Антоний Рафальский

Найдено 1 определение
Антоний Рафальский

(до пострижения Григорий Антонович)митрополит новгородский и с.-петербургский, род. 19-го февраля 1789 г. в с. Нуйне, Волынской губ., где отец его был приходским священником, ум. 16-го марта 1848 г. Первоначальное образование получил в соседнем с местом родины Верховском базилианском монастыре, где научился польскому и латинскому языкам. В 1800 г., по требованию епархиального начальства, поступил в Волынскую духовную семинарию, которая помещалась тогда в г. Остроге. Окончив в 1807 г. курс в классе философии, Рафальский, как лучший ученик, предназначен был для получения высшего богословского образования в Киевской духовной академии, но по болезни не поступил и потому образование его окончилось в 1809 г. семинариею, где он был оставлен учителем в низших классах. Женившись сряду по окончании курса на племяннице волынского епископа Даниила, Рафальский в том же году рукоположен во священника. В 1812 г., по случаю нашествия в пределы России неприятеля, он отправлен с архиерейскою ризницею, консисторским архивом и семинарскою библиотекою внутрь России, и трудное поручение это исполнил весьма удачно, сохранив все вверенное ему в целости и порядке, за что в 1813 г. возведен в сан протоиерея к соборной острожской церкви. В 1815 г. при преобразовании семинарии по новому уставу, Рафальский уволился от преподавательства, оставив за собою должность эконома семинарии и архиерейского дома. В 1818 г. он назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным, а в 1831 г., когда в Кременце, при тамошнем лицее, открылась должность православного законоучителя, занял ее с званием первоприсутствующего в духовном правлении. В конце 1831 г. образована была, по Высочайшему повелению, особая комиссия для принятия от базилиан Почаевского монастыря в ведение православного духовенства. В число членов попал, как знаток местных условий, и Рафальский, наголову облегчивший своими советами успешность довольно трудного и щекотливого поручения. Это сделало его известным в Петербурге. Чрез год он получил предложение принять по вдовству монашество и занять пост наместника Почаевской лавры. Постригшись 20-го ноября 1832 г., он возведен был в сан архимандрита и утвержден наместником. В 1834 г., по открытии православного викариатства в Варшаве, Антоний, по воле Государя, назначен был 17-го мая епископом варшавским. В 1840 г. варшавское викариатство преобразовано в самостоятельную епархию, и Антоний возведен в звание архиепископа. 17-го января 1843 г. он назначен митрополитом новгородским и с.-петербургским. Хотя митрополит Антоний и не получил высшего богословского образования, но, будучи долгое время учителем и обладая от природы любознательностью и вообще хорошими способностями, значительно расширил свои познания и дополнил недостаток школьного образования чтением книг из семинарской и архиерейской библиотек, что в связи с близостью с преосвященными волынскими расширило его умственный кругозор, а точное выполнение им разнородных епархиальных должностей выработало из него опытного практического деятеля, умевшего применяться к данным обстоятельствам.


Надгробное слово митрополиту Антонию, говоренное Иннокентием, епископом херсонским и напечатанное в "Христианском Чтении" 1849 года, № 1. — Биограф. очерк Антония, сост. А. Громачевским, и статья архимандрита Амвросия в "Страннике" 1861 г., август и октябрь.


{Половцов}





Антоний Рафальский


(в миру Григорий Антонович, умер в 1848 г.) — митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича "Волынская духовная семинария" (1901).


{Брокгауз}





Антоний Рафальский


(Григорий Антонович) — митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский.


Родился 19 февраля 1789 года в селе Нуйне Волынской губернии в семье священника.


Первоначальное образование получил в униатском духовном училище Верховского Базилианского монастыря, где научился польскому и латинскому языкам.


В 1800 году поступил в Волынскую духовную семинарию в г. Остроге.


В 1807 году, как лучший ученик, он был направлен для продолжения образования в Киевскую духовную академию, но по болезни в академию не поступил.


В 1809 году окончил Волынскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем поэзии в младших классах.


В 1809 году рукоположен во священника.


В 1812 году вследствие нашествия на Россию неприятеля отправлен вглубь России с архиерейскою ризницей, консисторским архивом и семинарскою библиотекой.


В 1813 году за исполнение данного ему трудного поручения возведен в сан протоиерея к соборной Острожской церкви.


В 1815 году освобожден от преподавания в духовной семинарии и оставлен в должности эконома семинарии и архиерейского дома.


В 1818 году назначен кафедральным протоиереем, членом консистории и благочинным.


В 1821 году овдовел.


С1831 года — законоучитель в Кременецком лицее.


20 ноября 1832 года, по совету митрополита Московского Филарета (Дроздова; † 1867), принял монашество и был возведен в сан архимандрита.


В 1833 году утвержден наместником Успенской Почаевской лавры, обращенной им в 1831 году из униатства в Православие.


8 июля 1834 года хиротонисан во епископа Варшавского, викария Волынской епархии.


5 октября 1840 года возведен в сан архиепископа.


17 января 1843 года возведен в сан митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского.


Скончался 16 ноября 1848 года. Погребен в Александро-Невской лавре.


Преосвященный Антоний особенно покровительствовал живописи и иконописанию в семинарии. Он говорил, что на священнике, как на хозяине церкви, лежит прямая обязанность заботиться о ее благоустройстве, и, следовательно, он должен понимать иконописание. Поэтому он заставлял воспитанников заниматься иконописанием. О характере и деятельности митрополита Антония высказываются противоположные мнения. По одним сведениям, владыка Антоний, еще будучи протоиереем в Остроге и Кременце, обратил на себя внимание своей просветительной пастырской деятельностью и особенно присоединением к Православию значительной части униатов, в том числе монахов Успенской Почаевской лавры.


Его деятельность привлекла внимание военного губернатора Потемкина и генерал-губернатора Левашева, а через них и самого императора Николая I. Это послужило причиной назначения его на вдовствующую Санкт-Петербургскую кафедру после смерти митрополита Санкт-Петербургского Серафима (Глаголевского; † 1843).


Будучи еще епископом в Варшаве, Антоний расположил к себе не только русское, но и польское население города своими высокими душевными качествами: благоразумием, любовью и отзывчивостью. Сами иноверцы считали его одним из редких людей своего края. Любовь, с которой действовал архипастырь, произвела то, чего не могла сделать сила. Уже через год те, кто считал его пришельцем, с радостью признали в нем не только достойного святителя, но и мудрого для них самих советника, любвеобильного помощника и миротворца.


Поставленный в высокое положение первенствующего архиерея, ободренный явным вниманием высочайшей власти, митрополит Антоний на первых порах в Петербурге занялся обозрением всех церквей и подведомственных учреждений столицы. Сам совершал богослужения. Эта деятельность хотя и имела в основе лишь внешнюю сторону, но произвела на всех большое впечатление. Митрополит часто посещал и духовные учебные заведения столицы, сам вызывал и спрашивал учеников.


Внешний характер деятельности митрополита выразился и в том, что он много внимания уделял отделке митрополичьего дома, приобрел великолепную золоченую мебель, выезды совершал очень пышно на 6-ти, а иногда и на 8-ми лошадях с кучером, двумя форейторами и двумя гайдуками. Эта выставка внешнего блеска вскоре породила мнение в Санкт-Петербурге не в пользу митрополита. Все поняли, что она не является основой внутренних достоинств: глубокого ума, широкого образования, обязательных для православных пастырей иноческого смирения и простоты, твердости и влиятельности власти. Вся эта пышная святительская грандиозность отжила свой век и пришла из Варшавы, из католичества. Все в действиях митрополита стало вызывать критику.


Он не смог установить нормальных деловых отношений и с обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым. Вследствие нравственного разрыва с энергичным обер-прокурором "голос митрополита Антония был мало слышен в высшем управлении Русской Церковью".


Последствия разногласий с графом Н. А. Протасовым оказались печальными для митрополита. Он был поражен параличем, уже вторичным. Владыка Антоний продолжал еще двигаться, присутствовать в Святейшем Синоде, заниматься делами епархии и даже иногда священнодействовать. За полтора года до кончины он окончательно ослаб и был прикован к одру болезни.


Таким образом, митрополит Антоний не оправдал тех надежд, которые возлагало на него общество в самом начале его деятельности. А стремление внешним блеском покрыть недостаток внутренних достоинств привело к тому, что современники митрополита Антония нелестно и резко отзывались о нем.


Вот как охарактеризовал личность митрополита Антония о. Мирошкин в своих "Материалах" для истории Православной Церкви: "Антоний был барин и сибарит. Он любил жить на широкую ногу, имел роскошный стол, редкий день обедал один, и редкий стол проходил у него без шампанского. Не удивительно, что такая страсть хорошо и много кушать и пить, при довольно тучном телосложении, имела следствием паралич".


Сенатор К. И. Лебедев в своих "Записках" писал: "Сего дня умер митрополит Антоний. Ни духовные, ни светские о нем не жалеют. Орудие видов, он уронил значение сана в глазах святош и кощунов; ни жизни, ни учености — ничего в нем не было замечательного. Улыбающееся лицо, большая борода, проворная рука и какая-то неприличная для нас светскость домоустройства".


Литература:


Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. — Новгород, 1897, с. 182—192. Громачевский А. Л. Преосвященный Антоний, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. — СПб., 1880.


Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913, с. 881—886.


Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. — Одесса, 1913, т. 1, с. 105,108—118. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 12.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1395, 1407,1411.


Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 281. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 564—571. Православные святыни в Варшаве // Русский паломник. — 1915, № 35, с. 551—553. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 38, 266, 936.


Странник. — СПб., 1861, август, с. 25—58; октябрь, с. 145—154.


Надгробное слово митрополиту Антонию, говоренное Иннокентием, епископом Херсонским // Христианское чтение. — СПб., 1849, № 1, с. 62.


Русский архив. — 1903, кн. 1, № 4, с. 537.


— 1910, кн. 1, № 3, с. 402, 406; 492;


кн. 2, № 8, с. 516; № 10, с. 507; кн. 3, № 10, с. 249; № 11, с. 493, 494.


— 1912, № 10, с. 233.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 281. Исторический вестник. — 1884, февраль, с. 428.


— 1888, февраль, с. 302.


Русская старина. — 1876, июнь, с. 299; ноябрь, с. 633.


— 1879, март, с. 566.


— 1885, декабрь, с. 501.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 787.


Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. — СПб., 1912—1913,1913, т. 1, с. 75. Журнал Московской Патриархии. — 1959, № 7, с. 58.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 891, 892. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 195—196; т. 2, с. 1676, 2108, 2289.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 1, доп., с. 128. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 224—225.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 19, 21, 76.





Антоний Рафальский


(до постр. Григорий Антонович) — митроп. СПб. и новг.; р. 19 февр. 1789, † 16 нояб. 1848 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008