Антоний Зубко

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Антоний Зубко

Антоний, Зубко, минский православный архиепископ (1797 - 1884), по происхождению белорус, сын греко-униатского священника. Учился в полоцкой греко-униатской семинарии, в иезуитской академии и в главной семинарии при Виленском университете. Был профессором философии в полоцкой семинарии, затем священником (безженным) полоцкого кафедрального греко-униатского собора и членом полоцкой консистории. Возведенный в сан протоиерея, послан был в 1825 году в Петербург для заседания в римско-католической коллегии по униатскому отделению. В 1827 году открыл в Жировицах семинарию и был в ней ректором. 4 февраля 1834 года хиротонисан во епископа брестского, викария литовской греко-униатской епархии. Был главным сотрудником Иосифа Семашко по преобразованию западнорусской церкви; подписал соборный акт 12 февраля 1839 года о воссоединении с православием. В 1840 году назначен епископом минским и бобруйским. Оставил воспоминания ""О греко-униатской церкви в Западном крае"", напечатанные и отдельной брошюрой, и статью: ""Сходство и разница учения православной и римской церквей"", помещенную в ""Холмском греко-униатском месяцеслове"" за 1868 год.

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний Зубко

— архиепископ минский, род. 2-го июля 1797 г., в с. Белом, Лепельского уезда, Витебской губ., ум. 15-го февраля 1884 г. Отец его был униатским священником. Лишившись его в шестилетнем возрасте, Антоний учился первоначально у местного органиста, а в 1809 г. поступил в Полоцкую семинарию. Дойдя до риторики, он в 1816 г. перешел в Полоцкую иезуитскую академию, в которой и окончил курс в 1818 г. со степенью кандидата философии. Поступив затем в главную Виленскую семинарию, бывшую при Виленском университете, Антоний вышел из нее в 1822 г. со степенью магистра богословия и был сряду назначен в Полоцкую семинарию преподавателем логики, риторики, церковной и всеобщей истории, а также нравственного богословия. В марте 1824 г. Антоний рукоположен неженатый во священника полоцкого униатского кафедрального собора и назначен членом полоцкой униатской консистории. В 1825 г., возведенный уже в сан протоиерея, он послан был в С.-Петербург для заседания в римско-католической коллегии по униатскому отделению. Чрез два года Антоний был командирован в Жировицы для открытия там Литовской униатской семинарии, в которую и был назначен первым ее ректором. В 1833 г. Антоний наречен во епископа брестского, викария униатской литовской епархии, с оставлением в должности ректора. Будучи и по своим личным способностям, и по своему внешнему положению одним из выдающихся представителей униатского духовенства, Антоний с самого начала своей деятельности стал в близкие, дружеские отношения к Иосифу Семашко и сделался одним из деятельнейших его сотрудников по воссоединению униатов с православием. Сам Иосиф, в своих "Записках", говорит, что "никто ему в этом деле столько не помогал, как Зубко". По воссоединении униатов, Антоний был назначен, 28-го января 1840 года, на минскую кафедру. Сделавшись православным минским епископом, Антоний проявил себя, как выражался профессор Коялович, "необыкновенным стоятелем за православие и русскую народность в Западной России" и в 1841 году был возведен в сан архиепископа. Впрочем, он недолго управлял епархиею, так как страшный ревматизм заставлял его, начиная с 1841 г., просить Св. Синод об увольнении на покой, что было исполнено только в 1848 г., причем местопребыванием Антония был назначен, по собственному его желанию, небольшой фольварк минского архиерейского дома. Но Антоний скоро сам переселился в Жировицкий монастырь, а с 1864 г. в Пожайский, Ковенской губ., где и оставался до самой своей кончины. За 11 дней до смерти он праздновал пятидесятилетие своего архиерейства. В этот день вся Западная Россия горячо приветствовала его славные прошлые труды, а Св. Синод благословил юбиляра особою грамотою. Антоний любил естествознание, много занимался им и писал в этой области, но его труды остались неизданными. Выдающийся печатный труд его — "О греко-униатской церкви в России" — издан в 1864 г.


Рункевич "Минские епископы", в "Минских Епарх. Вед. " 1893 г. — "Холмский греко-униатский месяцеслов" за 1868 год (здесь напечатана статья Антония "Сходство и разница учения православной и римской церквей").


{Половцов}





Антоний Зубко


— минский православный архиепископ. По происхождению белорус, сын греко-униатского священника с. Белого Лепельского уезда Витебской губ., Григория Зубко. Родился 2 июля 1797 г. Первоначально учился у органиста, а потом в полоцкой греко-униатской семинарии, иезуитской академии и, наконец, в главной семинарии при Виленском университете, которую окончил со степенью магистра. Был профессором философии в полоцкой семинарии, затем священником (безженным) полоцкого кафедрального греко-униатского собора и членом полоцкой консистории. Возведенный в сан протоиерея, послан был в 1825 г. в Петербург для заседания в рим.-католической коллегии по униатскому отделению. В 1827 г. открыл в Жировицах семинарию и был в ней ректором. 4 февраля 1834 г. хиротонисан во епископа Брестского, викария литовской гр.-униатской епархии. Главнейший сотрудник Иосифа Семашко по преобразованию западно-русской церкви, А. подписал соборный акт 12 февраля 1839 г. о воссоединении с православием. В 1840 г. назначен епископом Минским и Бобруйским. В 1848 г., в сане уже архиепископа, удалился на покой, † 15 января 1885 г. в Можайском монастыре близ г. Ковны; погребен там же, в церковном подвале. Оставил воспоминания "О греко-униатской церкви в Западном крае", напечатанные в "Вестнике" Гаворского и отдельной брошюрой, и статью "Сходство и разница учения православной и римской церквей", помещенную в "Холмском греко-униатском месяцеслове" за 1868 год.


{Брокгауз}





Антоний Зубко


(Антоний Григорьевич) — архиепископ Минский и Бобруйский.


Родился 2 июля 1797 года в селе Белом Лепельского уезда Витебской губернии в семье униатского священника.


С 1809 по 1816 год учился в Полоцкой униатской духовной семинарии.


В 1816 году перешел в Полоцкую иезуитскую духовную академию.


В 1818 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия и сразу поступил в главную Виленскую духовную семинарию при Виленском университете.


В 1822 году окончил курс главной Виленской духовной семинарии со степенью магистра богословия и назначен в Полоцкую духовную семинарию преподавателем логики, риторики, церковной и всеобщей истории и нравственного богословия.


30 марта 1824 года рукоположен целибатом во священника Полоцкого униатского кафедрального собора и назначен членом Полоцкой униатской духовной консистории.


В 1825 году возведен в сан младшего соборного протоиерея и назначен в Петербург для присутствия в римско-католической коллегии по униатскому ее отделению.


С 1828 года — ректор униатской духовной семинарии в Жировицах.


С 18 апреля 1832 года — старший соборный протоиерей.


14 января 1834 года хиротонисан во епископа Брестского, викария униатской епархии с оставлением в должности ректора.


12 февраля 1839 года подписал соборный акт о воссоединении униатов с Православной Церковью.


6 марта 1839 года принят в общение с Православной Церковью в сущем сане.


28 января 1840 года назначен епископом Минским и Бобруйским.


5 апреля 1841 года возведен в сан архиепископа.


1 марта 1848 года вследствие болезни, по вторичному прошению, уволен на покой с местопребыванием, по его личному желанию, в небольшом фольварке (хуторе) Минского архиерейского дома. Вскоре переселился в Свято-Успенский Жировицкий монастырь.


В 1864 году переехал в Пожайский Успенский монастырь Могилевской епархии, где оставался до самой своей кончины.


В апреле 1865 года выбран в члены церковного братства при Петропавловском кафедральном соборе г. Минска.


Скончался 15 февраля 1884 года. Погребен в Пожайском монастыре.


Архиепископ Антоний был верным и неизменным другом и главным сотрудником великого поборника Православия митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко; † 1868) в деле воссоединения униатов с Православной Церковью. Оказал большие услуги Церкви, будучи искренно предан мысли о необходимости этого воссоединения, и оставил по этому вопросу серьезный труд.


Преподавание наук в семинарии он старался поставить так, чтобы оно облегчало путь к Православию.


Вернувшись в лоно Православной Церкви, епископ Антоний проявил себя, по выражению профессора Санкт-Петербургской духовной академии М.О.Кояловича, "необыкновенным стоятелем за Православие и русскую народность в Западной России".


За 11 дней до смерти он праздновал пятидесятилетие своего архиерейства. В этот день вся Западная Россия приветствовала его славные труды, а Святейший Синод благословил юбиляра особою грамотою.


Архиепископ Антоний любил естествознание, много занимался им и писал в этой области, но его труды остались неизданными.


Труды:


Воспоминания о греко-униатской Церкви в Западном крае. — СПб., 1889. Сходство и разница учения православной и римской Церквей // Холмский греко-униатский месяцеслов за 1868 г.


Литература:


Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. — Минск, 1893, с. 83—89.


Рункевич С. Г. Минские епископы. // Минские епархиальные ведомости. — 1893. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время с 1839—1889 гг. — М., 1899, с. 18,19,30, 100.


Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православною Церковью в 1839 г. — 2-е изд. — Вильна, 1897.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 296. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 537,1013.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 797.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 295. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1889, № 17, с. 458.


Православное обозрение. — 1865, апрель, с. 204, 207; октябрь, с. 41. — 1884, февраль, с. 381, 390.


Русский паломник. — 1889, № 26, с. 305—306.


Русская старина. — 1880, июль, с. 96—97.


— 1888, июль, с. 90,116.


— 1903, декабрь, с. 556.


Исторический вестник. — 1884, март, с. 689—690.


— 1887, декабрь, с. 21.


— 1888, ноябрь, с. 11.


— 1889, июль, с. 188.


Симбирские епархиальные ведомости. — 1898, № 9, с. 17.


Известия по Казанской епархии. — 1884, № 5, с. 129—131.


Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. — М., 1903—1912,12 т., т. 11, с. 601, 607, 618, 639. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 194—195; т. 2, с. 1569. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 1, с. 887—889. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 1, с. 702.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 2, с. 218. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 2, с. 218.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 67, 75.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Похожие термины:

  • Зубкова, Антонина Леонтьевна

    (12.10.1920—13.11.1950) — штурман, Герой Советского Союза (1945), гвардии капитан. Участник Великой Отечественной войны с апреля 1942 г. Воевала в составе 587 (125 гв.) бап, была штурманом эскадрильи. Совершила 56 боев