодовича. В 1280 г. он становится и смоленским князем. Князь Федор стал родоначальником новой линии ярославских князей, которая впоследствии разрослась и в XV–XVI вв. насчитывала до 40 разных ветвей. Он выступал на стороне одной из княжеских коалиций конца XIII в. в борьбе за лидерство на северо-востоке русских земель и был союзником претендента на владимирский стол, а потом и великого князя Андрея Городецкого. Князь Федор принимал активное участие в феодальных усобицах, осаждал и жег русские города, прибегая к военной помощи татар. Так, в 1281 г. он совершил с татарами набег на Переяславль, а в 1295 г. сжег этот город; в 1293 г. вместе с другими князьями Федор принимает участие в страшной «Дюденевой рати», когда волжский хан Туден, сын Менгу-Тимура, опустошил северо-восточные русские города.
Известен его кровопролитный поход на Смоленск в 1296 г. В 80–90-е гг. Федор выступает верным вассалом хана Волжской орды, где он прожил примерно с 1281 по 1293 г. После смерти первой жены он женится на дочери хана Менгу-Тимура. Этот брак был разрешен константинопольским патриархом при условии, что дочь хана примет христианство. Она была крещена и получила имя Анна. В Орде родились и оба сына Федора, Давид и Константин, канонизированные вместе с Федором. В 1293/94 г. ярославцы отказались принять Федора на княжение и он завоевывает город с помощью татарского войска. (Насонов А. Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. М., 1969, с. 196).
Сочиняя Житие князя Федора, А. обратился к существовавшим ранее проложно-летописным рассказам о смерти князя (А. И. Пономарев указывает на существование такого текста в Румянцевском прологе 1462 г. (Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, вып. 2. СПб., 1896); Ключевский предполагает, что этот текст мог быть написан вскоре после смерти князя. Серебрянский приводит и более полный текст, названный им «анонимным», см.: ВМЧ, 19 сентября, стб. 1255–1261). Взятое оттуда известие о нашествии Батыя дополнено рассказом о смерти Батыя, написанным Пахомием Сербом. В предисловии к житию князя Федора А. использовал предисловие, предпосланное Пахомием Сербом житию митрополита Алексея и принадлежащее ему же предисловие к Слову о перенесении мощей митрополита Петра. Как отметили Ключевский и Серебрянский, следы этой компилятивной работы сказались в том, что в предисловие Жития князя Федора попали фрагменты, не подходящие ни к обстоятельствам написания произведения, ни к биографии князя Федора. Само же предисловие составлено в торжественном стиле, типичном для агиографии XV в., с использованием риторических оборотов («но яко богу хотящу прославити угодника своа, их же житию ангели удивишася и похвалиша, их же имена написана суть на небесех»), с примерами из священного писания, с традиционной ссылкой автора на свое «недостоинство» и «грубость».
Другим источником, сообщившим уникальные, нигде больше не встречающиеся сведения о жизни князя в Орде, исследователи считают не дошедший до нас, но отразившийся в Житии личный летописец князя Федора Черного. На этом основании Ключевский придавал Житию Федора ценность исторического источника, а А. Н. Насонов использовал Житие для установления важных реалий в политике татарских ханов в XIII в. – особое значение в этикете татарского двора имело то обстоятельство, что Федор «всегда у царя (хана) предстояще и чашю подаваше ему» и то, что царь отпустил его на Русь, дав ему в подчинение других русских бояр. С осуждением говорит А. о ярославцах, отказавшихся принять князя, и тем как бы оправдывает его обращение к военной помощи татар: «прииде с ним множство татар; и кои быша были ему обиды от гражан, и он царевым повелением мсти обиду свою, а татар отпусти в свою землю в Орду с честью великою».
В полном виде Житие Федора сопровождается тринадцатью чудесами, первое из которых – история ростовского архиепископа Трифона и протопопа Константина – входит в текст собственно Жития и вероятно принадлежит перу А.
Произведение А. пользовалось популярностью в XVI в. Рассказ о преставлении князя и Житие, написанные А., были включены в Великие Минеи Четии, но не в Софийский список, составленный Макарием еще в Новгороде, а в более поздние Успенский и Царский списки. К авторитету св. князя Федора прибегали А. М. Курбский и Иван Грозный в своей переписке, причем царь оправдывал его примером допустимость царской ярости: «И князь Федор Ростиславичь, прародитель ваш, в Смоленце на пасху колики крови пролиял есть! И во святых причитаются!» В дальнейшем Грозный упоминает исцеление царицы Анастасии от мощей князя Федора (Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979, с. 19, 385, 45, 402).
Несмотря на то что текст А. опубликован и в какой-то мере исследован, его нельзя считать изученным. Не обследованы многочисленные списки этой редакции Жития, возможно представленного различными вариантами. По наблюдению Ключевского, сочинение А. в списках выглядит очень разнообразным вследствие пропусков и сокращений. Переписчики, чувствуя близость текстов летописно-проложных рассказов о смерти князя и Жития, написанного А., объединяли их. В Степенной книге имеется переделка сочинения А. с новыми подробностями биографии князя и с указанием на то, что они взяты «в летописаниях». Серебрянский считает, что редакция Степенной книги не связана непосредственно с сочинением А., а восходит к общему для них летописному источнику. В XVII в. была составлена новая редакция Жития князя Федора. После пожара 1660 г. мощи Федора и его сыновей были перенесены и установлен новый праздник перенесения мощей 13 июля, кроме уже существовавшего дня смерти князя 19 сентября. Вероятно, по поручению архимандрита Савватия была составлена новая редакция Жития для чтения во время службы на новый праздник. Редакция 1660 г. использовала тексты А. и Степенной книги и дополнила их фрагментами из Похвального слова княгине Ольге, из житий Владимира, Бориса и Глеба; в характеристику Федора внесены отрывки из Повести о житии Александра Невского в редакции Степенной книги.
Изд.: ВМЧ. Сентябрь 19. СПб.. 1869, стб. 1261–1282; Яросл. епарх. вед., 1875, № 37, 10 сентября, ч. неофиц., с. 229–306, № 38, 17 сентября, ч. неофиц., с. 307–311.
Лит.: Жития святых российской церкви. Сентябрь. СПб., 1855, с. 233–245; Филарет. 1) Обзор... Харьков, 1859, с. 150, № 100; 2) Русские святые, чтимые всею церковью иди местно. 3-е изд. СПб., 1882, с. 80–90; Нил. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь с присовокуплением Жития...: кн. Федора, Давида и Константина. Ярославль, 1862; Ключевский. Древнерусские жития, с. 171–176; Барсуков Н. Источники агиографии, стб. 593–600; Строев П. М. Словарь, с. 21; Экземплярский А. В. 1) Ярославские владетельные князья. Ярославль, 1887, с. 13–19; 2) Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биографические очерки. СПб., 1891, т. 2, с. 73–83; Указатель к первым осми томам Полного собрания русских летописей. СПб., 1898, с. 384–385; Голубинский. История канонизации, с. 76–78; Иконников В. С. Опыт русской историографии. Киев, 1908, т. 2, кн. 1, с. 881; Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915, с. 222–225, 228–233, 234; Пресняков А. Е. Образование великорусского государства: Очерки по истории XIII–XV столетий. Пг., 1918, с. 421; Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940, с. 107; Насонов А. Н. Монголы и Русь: (История татарской политики на Руси). М.; Л., 1940, с. 40; Лурье Я. С. Из истории русского летописания конца XV в. // ТОДРЛ. М; Л., 1955, т. 11, с. 159–160, 185; Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV–XV вв. М., 1960, с. 825–830; Муравьева Л. Л. Летописание Северо-Восточной Руси конца XIII – нач. XV в. М., 1983, с. 248, 249–250; Полознев Д. Ф. Святые князья и земные страсти // Научно-атеистические исследования в музеях: Сб. научных трудов (Гос. музей истории религии и атеизма). Л., 1984, с. 52–62.
М. Д. Каган