Антоний, в миру Андрей Иларионов Шутов (1800 - 81), старообрядческий архиепископ. Родился в православной крестьянской семье. Обратясь в федосеевство, был казначеем на Преображенском кладбище. В 1850 году Шутов ушел с Преображенского кладбища в беспоповщинскую обитель, устроенную в Пруссии. В Черниговских слободах, в Злынском беспоповщинском монастыре, Шутов принял монашество с именем А. В прусской обители настоятель принял А. недружелюбно, и он удалился в Австрию. В Белой Кринице А. был перемазан в поповщину и затем, в 1853 году, там же возведен в архиепископа владимирского. Инок Павел Белокриницкий рассчитывал на то, что за А. перейдут в поповщину многие федосеевцы; архиепископство дали А. в тех видах, чтобы подчинить ему Софрония. Ни то, ни другое достигнуто не было. Софроний встретил А. как своего личного врага и составил план особой иерархии, с патриархом во главе. А. написал послание, где обличал деяния Софрония. Сохраняя отчасти свои прежние убеждения, А. воспрещал попам приносить на литургии просфору за царя, требовал признания Аввакума, Лазаря, Никиты и других святыми страстотерпцами, заставлял перекрещивать младенцев, крещенных по какому-нибудь случаю православными священниками. В первое время своего архиепископства А. открывал одну за другой епархии: саратовскую, пермскую, казанскую, кавказскую, коломенскую, балтскую. В начале 1860 года он стал именоваться архиепископом московским и всея России. Это стремление А. к преобладанию вызвало сильное неудовольствие. А. почти 20 лет считался главой окружнической партии, хотя совсем не разделял выраженных в ""Окружном послании"" мнений (см. Белокриницкая иерархия): он всегда был готов отказаться от ""Послания"" и делал многократные попытки приобрести этой ценой мир с противоокружниками. Это было причиной продолжительной борьбы его с Пафнутием казанским, представителем партии окружников. О жизни А. до возведения его в архиереи см. ""Воспоминания"" архимандрита Павла (напечатаны сначала в ""Братском Слове"" за 1883 год, № 1; вошли в 3-й том его ""Полного собрания сочинений"") и жизнеописание А., составленное Онисимом Швецовым (в ""Братском Слове"", 1883 и 1898, II). ""Письма"" А. напечатаны в III выпуске ""Переписки раскольнических деятелей"" (М., 1899). - Ср. М. Монастырев ""Исторический очерк австрийского священства после Амвросия"" (Казань, 1878); проф. Н. Субботин ""История так называемого Австрийского или Белокриницкого священства"" (М., 1899); его же ""Материалы для истории так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии"" (М., 1899).
Антоний (в миру Андрей Иларионов Шутов)
Шутов (Антоний, в миру Андрей Иларионов, 1800 - 1881) - раскольнический архиепископ. Родился в селе Анастасьине, Коломенского уезда, в православной крестьянской семье. Обратясь в федосеевство, был казначеем на Преображенском кладбище. Вследствие строгих мер правительства Шутов задумал уйти в Пруссию и там завести беспоповщинскую обитель. К этому он склонял и настоятеля кладбища, Семена Кузьмина, но безуспешно. Тогда Шутов ушел из Москвы, не сказавшись настоятелю, причем воспользовался процентами с находившихся в кладбищенском сундуке процентных бумаг, но скоро возвратил деньги по почте, а затем возвратился и сам. В 1850 г. Шутов вторично уехал с Преображенского кладбища, снабженный деньгами, книгами и иконами, в беспоповщинскую обитель, устроенную в Пруссии. В Черниговских слободах, в Злынском беспоповщинском монастыре, Шутов принял монашество с именем Антония. В прусской обители настоятель принял Антония недружелюбно, и он удалился в Австрию. В Белой Кринице Шутов был перемазан в поповщину и затем, в 1853 г., там же возведен в архиепископа владимирского. Инок Павел Белокриницкий рассчитывал на то, что за Антонием перейдут в поповщину многие федосеевцы; архиепископство дали Антонию в тех видах, чтобы подчинить ему Софрония. Ни то, ни другое достигнуто не было; вышло лишь усиление беспорядков. Софроний встретил Антония как своего личного врага, составил план особой иерархии, с патриархом во главе, и план этот осуществил. Антоний написал свое послание с изложением законопреступных деяний Софрония и таким образом поповщинский мир сделался свидетелем борьбы двух противников в архиерейских шапках (см. Белокриницкая иерархия, V). Шутов надел архиерейский омофор лишь по честолюбию, и до конца своей жизни не оставлял своих беспоповских убеждений: он строго воспретил попам приносить на литургии просфору за царя, требовал признания Аввакума , Лазаря , Никиты и др. Святыми страстотерпцами, заставлял перекрещивать младенцев, крещенных по какому-нибудь случаю православными священниками. Эти распоряжения производили немалое смущение между поповцами. Еще более неурядиц произвели властолюбивые притязания Антония. В первое время своего архиепископства, Антоний открывал одну за другой епархии: саратовскую (1855), пермскую (1856), казанскую (1856), кавказскую (1857), коломенскую (1858), балтовскую (1859). Между попами ставленники Антония считались не единицами, а десятками: особый поп поставлялся даже туда, где было не более 30 душ австрийского согласия. К концу жизни Антония поставленных им попов насчитывалось более 200. Чем больше их было, тем более крепким Антоний считал свое положение. В начале 1860 г. он стал именоваться архиепископом московским и всея России. Это стремление Шутова к преобладанию вызвало сильное неудовольствие в среде раскольнической иерархии; беспорядки осложнились настолько, что для устранения их потребовался приезд в Москву наместника митрополии - Онуфрия (1861). Онуфрий более года управлял иерархическими делами в России, но не мог восстановить репутации раскольнических архиереев в глазах поповщинского общества. Шутов почти 20 лет считался главою окружнической партии, хотя совсем не разделял выраженных в "Окружном послании" мнений (об "Окружном послании" см. Белокриницкая иерархия, V): он всегда готов был отказаться от "Послания" и делал многократные попытки приобрести этой ценою мир с противоокружниками. Это было причиной продолжительной борьбы его с Пафнутием казанским, представителем партии окружников, который в длинных записках подробно исчислял заблуждения и проступки Антония. Шутов старался оправдываться, но Пафнутий и на его оправдания писал возобличения. О жизни Антония Шутова до возведения его в раскольнические архиереи см. "Воспоминания" архимандрита Павла (напечатаны сначала в "Братском слове" за 1883 г., № 1; вошли в 3-й том его "Полного собрания сочинений", стр. 457 - 478). Архимандрит Павел находился в близких отношениях к Антонию в те последние 5 лет, которые предшествовали поставлению последнего в архиереи. Есть и другое сказание об Антонии за все время его жизни, от рождения до самой смерти, сочиненное Онисимом Швецовым , бывшим в течение последних 15 лет жизни Антония его ближайшим советником (напечатано, с примечаниями профессора Н. Субботина , в "Братском Слове" за 1883 г., № 1, 3 - 6). Сказание это написано в прославление Антония, но некоторые фактические данные, не внушающие сомнения, могут быть заимствуемы и из него (см. "Братское слово", 1898, т. II, стр. 73 - 74, примеч.). "Письма" Антония Шутова напечатаны в III выпуске "Переписки раскольнических деятелей" (М., 1899).
Источник: Биографический словарь. 2008