АНТОНИЙ

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Антоний (иеромонах ярославского Спасского монастыря)

Антоний (иеромонах ярославского Спасского монастыря) - см. в статье Антоний (имя монашествующих) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний (преподобный, по основанной им пустыни Заоникийский)

Антоний (преподобный, по основанной им пустыни Заоникийский) - см. в статье Антоний (имя святых русских) .

Источник: Биографический словарь. 2008

АНТОНИЙ
в миру Андрей Илларионович Шутов) (1800 или 1812 - 1881), религиозный деятель, архиепископ Московский и всея Руси (1863) старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

АНТОНИЙ
в миру Александр Васильевич Вадковский) (1846-1912), митрополит С.-Петербургский и Ладожский (1898). С 1906 первоприсутствующий член Святейшего Синода, духовный глава Русской православной церкви.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Антоний
Марк (ок. 83-30 до н.э.), рим. полководец, триумвир (с 43), народный трибун (49), был консулом вместе с Юлием Цезарем (44). Покончил жизнь самоубийством, потерпев поражение от Октавиана в битве у мыса Акций.

Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

Антоний (в миру Григорий Антонович Рафальский)

Антоний (в миру Григорий Антонович Рафальский, умер в 1848 году) - митрополит с.-петербургский, сын священника. Письма А. к родителям и зятю Стефану Скульскому напечатаны в книге Н. Теодоровича : ""Волынская духовная семинария"" (1901).

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний (в миру Александр Радонежский)

Антоний (в миру Александр Радонежский, 1808 - 1872) - епископ оренбургский. Напечатал: ""Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на кресте"" (М., 1848; 10-е изд., М., 1890); ""Иисус Христос в последние дни пред страданиями Своими в Иерусалиме"" (Тамбов, 1869).

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний (в миру Александр Николаевич Коржавин)

Антоний (в миру Александр Николаевич Коржавин, родился в 1858 году) - епископ тобольский, магистр Московской духовной академии. Труды А.: ""Учение об оправдании по символическим книгам лютеран"" (Тамбов, 1886); ""Акценты в книге псалмов, их происхождение и значение"" (М., 1887).

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний
Иеромонах, первый Префект Черниговской Семинарии, издал книгу, им самим сочиненную и частию переведенную, под названием Зерцало от писаний Божественных, содержащее Стихи на Страсти Господни, и пять слов Св. Иоанна Златоуста; напечатана в Чернигове 1705 г. в листе. Книга сия посвящена Гетману Ивану Мазепе.  

Источник: Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)

АНТОНИЙ
в миру Алексей Павлович Храповицкий) (1863-1936), церковный деятель, богослов, митрополит Киевский и Галицкий (1918). На Поместном соборе 1917-18 один из трех кандидатов на патриарший престол. С 1920 в эмиграции (Сербия), глава Высшего церковного управления Русской православной церковью за границей, затем - Архиерейского синода Русской православной церкви за границей (см. "Карловацкий раскол").

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Антоний (в миру Александр Иванович Путилов)

Антоний (в миру Александр Иванович Путилов, 1795 - 1865) - игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря. Его записка о детстве и отрочестве, письма к брату, отрывки из дневника и некоторые другие документы напечатаны в книге: ""Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена А."" (М., 1870), где помещены и биографические о нем сведения. Некоторые письма А. изданы Оптиной пустынью (М., 1869).

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний

Антоний, архимандрит Муромского Спасского монастыря, расколоучитель XVII века, близкий к первым деятелям раскола. Он писал о перстосложении и послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Никоне , прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, ""яко у царя тако поют"". Вызванный на суд собора 1666 года, А. принес покаяние, но был сослан для исправления в Кириллов-Белозерский монастырь.

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний

(Алексей Павлович Храповицкий). Род. 1863, ум. 1936, деятель Русской церкви, богослов, политический деятель (сторонник крайне правых взглядов, активный противник левого движения). С 1890 ректор Московской духовной академии, в 1897 хиротонисан в епископа Чебоксарского, а с 1900 — Уфимского. С 1902 архиепископ Волынский и с 1914 Харьковский. В 1906—07 член Государственного совета. В 1918 избран председателем Украинского церковного собора, митрополит Киевский. В 1919 эмигрировал в Югославию. Созванный по инициативе А. в 1921 г. Карловацкий церковный собор избрал его председателем российского заграничного Синода. Автор ряда богословских трудов.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Антоний (в язычестве Нежила)

Антоний, в язычестве Нежила, мученик, придворный боярин великого князя литовского Ольгерда . Обращен в христианство пресвитером Нестором, духовником супруги Ольгерда, Марии Ярославны, вместе со своим братом Круглецом, во св. крещении Иоанном, и родственником Кумецом, в крещении Евстафием. За исповедание Христа, по наущению языческих жрецов, заключен в темницу и там удавлен 14 апреля 1347 года. За ним последовала мученическая кончина Иоанна и Евстафия. Мощи трех первых мучеников литовских сначала были погребены в виленской церкви св. Николая, а потом перенесены в храм св. Троицы; ныне находятся в подалтарной пещерной церкви виленского монастыря св. Духа. - См. Филарет , ""Русские святые""; Барсуков , ""Источники русской агиографии"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Антон
Anton"; первоначально - "Аттила"), кодовое наименование операции немецких войск во 2-й мировой войне с целью оккупации французской территории, контролировавшейся правительством Виши, захвата французского флота, разоружения остатков французской армии и организации обороны южного побережья Франции от вторжения англо-американских войск. Утверждена военной директивой Гитлера от 29 мая 1942. Общее руководство операцией осуществлял генерал Герд фон Рундштедт. Проводилась 11-27 ноября 1942, непосредственно после высадки десанта союзников в Сев. Африке. 11 ноября войска немецкой группы армий "Д" перешли демаркационную линию и стали беспрепятственно продвигаться на юг, заняв 27 ноября базу основных сил французского флота Тулон. Однако к этому времени большая часть кораблей была затоплена французскими моряками на рейде Тулона.

Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004

АНТОНИЙ
представители рим. плебейск. рода Анто-ниев: 1) А. Гибрида Гай — нар. трибун 71 до н.э., рим. консул 63 до н.э. (совм. с Цицероном). Во время граждан. войн 84 — 83 до н.э. Корнелия Суллы с его противн. А. грабил Грецию, участв. в проскрипциях Суллы. Принимал тайное участие в заговоре Катилины (63 до н.э.); после бегства (63) Катилины на С. получил команд. над армией, посланной против Катилины, но в битве с катилинариями при Пистории (62) не участв.; был осужден за ограбл. провинции Македонии. Из изгнания был возвращен Цезарем и стал цензором в 42 до н.э. 2) А. Луций — консул 41 до н.э., брат Марка А., триумвира. Будучи нар. трибуном, в 44 до н.э. предложил закон, предоставл. Цезарю спец. полномочия в назнач. магистратов. Во время Мутинской войны (43) Октавиана с Марком А. был легатом своего брата. В кач-ве консула участв. в Перузинской войне 41 — 40 до н.э. на стороне Марка А. против Октавиана. Позднее был прощен Октавианом и послан в Испанию. 3) А. Марк (ок. 83 — 30 до н.э.) — триумвир с 43. Полководец. Впервые выдвинулся как командир кавалерии во время войны в Палестине и Египте (57 — 55). В 54 примкнул к Юлию Цезарю и участв. в галльских походах. На 49 был избран нар. трибуном; во время гражд. войны активно поддерж. Цезаря и после битвы при Фарсале 48 был назначен командиром конницы. В 44 был консулом вместе с Цезарем.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АНТОНИЙ
1) Марк Антоний Старший (143 – 87 гг. до н. э.). Упоминается Цицероном как один из самых выдающихся ораторов своего времени; 2) Гай Антоний, младший сын предыдущего. Он был одним из тайных участников в заговоре Катилины; в 63 г. до н. э. сделался консулом. Чтобы не выступать открыто против Катилины, удалился в свою провинцию Македонию, которую беспощадно грабил и опустошал; 3) Марк Антоний (83 — 30 гг. до н. э.), триумвир, современник Цезаря. Отличился во многих сражениях. В 44 г. до н. э. он был избран консулом вместе с Цезарем и преподнес ему царскую диадему, которую тот отверг. После смерти Цезаря Антоний пытался присвоить себе его власть, но в этом отношении над ним одержал верх Октавиан, племянник и приемный сын Цезаря. Впоследствии, впрочем, Антоний и Октавиан примирились и вместе с Лепидом составили триумвират, управлявший государством в течение пяти лет (43 г. до н. э.). Подавив внутренние восстания вместе со своими товарищами, Антоний отправился в Азию, которую получил при разделе государства. Здесь он встретился с Клеопатрой, увлекся ею, и они вместе поехали в Египет. После смерти своей жены Фульвии он женился на Октавии, сестре Октавиана, но вскоре вернулся на Восток, совершенно подпал под власть Клеопатры и отослал Октавию в Рим. Это сильно раздражило Октавиана, который пошел войной на Антония. Сражение произошло при мысе Акций, и флот Антония потерпел полное поражение (31 г. до н. э.). Он бежал в Александрию, где покончил жизнь самоубийством.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Антоний (архиепископ новгородский)

Антоний, архиепископ новгородский в последних годах XII или в первых XIII века. Происходил из знатного рода, пострижен в 1190-х годах преподобным Варлаамом Хутынским . Будучи еще мирянином, как светский паломник, нося тогда имя Добрыни Андрейковича, отправился в Царьград и к Святым местам и оставил после себя весьма любопытные записки о своем путешествии. По возвращении выбран вместо изгнанного владыки Митрофана архиепископом новгородским (1212); с 1219 года, по восстановлении предшественника, удалился в Перемышль-Галицкий на епископство, в 1225 вновь восстановлен, в 1228 удалился на Хутынь, где умер 8 октября 1233 года. В своих записках он помещает все, ""что поразило его любопытство""; в особенности же важно его описание Софийского собора и сокровищ, которые потом были расхищены крестоносцами. Сличение сказания Антония о Софийском храме с другими описаниями этого храма от времени взятия Константинополя латынянами и более раннего удостоверяет еще более его важность; из всех до сих пор найденных описаний этого знаменитого храма - после описаний Прокопия и Павла Силенциария - до разграбления его западными христианами, одна только книга Константина Порфирородного, ""Eyesis tes Basileios ta xeos"" (греч.), может сравниться с записками А. по богатству представленного в ней исторически-археологического материала. Существуют два списка этого путешествия: один в 1834 году найден П.М. Строевым в сборнике XV - XVI века и издан П.И. Савваитовым , второй же находится в сборнике XVII века, названном ""Собранием древних рукописей"" и принадлежащем Копенгагенской библиотеке; он издан И.И. Срезневским в ""Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках"" под заглавием ""Сказание о Софийском храме Царя-града в XII веке"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Антонии
знатный др.-рим. сенаторский плебейский род.
        1. Марк А., (143 — 87 до н. э.), консул в 99, цензор в 97, дед А. (2), знаменитый оратор; как приверженец оптиматов, противник Мария, приказавшего убить его.
        2. Марк А. (82 — 30 до н. э.), рим. политич. деятель и полководец. Являлся сторонником Цезаря. В 49 в качестве народного трибуна представлял его интересы в Риме. Позже как командир конницы, т. е. заместитель диктатора, представлял его в Риме. Во время гражданской войны — один из полководцев Цезаря. В 44 до н. э. А. был избран консулом, после убийства Цезаря попытался стать его преемником. А. удалось завладеть его личным архивом, получить доступ к государств, казне и провести в жизнь от имени Цезаря некоторые из подготовл. ранее указов, а также собств. законы. Деятельность А. была направлена против убийц Цезаря. Вместе с Октавианом и Лепидом он заключил второй триумвират 27. 11. 43 для совместной борьбы против Брута и Кассия, а также сенатской аристократии. В 42 его войска одержали победу над убийцами Цезаря при Филиппах. С этого времени А. становится единовластным правителем богатых вост. областей (Брундизийский договор) и обогащается за счет жестокой эксплуатации населения пров. Несмотря на то что с 40 он был женат на сестре Октавиана Октавии, в 36 женился на егип. царице Клеопатре VII. А. нужны были ее богатства и власть для осуществления своих честолюбивых замыслов. В 36 А. был предпринят безуспешный поход против парфян, в 34 неудачей окончилась война А. против Армении. Последовавшая за этим окончательная ссора А. с Октавианом привела к войне между ними за власть. В 31 до н. э. флот Октавиана одержал победу над А. при Акции. После вступления войск Октавиана в Александрию в 30 А. покончил жизнь самоубийством. На этот сюжет драмы Шекспира «Юлий Цезарь» и «Антоний и Клеопатра».

Источник: Словарь античности. 1989

Антоний (имя святых русских)

Антоний, имя святых русских: - 1) А. св., преподобный Печерский; основатель первого монастыря пещерного (печерского) в Киеве; до пострижения на Афоне - Антипа; уроженец местечка Любеч, преставился в основанной им обители, в пещере своей в 1073 году. Житие св. А., известное в XIII веке (на него ссылается Симон , епископ владимирский, в своем послании к Поликарпу ) до нас не дошло. В последнее время была сделана попытка восстановить из сличения соответственных мест печерского ""Патерика"" (1460 - 62) с известиями летописи это житие; при этом выяснилось, что житие св. А. Печерского послужило одним из источников Несторовой летописи. - См. А. Шахматов , ""Житие св. Антония и Печерская летопись"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1898, № 3). - 2) А., преподобный, по месту рождения Римлянин (1067 - 1147). В 1086 году после смерти родителей, людей богатых и знатных, удалился в пустыню. В 1106 году, по сказанию жития его, приплыл по морю, на камне, в Новгород; основал там монастырь на Торговой стороне, на берегу Волхова, где и умер. - 3) А., преподобный, Дымский, родился (по монастырским известиям) в 1206 году. Был игуменом Хутынского монастыря, но скоро удалился в леса близ Тихвина и основал свою обитель, где умер в 1273 году 24 июня. - См. ""Историческое описание Дымского монастыря"" иеромонаха Иоанна (1861 год). - 4) А., преподобный, Краснохолмский, по месту основанной им в 1461 году обители близ города Бежецка. Туда он пришел с Белоозера и, потрудясь 20 с лишком лет над устройством своей пустыни, умер в ней после 1481 года. - 5) А., преподобный, Сийский, основатель монастыря того же имени в Архангельской губернии, ремеслом иконописец; умер в 1557 году. Память 7 декабря. - 6) А., преподобный, по основанной им пустыни Заоникийский, поселился в 12 верстах от Вологды, в 1580-х годах, на месте явления чудотворной иконы. Умер около 1600 года, 23 июня, когда совершается его память. - 7) А., преподобный, Леохновский по месту пустынных подвигов, родился в Твери в семье дворян Вениаминовых в XVI веке, умер в своей пустыне 12 июля 1612 года. - См. Филарет , ""Жития святых, чтимых православной церковью"", т. 1 - 12, СПб., 1900; также ""Минеи-Четьи"" на русском языке, издаваемые под редакцией профессора С.И. Смирнова .

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний
лат. Antonius).
   1. А. Гибрида Гай - народный трибун 71 г. до н.э., римский консул 63 г. (вместе с Цицероном). Принимал участие в проскрипциях Суллы, а также в заговоре Катилины.
   2. А. Луций - консул 41 г. до н.э., брат Марка Антония, триумвира. Во время Мутинской войны с Марком Антонием был легатом последнего.
   3. А. Марк (82 - 30 до н.э.) - римский политический деятель и полководец. В 54 г. примкнул к Ю. Цезарю, принимал участие в галльских походах. Народный трибун 49 г., консул 44 г. (вместе с Ю. Цезарем). После смерти последнего заключил в 43 г. союз с Октавианом и Лепидом - 2-й триумвират, благодаря которому получил вост. провинции. Вступил в брак с египетской царицей Клеопатрой, что дало Октавиану повод для разрыва с ним. Около мыса Акций в 31 г. между ними состоялась битва, в которой Октавиан разбил войска А. и Клеопатры. Красноречив рассказ о нем Аврелия Виктора: «Марк Антоний, спутник Юлия Цезаря во всех его походах, на празднике Луперкалий пытался возложить на его голову диадему. После его смерти он назначил ему божеские почести. С Августом он обращался вероломно; потерпев от него поражение при Мутине, испытывая голод в Перузии, он бежал в Галлию. Там он соединился с коллегой своим, Лепидом, и убил Брута, подкупив его войско. Восстановив свои силы, он вернулся в Италию и примирился с Цезарем. Сделавшись триумвиром, он начал список проскрибированных с имени своего дяди, Луция Цезаря. Будучи послан в Сирию, он начал войну с парфянами, но был ими побежден и привел в Египет едва третью часть пятнадцати своих легионов. Там он предавался любви к Клеопатре и потерпел поражение от Августа у Актийского побережья. Вернувшись в Александрию, он покончил с собой, сидя в царском одеянии на царском троне» (О знаменитых людях. LXXXV).
   Утченко С.Л. Древний Рим: события, люди, идеи. М., 1969. С. 169-190; Bengtson H. Marcus Antonius. Triumvir und Herrscher. Mьnchen, 1977; Buchheim H. Die Orientalpolitik des Triumvirn M. Antonius. Ihre Voraussetzungen, Entwicklung und Zusammenhang mit den politischen Ereignissen in Italien. Heidelberg, 1960; Husar E.G. Mark Antony. A biography. Minneapolis, 1978.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Антоний (в миру Андрей Иларионов Шутов)

Антоний, в миру Андрей Иларионов Шутов (1800 - 81), старообрядческий архиепископ. Родился в православной крестьянской семье. Обратясь в федосеевство, был казначеем на Преображенском кладбище. В 1850 году Шутов ушел с Преображенского кладбища в беспоповщинскую обитель, устроенную в Пруссии. В Черниговских слободах, в Злынском беспоповщинском монастыре, Шутов принял монашество с именем А. В прусской обители настоятель принял А. недружелюбно, и он удалился в Австрию. В Белой Кринице А. был перемазан в поповщину и затем, в 1853 году, там же возведен в архиепископа владимирского. Инок Павел Белокриницкий рассчитывал на то, что за А. перейдут в поповщину многие федосеевцы; архиепископство дали А. в тех видах, чтобы подчинить ему Софрония. Ни то, ни другое достигнуто не было. Софроний встретил А. как своего личного врага и составил план особой иерархии, с патриархом во главе. А. написал послание, где обличал деяния Софрония. Сохраняя отчасти свои прежние убеждения, А. воспрещал попам приносить на литургии просфору за царя, требовал признания Аввакума, Лазаря, Никиты и других святыми страстотерпцами, заставлял перекрещивать младенцев, крещенных по какому-нибудь случаю православными священниками. В первое время своего архиепископства А. открывал одну за другой епархии: саратовскую, пермскую, казанскую, кавказскую, коломенскую, балтскую. В начале 1860 года он стал именоваться архиепископом московским и всея России. Это стремление А. к преобладанию вызвало сильное неудовольствие. А. почти 20 лет считался главой окружнической партии, хотя совсем не разделял выраженных в ""Окружном послании"" мнений (см. Белокриницкая иерархия): он всегда был готов отказаться от ""Послания"" и делал многократные попытки приобрести этой ценой мир с противоокружниками. Это было причиной продолжительной борьбы его с Пафнутием казанским, представителем партии окружников. О жизни А. до возведения его в архиереи см. ""Воспоминания"" архимандрита Павла (напечатаны сначала в ""Братском Слове"" за 1883 год, № 1; вошли в 3-й том его ""Полного собрания сочинений"") и жизнеописание А., составленное Онисимом Швецовым (в ""Братском Слове"", 1883 и 1898, II). ""Письма"" А. напечатаны в III выпуске ""Переписки раскольнических деятелей"" (М., 1899). - Ср. М. Монастырев ""Исторический очерк австрийского священства после Амвросия"" (Казань, 1878); проф. Н. Субботин ""История так называемого Австрийского или Белокриницкого священства"" (М., 1899); его же ""Материалы для истории так называемой Австрийской или Белокриницкой иерархии"" (М., 1899).

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский)

Антоний, в миру Александр Васильевич Вадковский (родился в 1846 году), духовный писатель и церковный деятель, сын протоиерея Тамбовской губернии. По окончании курса в Казанской духовной академии преподавал в ней гомилетику и пастырское богословие, был инспектором Казанской, затем Санкт-Петербургской духовной академии. В 1887 году А. был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии с возведением в сан епископа выборгского, викария санкт-петербургской епархии. В 1892 году назначен архиепископом вновь образованной финляндской епархии; с 1898 года - митрополит санкт-петербургский и ладожский, с 1900 года - первенствующий член Святейшего Синода. В 1895 году утвержден Святейшим Синодом в степени доктора церковной истории. В 1893 году А. был назначен председателем комиссии по старокатолическому вопросу, которой были выработаны ответы старокатоликам об условиях соединения восточной и западной церкви. В 1897 году А. был послан представителем от русской церкви в Англию на торжества по случаю юбилея королевы Виктории. Оксфордский и Кембриджский университеты почтили его возведением в степень доктора. В 1906 году А. состоял председателем Высочайше учрежденного при Святейшем Синоде особого присутствия для разработки вопросов, подлежащих рассмотрению всероссийского собора. Описание рукописей соловецкой библиотеки, которым вместе с другими профессорами занимался А. во время пребывания в Казанской духовной академии, а также особый подъем в интересах общества к славянству пред русско-турецкой войной, направили занятия А. в сторону изучения славянского проповедничества, результатом чего было его исследование: ""Константин, епископ болгарский, и его Учительное Евангелие"", а также издания нескольких поучений Климента Словенского по рукописям соловецкой библиотеки и частью по черновым бумагам Ундольского. Все учено-литературные статьи А., печатавшиеся в ""Православном Собеседнике"", ""Страннике"", ""Православном Обозрении"", изданы отдельной книгой под заглавием: ""Из истории христианской проповеди"" (СПб., 1892 и 1895), а проповеди и речи, произнесенные им в разных местах и по разным случаям, были собраны под заглавием: ""Речи, слова и поучения"" (изд. 2-е, СПб., 1901). - См. С. Терновский , ""Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования, 1870 - 1892"" (Казань, 1892); ""Десятилетие на кафедре С.-Петербургской митрополии первосвятителя русской церкви"" (СПб., 1909); ""Высокопреосвященнейший А., митрополит санкт-петербургский и ладожский"" (""Церковный Вестник"", 1908, № 51 - 52).

Источник: Биографический словарь. 2008

АНТОНИЙ (в миру Александр Иванович Путилов)
преподобный оптинский старец (9/22.03.1795-7/20.08.1865). Родился в г. Романове Ярославской губ. Родители его Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы были люди благочестивые и богобоязненные, детей своих воспитывали в страхе Божием и в духе строгого Православия. В детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни.
При нашествии французов в 1812 Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни прп. Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля 1820 Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю боголюбивого архипастыря - еп. Калужского Филарета, - прп. Моисей и прп. Антоний 3 июня 1821 отправляются в Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита.
Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место, пустынники построили небольшую келью и соорудили церковь во имя св. Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825, после назначения прп. Моисея настоятелем Оптикой пустыни, прп. Антоний был определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы.
К добровольным трудам и подвигам монашеским прп. Антония вскоре присоединился и крест тяжелой, длительной болезни.
В декабре 1839 преосвящ. Николай, еп. Калужский, неожиданно поставил его игуменом в Малоярославецкий Черноостровский монастырь. Управляя обителью в болезненном состоянии, прп. Антоний положил прочное начало устроению обители, а затем возвратился на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь.
В строгом подвиге прп. старец Антоний стал проводить свое новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности - они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собою. Как великий любитель безмолвия, прп. Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное назидание. Были основательные причины утверждать, что прп. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений. 9 марта 1865, когда старцу исполнилось ровно 70 лет, после трехлетнего самоиспытания, он принял великую схиму.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Антоний (имя монашествующих)

Антоний, имя монашествующих, оставивших по себе литературные труды: 1) А., иеромонах ярославского Спасского монастыря. По поручению великого князя московского Иоанна III Васильевича и митрополита Филиппа (1464 - 73) составил житие благоверных князей ярославских Феодора и сыновей его, Константина и Давида . Житие это с некоторыми сокращениями внесено в ""Степенную книгу"" и в Никоновскую летопись, а в полном виде - в Макарьевские Четьи-Минеи под 19 сентября. В изложении А. следовал известным ему образцам агиографической литературы и, прежде всего, Пахомию Логофету . Благодаря рассказу об отношениях Феодора к орде, не встречающемуся в летописных сводах, житие Феодора, составленное А., имеет известную историческую цену. Можно думать, что оно имело в виду укрепление системы смирения перед татарами, имевшей в то время представителей и в боярстве, и в духовенстве. - 2) А. Подольский, монах западнорусский, жил в Москве при царе Михаиле Феодоровиче . Обвинял справщиков московского печатного двора в еретичестве. Сохранившиеся его сочинения: ""Слово о царстве небесном"", ""Слово о многопотопном и прелестном пьянстве"" представляют типичный образец пустословного схоластического стиля того времени, состоящего из почти механического набора вычурных выражений и эпитетов. Им составлен также хронограф. См. А. Попов , ""Обзор хронографов русской редакции"" (Москва, 1866 и 1869 годы). - 3) А. Радивиловский, сперва архидиакон черниговской кафедры, потом игумен Николо-Пустынного киевского монастыря, наместник Киево-Печерской лавры, известный проповедник XVII века. Умер в 1688 году. Его круг годовых праздничных поучений издан в двух книгах, теперь довольно редких: ""Огородок Марии Богородицы"" (1676) и ""Венец Христов"" (1688). См. М. Марковский, ""А. Радивиловский и проповеди XVII века"" (Киев, 1894). - 4) А. Стаховский, до пострижения Андрей, воспитанник киевской академии и префект черниговского коллегиума. В 1705 году напечатана его книга, писанная силлабическими стихами: ""Зерцало от писания божественного"". С 1721 года митрополит сибирский. Открыл первое духовное училище в Тобольске. Умер в 1740 году, имея лет под 70. - 5) А. Смирницкий, до пострижения Авраамий Гаврилович (1773 - 1846), архиепископ воронежский. С первых дней иночества (1797) А. стал вести подвижническую жизнь, носил власяницу. В сане епископа отличался крайним смирением и приобрел всеобщую любовь. В Воронеже его память благоговейно чтится до сих пор, и его могила посещается богомольцами. Биография его написана Некрасовым (1890 - 92). - 6) А. Знаменский, до пострижения Николай Иванович (1761 - 1824). Главные его сочинения: ""Compendium Hermeneuticae sacrae"" (по Виттесбаху и Рамбаху) и ""Истина благочестия"" (Тобольск, 1804, 1805). - 7) А. Бочков, до пострижения Алексей Поликарпович, сын купца (1803 - 1872). Был игуменом Череменецкого монастыря. Путешествие его в Палестину напечатано в ""Чтениях в Обществе истории и древностей российских"", а ""Письма к разным лицам"", писанные литературным языком, изданы отдельно в 1869 году. Отдельно издана его книга: ""Русские поклонники в Иерусалиме"" (М., 1875 год). - 8) А. Амфитеатров, Яков Гаврилович до пострижения, духовный писатель (1815 - 79). Был ректором киевской духовной академии, епископом смоленским и архиепископом казанским. В Казани энергично занимался устройством миссионерского дела, учредил братство св. Гурия для просвещения в христианском духе инородцев. Его труды: ""Догматическое богословие"" (Киев; 8-е изд., 1862); ""Пастырское богословие"" (ч. 1, Киев, 1851); ""Беседы сельского священника к прихожанам"" (4-е изд., 1854); ""Собрания слов"" его изданы отдельно в Киеве (1859) и Казани. Биография его напечатана архимандритом Сергием (Василевским) в Казани (1885). - А. Румовский, собственно Борисов, до пострижения Александр Иванович, епископ переяславский и (с 1776 года) архиепископ астраханский, бывший законоучитель шляхетского кадетского корпуса (с 1767). Родился 1738 и умер 9 ноября 1786 года; некоторые из произнесенных им ""речей"" напечатаны; в Астрахани заведена им семинария. - А. Павлинский - до пострижения Александр, родился 29 ноября 1804 года, умер во Владимире 29 апреля 1878 года, епископ острогожский (1852 - 53 год), старорусский (1853 - 54 год), епархиальный архангельский (1854 - 57 год), нижегородский (1857 - 1860), волынский (1860 - 66 год) и (с 1862 года в сане архиепископа) владимирский. Его печатных творений немного, и именно одни речи, произнесенные при разных случаях.

Источник: Биографический словарь. 2008

Антоний (Алексей Павлович Храповицкий)

Антоний (Алексей Павлович Храповицкий), известный церковный деятель и писатель, сын новгородского помещика, военного генерала, героя войны 1877 - 1878 годов. Родился в 1864 году. Воспитанный матерью в церковно-аскетическом духе, он, по окончании курса в гимназии, поступил в Петербургскую духовную академию. К концу 4-го курса принял монашество. Оставленный при академии в качестве профессорского стипендиата, он в то же время исполнял должность помощника инспектора (1885 - 86). В 1886 - 87 году А. был преподавателем гомилетики, литургики и каноники в холмской духовной семинарии. В 1887 году был избран исправляющим должность доцента Петербургской духовной академии по кафедре Св. Писания Ветхого Завета и защитил диссертацию на степень магистра богословия: ""Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности"" (СПб., 1887, изд. 2-е, 1888). В 1889 году назначен исправляющим должность инспектора Петербургской духовной академии. В 1890 году получил сан архимандрита и ректорство сначала в петербургской духовной семинарии, а через несколько месяцев - в Московской духовной академии. В 1895 году переведен ректором в Казанскую духовную академию. В 1897 году был рукоположен в епископа и в 1900 году сделался епископом уфимским, в 1902 году архиепископом Волынским. - Изданное в Казани в 1900 году полное собрание сочинений А. в 3-х томах позволяет составить о нем, как о писателе, довольно цельное представление. Его скромная по объему философская диссертация тонет в них незаметной и нехарактерной частицей. Факт свободы воли здесь доказывается из данности его в нашем сознании и самосознании. Другой ученой работой А., выросшей из его профессорских занятий, является ""Толкование на книгу св. пророка Михея"" (СПб., 1891); оно не вошло в собрание сочинений. Отдав дань науке, А. в остальных своих писаниях выступает в типичном облике публициста. Его язык отличается живостью и легкостью, не чуждой по местам резкой развязности. Отзывчивый темперамент, хорошее литературное образование, подвижный ум и проницательность при встречах с людьми дали ему большую власть над духовным студенчеством. Юноши буквально целые годы просиживали у своего неслыханно гостеприимного и ласкового ректора. ""Это университет"", - восклицает в своих воспоминаниях один из них, - ""это древнегреческая академия; здесь среди болтовни и шуток сеются идеи, каждая из которых достойна вырасти в диссертацию"". Нередко так и бывало, но гораздо более оттуда вышло юных монахов особого оттенка: А. первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Богословские воззрения А. вообще не лишены индивидуальности и даже новаторства, вызывающего его в некоторых пунктах даже на прямую полемику с неподвижными ортодоксами (т. I, 73 и сл.; III, 385). Признавая необходимость нравственного объяснения всех церковных догматов, он выкинул знамя борьбы с инославной богословской эрудицией и призвал к созданию оригинального восточного богословия, на основе древних отцов и текста богослужебных книг. Он подчеркнул общественную миссию церкви и, применительно к этой задаче, развил целую систему пастырского душепопечения, приближенного к интересам жизни и к интеллектуальному уровню общества. Общее мировоззрение автора - определенно славянофильское, обостренное принципиальным аскетизмом, доходящим до симпатий монофизитству (""Чем отличается православная вера от западных исповеданий"", СПб., 1901, стр. 5 - 6). Неправильно представление о переменах во взглядах архиепископа А. за последнее время. Это - недоразумение многочисленных его учеников, ошибочно отожествлявших свой юношеский гуманизм с славянофильско-аскетическим энтузиазмом своего учителя. На самом деле А., начиная с первых своих литературных выступлений, оставался всегда себе равен. Обстоятельства последних годов побудили его лишь сделать детальные выводы из ранее высказанных принципов. Основные начала мировоззрений архиепископа А. сводятся к следующей простой диаде: ""Православная вера есть вера аскетическая"", а все мирское строительство около нее принадлежит самодержавному царю православному. Отсюда его идейные враги - все идеологи светской культуры (в числе их оказался и В.С. Соловьев ), интеллигенты (""Слово о страшном суде и о современных событиях"", - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1905), конституционалисты (""Слово на благодарственном молебне после выборов в третью государственную думу"", - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1907), Л.Н. Толстой (""Нравственное учение в сочинении Толстого: ""Царствие Божие внутри вас пред судом учения Христова"", изд. 3-е, М., 1902), римский католицизм - это ""злая и душепагубная ересь"" (""Окружные послания к духовенству волынской епархии"" 1902, 1905, 1906), защитники свободы вероисповеданий (""Заявление о свободе вероисповедания в VI отделе предсоборного присутствия 19 мая 1906"", Почаев, 1906). Его друзья - деятели типа К.П. Победоносцева (""Письмо на имя К.П. Победоносцева в начале ноября 1905 года"". - ""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1906) и простой русский народ, с его православным ""бытом"" (Сочинения т. III, стр. 394); ""О более близких отношениях к армии пастырей и архипастырей церкви"" (""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1906); ""Русскому новобранцу добрая памятка от православного архипастыря"" (М., 1909). Архиепископ А. не запятнал себя ни сочувствием еврейским погромам (""Слово о кишиневских событиях"", Кишинев, 1903, и Одесса, 1903), ни оправданием смертной казни с христианской точки зрения (Сочинения, т. III, стр. 216 - 217). - Из других сочинений А. выдаются еще: ""Беседа христианина с магометанином об истине Св. Троицы"" (""Волынские Епархиальные Ведомости"" и отдельно, 1903); ""Нравственный смысл основных христианских догматов"" (Вышний Волочек, 1906); ""О православном пастырстве"" (М., 1906); ""Сын человеческий"" (""Богословский Вестник"", № 11, 1903). Много проповедей и статей его напечатано в ""Волынских Епархиальных Ведомостях"", ""Церковных Ведомостях"", ""Миссионерском Обозрении"" и ""Колоколе"". А. Карташев.

Источник: Биографический словарь. 2008

Антонии

— монашествующие, оставившие по себе литературные труды: 1) А. Спасоярославский, иеромонах, современник Ивана III, составил "Житие с чудесы Св. благовернаго кн. Федора Ростиславича Черного, чудотворца смоленскаго и ярославскаго", найденное в сборнике XVI века (1543 г.), принадлежавшем митрополиту московскому Даниилу (библиот. рукописей Иосифова Волоколамского монастыря, 490 по рукописи. катал, в библ. Св. Син.) — 2) А. Подольский — монах западно-русский, жил в Москве при царе Михаиле Федоровиче и писал в поддержку старых заблуждений, обвиняя просвещенных справщиков московского печатного двора в еретичестве за уничтожение неподлежащих слов при выправке богослужебных книг. Он оставил несколько сочинений, отчасти известных по рукописям, отчасти изданных. Большая часть их религиозного и нравоучительного содержания: "Об огни просветительном", "Слово о царстве небесном, Богом дарованном и вечном, и о славе святых", отмеченные Сильвестром Медведевым в его "Оглавлении книг, кто их сложил". Затем две рукописи в собрании Ундольского заключают в себе следующие его сочинения: первая рукопись, "Слово о многопотопном и прелестном пиянстве", "Послания к некоему", "О прелестнем сем и видимом нами свете и о живущих нас всех человеков", "О человеческой плоти", "О чести родителей своих", "О пиянстве и о блуде". Вторая рукопись заключает в себе хронограф, состоящий из 333 глав и по своему содержанию сходный с хронографом первой редакции 1512 г. (см. Летопись, Хронограф). Ср. Попов Андрей: "Обзор хронографов русской редакции" (Москва, 1866 и 1869, два выпуска). Существует и несколько "посланий А. П.". Время рождения и кончины, равно и обстоятельства его жизни вообще, не выяснены. — 3) А. Радивиловский — сперва архидьякон черниговской кафедры, потом игумен Николо-Пустынного киевского монастыря, наместник Киево-Печерской лавры, знаменитый проповедник XVII века. Его круг годовых праздничных поучений издан в двух книгах, теперь довольно редких: "Огородок Марии Богородицы" (1676) и "Венец Христов" (1688). Когда родился и умер он, тоже точно не приведено в известность, но, кажется, А. уже не был в живых в 1700 г. — 4) А. Стаховский, до пострижения Андрей, воспитанник Киевской академии и префект Черниговского коллегиума; в 1705 г. напечатана его книга, писанная силлабическими стихами: "Зерцало от писания божественного". С 1721 г. митрополит Сибирский, А. открыл первое духовное училище в Тобольске и † 27 марта 1740 г., имея лет под 70. — 5) А. Зыбелин, до пострижения Алексей Герасимович, род. 1730 г., † 1797, 27 сентября, бывший ректор Московской духовной академии (1768—1770), епископ архангельский (1770—1773), нижегородский (1773—1782) и архиепископ казанский (1782—1785 г.) — любитель наук и просвещения, собравший первые известия о Нижегородской епархии и доставивший "Двинский летописец" Вольному российскому собранию. Из его речей напечатаны произносившиеся при открытии наместничеств Нижегородского, Симбирского и Казанского. Важнейшей заслугою его было удержание от беспорядков народа в Нижегородской епархии рассылкою воззваний: не верить внушениям сторонников Пугачева во время возмущения всего южного Поволожья. — 6) А. Румовский, собственно Борисов, до пострижения Александр Иванович, епископ переяславский и (с 1776 г.) архиепископ астраханский, бывший законоучитель Шляхетского кадетского корпуса (с 1767). Род. 1738 и † 9 ноября 1786 г.; некоторые из произнесенных им "речей" напечатаны; в Астрахани заведена им семинария. — 7) А. Знаменский, до пострижения Николай Иванович, архиепископ, род. 1761 г., † 10 августа 1824 на покое в новгородском Деревяницком монастыре и погребен в Хутынском, которым управлял в бытность епископом старорусским. Был почетным членом Московского университета и приобрел известность многими переводами и самостоятельными сочинениями, из коих важнейшие: 1) "Compendium Hermeneuticae sacrae", сост. по Виттесбаху и Рамбаху. 2) "Истина благочестия" (3 ч., Тоб., 1804, 1805). 3) Издания Эвтропия, Цицерона, "De officiis" и пр. — 8) А. Бочков, Алексей Поликарпович до пострижения, сын купца, род. в Петербурге 14 марта 1803 года, † в Москве 1872 г. 5 апреля, служа в больнице для чернорабочих и заразившись тифом при напутствовании больных. Бывший игумен Череменецкого монастыря (до 1866 года), путешествовал в Палестину и на Афон; до монашества беллетрист, подписывавшийся инициалами Л. Л. и А. Б. Путешествие его в Палестину напечатано в Чтениях общ. и др. росс., а "письма к разным лицам", писанные литературным языком, — изданы отдельно в 1869. Отдельно издана кн. "Русские поклонники в Иерусалиме" (М., 1875 г.) — 9) А. Павлинский — до пострижения Александр, род. 29 ноября 1804 г., † во Владимире 29 апреля 1878 г., епископ острогожский (1852—63 г.), старорусский (1853—54 г.), епархиальный архангельский (1854—57 г.), нижегородский (1857—1860), волынский (1860—66 г.) и (с 1862 г. в сане архиепископа) владимирский. Его печатных творений немного, и именно одни речи, произнесенные при разных случаях. — 10) А. Амфитеатров, Яков Гаврилович до пострижения, род. 1815 г. 15 октября, † 1879 г. 8 ноября в Казани; с 1868 г. был там архиепископом. До казанской кафедры был викарием Киевской митрополии (1858 г.) и епархиальным епископом в Смоленске: с 1851 до 1858 ректор Киевской духовной академии. Написал курсы: — "Догматическое богословие православной кафолической восточной церкви с присовокуплением общего введения в курс богословских наук" (Киев; вышло 8 изданий с 1848 по 1862 г.) и "Пастырское богословие" (Ч. I., Киев, 1851 г.) Очень распространены его "Беседы сельского священника к прихожанам" (4 издания с 1849 до 1854 г.), "Собрания слов" его — изданы отдельно в Киеве (1869 года) и Казани; оставил также много проповедей, печатанных в духовных журналах. С 1876 рода А. Амфитеатров почетный член Имп. акад. наук.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АНТОНИЙ (в миру Храповицкий Алексей Павлович)
17.3.1863, с.
Ватагино, Новгородской губ, - 10.8.1936, Белград) - церковный деятель, философ, богослов. Из дворян. В 1885 окончил Петербургскую духовную академию: принял монашеский постриг. С 1890 ректор Петербургской духовной семинарии, с 1892 - Московской духовной академии. Епископ Чебоксарский (с 1897), Чистопольский (с 1899), Уфимский (с 1900), Волынский (с 1902); архиепископ Харьковский и Ахтырский (с 1914); митрополит Киевский и Галицкий (с 1917). Член Государственного совета и постоянный член Святейшего Синода (1906-7, 1912). Самый образованный и популярный иерарх Русской церкви, учитель и духовный авторитет известнейших церковных деятелей XX в., таких как митрополиты Петр (Полянский), Евлогий (Георгиевский), Сергий (Страгородский) и т.д. Друг и единомышленник, а затем непримиримый оппонент Вл.Соловьева. Делегат на Всероссийский поместный собор Русской православной церкви 1917-18 от ученого монашества; товарищ председателя собора. Первый из трех по количеству поданных голосов претендентов на патриарший престол -101 голос против 2 3, отданных за будущего патриарха Тихона (Белавина). После убийства в 1918 митрополита Киевского Владимира был избран украинским духовенством его преемником и утвержден в этом качестве патриархом Тихоном. В декабре 1918 после захвата Киева Петлюрой А. вместе с архиепископом Евлогием был арестован и заточен в униатский монастырь в Галиции.
После освобождения председатель Высшего церковного управления (ВЦУ) Юга России, эмигрировал вместе с остатками белой армии в 1920 в Константинополь.
Актом от 29.12.1920, подписанным местоблюстителем Вселенского патриарха митрополитом Прусским Доротеусом, получил право управления русской церковной диаспорой. В 1921 по приглашению Сербского патриарха Димитрия А. вместе с ВЦУ Русской церкви заграницей переехал в Сербию. Как старейший по хиротонии архиерей и единственный постоянный член Священного Синода в соответствии с указом патриарха Тихона от 7.11.1920 был избран главой ВЦУ, вокруг которого объединялись все русские архиереи вне пределов России. Председатель 1-го Заграничного собора (нояб. 1921) Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), обратившегося к Генуэзской конференции с просьбой не поддерживать большевистскую власть в России и помочь русскому народу освободиться от коммунистического режима. После роспуска в 1922 (под давлением ПТУ) патриархом Тихоном ВЦУ А. был избран председателем Архиерейского Синода РПЦЗ и его имя возносилось за богослужениями во всех русских церквах после имени патриарха Тихона.
В своих посланиях ко главам православных церквей, правительствам западных стран и руководителям инославных конфессий А. постоянно обращался за помощью в защите гонимой русской церкви на родине. Его обращение к архиепискому Кентерберийскому имело следствием вмешательство английского правительства в судьбу патриарха Тихона и освобождение его из заключения уже во время составления ГПУ обвинительного акта для вынесения смертного приговора.
После подписания заместителем патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) декларации от 29.7.1927 о лояльности советской власти и его требования к заграничному духовенству дать аналогичные подписки А. разорвал церковное общение с Москвой и выступил с резким обличением декларации и политики митрополита Сергия. Его позиция получила поддержку подавляющего большинства русских зарубежных иерархов за исключением митрополита Евлогия, митрополита Платона и их викариев. Поддержавшие позицию Архиерейского Синода и А. эмигрантские епископы при участии и посредничестве сербского патриарха Варнавы выработали в 1935 «Положение о Русской православной церкви заграницей», явившееся основой для управления Русской зарубежной церковью. Основанная А.
РПЦЗ (т.н. «Карловацкая церковь» по месту расположения Синода г.Сремские Карловцы) была признана Сербским, Константинопольским, Антиохийским, Александрийским, Иерусалимским, Болгарским патриархатами; она осуществляла руководство русскими приходами по соглашению с предстоятелями этих церквей и самостоятельно действовала в предоставленных ими границах. В 1935 в Белграде был отмечен юбилей - 50летие священнослужения А., в котором приняли участие представители всех русских юрисдикций и многих православных поместных церквей.
А. вошел в историю русского православия как церковный реформатор, богослов и христианский философ. В своем ответе на опрос епископата Синодом в 1905 относительно реформ в церкви он настаивал на возрождении патриаршества, полной независимости церкви от государства; предлагал закрыть духовные семинарии и заново открыть их на совершенно новых началах - в монастырях, находящихся вне больших развращенных городов. Он считал, что русская церковь «лишена законного главы и отдана в порабощение мирским чиновникам», что «Синод есть учреждение, неведомое святому православию и придуманное единственно для его расслабления и растления». Являясь монархистом и русским патриотом, он, как и Иоанн Кронштадтский, резко выступал против Кишиневского погрома 1903, а в эмиграции отказывался поддерживать шовинистические настроения русских националистов.
«Теперь вдруг полезли ко мне русские из Румынии, домогающиеся автономии церковной и славянского богослужения. Им я ничего не обещал, потому что у них стремления национально-шовинистические, а не церковные. Впрочем, последние мало у кого остались и поэтому всех, кто их сохранил, я ценю теперь еще выше, чем прежде, когда я впрочем тоже симпатизировал им более, чем кому бы то ни было». Признавая в частном порядке законность претензий великого князя Кирилла Владимировича на императорский престол, был уверен, что «не из учреждений политических, но именно из подвига срободных душ идет очищение нравов». Он постоянно выступал против всякой секуляризации церкви, являлся убежденным приверженцем ученого монашества, до конца дней своих сохранял некоторое пренебрежение к обмирщенному «белому» духовенству.
На формирование философской богословской системы А. огромное влияние оказали религиозное славянофильство, а также творчество Ф.Достоевского, большим ценителем и знатоком которого он был (А. стал легендарным прототипом Алеши Карамазова). Магистерская диссертация «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (1887) была написана им по философии и очерчивала круг будущих интересов этого богослова. Для его системы характерна попытка соединения веры и философии при полном неприятии «школьно-катехизического» учения об искуплении, т.н. «юридической теории», воспринятой русской религиозной мыслью из западной схоластики. Однако в своих работах - «Догмат искупления» (1917) и «Опыт христианского православного катехизиса» (1924) -он идет дальше, рассматривая основополагающий догмат христианства об искуплении с точки зрения «нравственного монизма». Это - неслучайный термин, взятый им по аналогии с натурфилософским монизмом. Если последний представляет собой как бы обожествление материалистической идеи (слияние с пантеизмом, однако без признания бытия Божия), то «нравственный монизм» А. является аналогичным изобретением в области богословия, т.к. переносит догмат об искуплении из иррациональной области в область чисто морального воздействия при соответствующем толковании евангельских текстов. От признания ненужности для искупления человека голгофской жертвы А. приходит к отрицанию христианского учения о наследовании первородного греха и вообще о первородном грехе.
Появление «катехизиса» А. вызвало «шок неожиданности» у многих известных богословов. В частности, некоторые критики митрополит Елефеврий, архиепископ Феофан (Быстров) - указывали на наличие в нем пеллагианской ереси, отрицающей первородный грех. После решения Архиерейского Синода РПЦЗ от 27.3.1925 о замене «классического» катехизиса митрополита Филарета на катехизис А. ряд русских архиереев обратились в русский Синод с протестом против включения его в учебный план русских духовных школ. Протест был поддержан известным критиком софиологического учения епископом Серафимом (Соболевым) и известным сербским богословом, редактором журнала «Гласник» о. Милошом Парента.
В результате решение Синода о замене катехизиса было отменено, однако в особом письме А. просил разрешить пользоваться его катехизисом в качестве дополнительного учебного пособия.
Попытка нравственного истолкования догматов приводят А. к явному неприятию позднейшего «византинизма», к которому он относится скорее сурово и сожалеет, что «наше религиозное сознание воспитано в направлении этого, исключительно отрицательного, склада духовного саморазвития, исчерпывающегося в одной борьбе со страстями и малознающего о положительных плодах царства Божьего, о жизни радостной любви к людям». Будучи одним из наиболее известных критиков учения Вл.Соловьева, он часто упрекает его за традиционный византийский «сакраментализм», за его взгляд на таинство «не как на акт моральный..., но как на акт только «мистический», т.е. как на какое-то священное волшебство». Миссия церкви мыслится А. также в моральном плане: «Богословие наше должно разъяснять, что жизнь земная представляет море страданий, горя и слез. Время ли, место ли заниматься бездеятельным созерцанием наличных своих сил и способностей и уклоняться от служения ближнему своему под предлогом нравственного несовершенства».
Миссия церкви, по А., есть прежде всего «руководство народной совестью». Поэтому он не перестает настаивать на необходимости для пастыря знать «жизнь и науку», особенно «со стороны их заманчивости для современных характеров, а равно их влияния на нравственную жизнь человека». Ему претят «бесконечные речи о противоположности знания и веры, о религии безотчетного чувства, о гибельности любознательного разума, опасение религиозных споров и даже несочувствие к принимающим православие иноверцам». Общественное призвание церкви - строить Царство Божие, однако пастырь всячески должен оберегаться от внутреннего обмирщения, от заражения формализмом и законничеством, должен остерегаться духовного насилия.
В онтологии А. является безусловно одним из самых ярких представителей православного «имманентизма»: он считает, что, «представляя Бога имманентным миру, мы приняли не самый пантеизм, а ту частицу правды, которая содержится в нем. Теизм перестает быть теизмом и становится пантеизмом не через внедрения Бога в мир, а через отрицание жизни в Боге». «Бог, оставаясь субъектом всех физических явлений, предоставил самостоятельное бытие субъектам явлений нравственных». Таким образом, с имманентизмом тесно связан и персонализм А. Он решительно отвергает представление «о каждой личности, как законченном, самозамкнутом целом (микрокосме)» и настаивает, что «единая природа» людей не есть только абстракция, отвлеченное понятие, но «реальная сущность». Эта единая природа, однако, не отвергает личностного бытия каждого: «Разделение в нас лица и естества не есть нечто непонятно отвлеченное, но истина, прямо подтверждаемая самонаблюдением и опытом». По мере духовного роста человек перестает ощущать себя как некую самозамкнутую структуру, но «свобода каждой личности совмещается - вопреки пантеизму - с метафизическим единством их бытия».
Богословское наследие А" наиболее известная часть которого - пастырское богословие, является безусловным достоянием не только русской религиозной, но и философской мысли XX в. Ему принадлежат также многочисленные статьи о русской литературе.
Соч.: Соч., т. 1-3. СПб., 1911-13.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции

АНТОНИИ
   • Antonii.
         Из лиц, принадлежавших к этому римскому роду (gens), кроме названных под словом Antonia женщин, должны быть еще упомянуты:
       1. М. Antonius, orator, дед триумвира, один из первых ораторов Рима, родился в 143 г. до Р. X., был консулом в 99 г. до Р. X., а перед тем в 103 г. до Р. X. сражался против киликийских морских разбойников; в 97 г. до Р. X. сделался цензором; в междоусобную войну примкнул к партии Суллы и в 87 г. до Р. X. был убит разъяренными приверженцами Мария. Vell. Pat. 2, 22. Val. Max. 8, 9, 2. В сочинении Цицерона de oratore A. является, в противоположность высоко образованному Крассу, представителем естественного природного красноречия без строго научного образования, не потому, чтобы А. совершенно чужда была греческая наука, а потому, что он избегал самого отдаленного влияния ее на свое красноречие, стараясь придать ему чисто национальный характер. О некоторых из его речей мы имеем довольно точные сведения. Он написал также небольшое сочинение о технике красноречия — de ratione dicendi (Cic. or. 5. Cic. de or. 1, 21. 47 и 48. Quint. 3, 1, 19), изданное, наверно, не по его воле. Часто приводится из этого сочинения изречение disertos se cognosse nonnullos, eloquentem adhuc neminem;
       2. M. A. Creticus, отец знаменитого триумвира, претор в 75 г. до Р. X.; в 74 г. до Р. X. ему дано было поручение преследовать по берегам Средиземного моря морских разбойников, но серьезных действий против них он не предпринял, а только ограбил Сицилию и, говорят, был даже в стычке с пиратами. Sall. hist. 4, 7. Vell. Pat. 2, 31. Вследствие одного нападения А. на остров Крит, где он, потерпев большой урон, и умер, его в насмешку прозвали Критским. Plut. Ant.1. Diod. Sic. 40, 1; брат его 3) С. Ant. Hybrida, был известен своим хищническим характером, который обнаружил, когда, отправившись в 87 г. до Р. X. с Суллой на Восток и после возвращения Суллы из Азии в 83 г. до Р. X. оставшись в Греции, разграбил эту страну, а потом принял участие и в проскрипциях Суллы. За грабеж, совершенный им в Греции, он был обвиняем в 76 г. до Р. X. Юлием Цезарем, но не подчинился приговору суда, а апеллировал к народным трибунам, Plut. Caes. 4. В 70 г. до Р. X. за свои преступления подвергся исключению из сената, но скоро опять был в него принят (Cic. Cluent. 42). Затем сделался эдилом, а в 65 г. до Р. X. — претором. В заговоре Катилины он принимал тайное участие, не выступая открыто его приверженцем. В 63 г. до Р. X. одновременно с ненавистным для него Цицероном А. сделался консулом. Plut. Cic. 12. Cat. Cic. 3, 6. После того как заговор обнаружился, А. поручено было вести войско в Этрурию, но он, не желая лично способствовать гибели Каталины, под предлогом болезни передал командование в самый день битвы Петрею, хотя после счастливого исхода сражения сам принял титул императора (Dio Cass. 37, 40). Затем он отправился в свою провинцию Македонию, начал здесь свои обычные грабежи и опустошил соседние с провинцией земли дарданов и бастарнов, был, однако, теми и другими разбит. В 59 г. до Р. X. подвергся двум обвинениям: за грабеж и за участие в заговоре Катилины (Cic. Cael. 31. Val. Max. 4, 2, 6) и, несмотря на защиту Цицерона, был осужден. Cic. Саес. 38. Он отправился на остров Кефаллению, где поступал с обычным самоуправством. В 44 г. до Р. X. Цезарь отозвал его обратно. При помощи триумвира, своего племянника, он в 42 г. до Р. X. получил цензуру;
       4. M. Antonius (Triumvir), старший сын А. Критского, по матери своей Юлии был близким родственником фамилии Цезаря и родился, вероятно, в 83 г. до Р. X. Проведя молодость в кутежах и распутстве (Cic. Phil. 14, 3), он в 58 г. до Р. X. отличился в Палестине, во время войны против Аристобула, и затем в Египте. Plut. Ant. 3. В 54 г. до Р. X. примкнул к Цезарю, принимал участие в его галльских походах (Caes. b. g. 7, 81. 8, 2. 38. 46) и по рекомендации Цезаря в 50 г. сделан авгуром и народным трибуном. Plut. Ant. 5. Когда начался раздор между Цезарем и Помпеем, А. решительно встал на сторону Цезаря, и тот во время испанской войны передал ему главное командование в Италии. Cic. ad Att. 10, 8, 11. Рядом с Цезарем А. сражался при Фарсале (48 г. до Р. X.) и сделан был magister equitum; но его распутный образ жизни вызвал охлаждение к нему Цезаря. Caes. b. c. 3, 24, 89. Plut. Pomp. 89. После состоявшегося между ними примирения (45 г. до Р. X.) А. вместе с Цезарем сделался консулом (Plut. Ant. II); пытался возложить на Цезаря царскую диадему и способствовал всем планам диктатора (т. ж. 12. Cic. Phil. 2, 34). После убийства Цезаря А. вскоре сумел воспользоваться обстоятельствами для своих видов; он овладел государственной казной (Cic. Phil 2, 37), 17 марта собрал сенат и достиг того, что последний хотя и запретил всякие расследования обстоятельств смерти Цезаря, но утвердил все сделанные Цезарем распоряжения (т. ж. 39. Plut. Ant. 14. Dio Cass. 44, 22). После этого ?., по-видимому, примирился с убийцами Цезаря, но в то же время старался обнародованием завещания, в котором Цезарь выказал такую щедрую заботливость о народе, и восхвалением подвигов убитого более и более разжигать ненависть народа к убийцам. Dio Cass. 44, 34, сл. App. b. с. 2, 144, 147. Plut. Brut. 19. Особенно сильно способствовала этому речь А., сказанная им над трупом Цезаря. Сенат привлек он на свою сторону тем, что уничтожил диктатуру и возвратил из изгнания Помпея Младшего; толпе угождал раздачей земель, опубликованием и приведением в исполнение множества жалованных грамот Цезаря, причем, впрочем, не забыл себя и присвоил большие суммы денег. Plut. Ant. 15. Cic. Phil. 5, 4. У Брута и Кассия он, к великому удовольствию сената, отнял их провинции. Затруднительно было его положение в отношении к Октавиану, юному племяннику и наследнику Цезаря, вскоре прибывшему в Рим. Сначала А. относился к нему высокомерно, затем сблизился с ним для того, чтобы при его содействии получить Галлию; однако вскоре между ними начались новые ссоры. Вследствие этого А. отправился в свою провинцию Галлию; в это время Цицерон произносил против него свои знаменитые «Филиппики». Вытеснив Д. Брута из Галлии, А. Осадил его в Мутине; здесь застигло А. повеление сената очистить Галлию; т. к. он не хотел повиноваться, то был объявлен врагом государства, а затем Октавиан и оба консула, Гиртий и Панса, разбили его при Мутине (Dio Cass. 46, 29-37. App. b. с. 3, 60-76), в 43 г. до Р. X. он должен был удалиться обратно в Галлию, где усилил свое войско присоединением испанских легионов. Когда затем сенат, не доверяя Октавиану, стал оказывать предпочтение республиканской партии и поставил Брута во главе войска, Октавиан помирился с А., и они втроем с Лепидом заключили (43 г. до Р. X.) договор на 5 лет (Plut. Ant. 19. App. b. с. 4, 2. Dio Cass. 46, 55 сл.); поделив между собой на этот срок провинции и объявив в опале своих противников, а имения их конфисковав, триумвиры готовились к борьбе с Брутом и Кассеем. Это был единственный настоящий триумвират; последствиями его установления были бесчеловечная резня и проскрипции, ужаснувшие Рим; благороднейшие граждане, в числе их и Цицерон, были преданы смерти. Затем Октавиан и А. отправились с войсками в Македонию и встретили своих противников, предводимых Брутом и Кассием, при Филиппах. В двух сражениях (42 г. до Р. X.) республиканцы были разбиты, предводители их сами лишили себя жизни. App. 4, 111-135. Успехом войны триумвират был обязан в особенности военным талантам А. Произошел новый раздел провинций, причем А. получил восточные области государства. В Киликии он увидел египетскую царицу Клеопатру и, плененный ее красотой, последовал за ней в Александрию (зимой 41/40 г. до Р. X.). Пока он предавался здесь наслаждениям, парфяне опустошили Азию, а Октавиан втайне готовился к выполнению своих честолюбивых планов, хотя новый заключенный в это время договор еще связывал его с Антонием. А. предпринял поход на парфян, но после нескольких неудачных сражений отправился в Афины, где велел чествовать себя как Вакха и провел 39 г. Затем он снова воевал в Азии с парфянами, но и на этот раз безуспешно. Dio Cass. 49, 22. Plut. Ant. 34. В 38 г. до Р. X. возвратился в Афины, а затем отправился в Тарент; здесь при посредстве супруги своей Октавии, сестры Октавиана, на которой женился вскоре после возобновления договора, уладив некоторые недоразумения, возникшие у него с Октавианом, он имел свидание с последним. Вероятно, тогда же триумвират был продолжен еще на 5 лет. После этого А. снова отправился в Сирию, куда прибыла и Клеопатра, до такой степени теперь подчинившая его себе, что он подарил ей многие римские провинции и предпринял столько же сумасбродный, сколько и неудачный поход против парфян. Plut. Ant. 37. 50. Flor. 4, 10. Vell 2, 82. После бесславного возращения из этого похода он с Клеопатрой отправился в Египет. В то же время Секст Помпеи, державший себя весьма двусмысленно по отношению к А., попался в руки одного из Антониевых легатов и по его приказанию был казнен (36 г. до Р. X.). Примирению А. с покинутой им Октавией воспрепятствовала Клеопатра, которая опять получила от него в подарок для себя и своих детей несколько римских областей. Отношения между двумя триумвирами становились все враждебнее, и после того как (32 г. до Р. X.) консулы, покинув Рим, отправились к А., полагая, что он расположен к народной партии, к которой сами принадлежали, война стала неизбежной. Но т. к. А. вместо того, чтобы наконец опомниться и со всей возможной энергией готовиться к борьбе, вполне отдался влиянию Клеопатры и даже сделал в пользу ее завещание, то многие из самых значительных его приверженцев оставили его. Римский сенат и народ объявили ему войну. Октавиан старался сделать как можно более ненавистным для них своего противника, обнародовать его завещание. В то время как Октавиан энергически готовился к войне, А. в бездействии проводил зиму в Ахайе. Наконец он собрал свои войска, 100 тысяч пехоты и 12 тысяч конницы; его флот состоял из 500 кораблей; у Октавиана было только 80 000 пехоты, 12 000 конницы и 250 кораблей; но он имел замечательного полководца в лице Агриппы. Dio Cass. 50, 29 слл. Plut. Ant. 61 слл. Flor. 4, 11. При Акции 2 сентября 31 г. произошло морское сражение. Октавиан искусными маневрами побудил неприятеля слишком широко растянуть фланги, а сам все свои силы обратил против неприятельского центра. Тогда Клеопатра, сопровождавшая А. со своими 60 кораблями, внезапно обратилась в бегство; за ней последовал и А., который не в силах был расстаться с этой женщиной. Агриппа уничтожил остальную часть неприятельского флота. Plut. Ant. 65-68. Vell. Pat. 2, 85. Покинутое А. сухопутное войско 7 дней спустя сдалось без сопротивления. А. отправился в Александрию, где Клеопатра думала только о своем собственном спасении. Здесь он жил некоторое время, предаваясь обычным наслаждениям, а легионы между тем отпадали от него один за другим. Наконец он попытался оказать отпор приближающемуся Октавиану; но проиграл сражение и, услышав, будто Клеопатра лишила себя жизни, тяжко ранил себя, бросившись на свой меч. Когда узнал, что Клеопатра жива, он велел отнести себя к ней и умер на ее руках. Dio Cass. 51, 10. Plut. Ant. 76 сл. А. был женат сперва на Фадии, затем на дочери дяди своего Г. Антония, с которой потом развелся, чтобы жениться на Фульвии. По смерти последней женился на благородной Октавии, но и ее покинул ради Клеопатры. От этих его браков после его смерти оставалось еще в живых семеро детей. Ораторские речи А. отличались напыщенностью и неправильностью слога. Некоторые письма его помещены в собрании писем Цицерона;
       5. С. Antonius, брат триумвира, был легатом у Цезаря (49 г. до Р. X.), затем претором в Македонии; казнен по приказанию Брута. Plut. Brut. 28. Dio Cass. 47, 23 слл.;
       6. L. Antonius, младший брат триумвира, во время междоусобных войн стоял на стороне Цезаря. По смерти последнего поддерживал своего брата и, между прочим, помог ему, насильственным, впрочем, путем, провести аграрный закон. Cic. Phil. 9, 11, 6. Участвовал и в военных делах брата, но ничего замечательного не совершил. Однако в 41 г. до Р. X. получил триумф за победы над альпийскими народами, а в следующую зиму (от осени 41 до весны 40 г. до Р. X.) вел перузинскую войну против Октавиана. Возбуждению войны особенно способствовала жена триумвира, Фульвия, рассчитывавшая, что, если произойдет солкновение с Октавианом, А. наверное вернется к ней, вырвавшись из сетей Клеопатры. С этой целью она воспользовалась новым аграрным законом и старалась воспрепятствовать раздаче земель легионам, а потом выступила защитницей землевладельцев, потерпевших от этой раздачи. Таким образом, дело дошло до войны, и А. был в течение целой зимы осаждаем Октавианом и его полководцами Агриппой (App. 5, 20 — 49) и Сальвидиеном в этрусском городе Перузии. Войско, собранное Фульвией, напрасно пыталось заставить неприятеля снять осаду, так же безуспешны оказались и вылазки, делавшиеся из города; осажденные стали очень страдать от голода, А. принужден был начать переговоры с Октавианом и сдался ему, испросив пощаду для своих друзей; Октавиан примирился с Антонием и вскоре назначил его претором в Испанию. Цицерон, вероятно из личной ненависти, изображает характер А. в очень непривлекательном виде. Phul. 5, 1.1, 6. 14, 3 и в других местах;
       7. M. Antonius Antyllus, сын триумвира и Фульвии, родился в 36 г. до Р. X.; по воле отца, в случае смерти последнего, должен был управлять Египтом; казнен по приказанию Октавиана. Suet. Oct. 63. Plut. Ant. 81;
       8. Iulus Antonius, младший брат предыдущего; очень старательно и с большой любовью был воспитан своей мачехой Октавией. По смерти А.-триумвира Август милостиво обращался с Иулом и неоднократно назначал на разные должности (Vell. 2, 100. Suet. Claud. 2. Tac. ann. 4, 44). Но впоследствии Иул был уличен в прелюбодеянии с дочерью Августа Юлией, и император приказал казнить его; кажется, Иул предупредил наказание, добровольно лишив себя жизни. Гораций хвалит его поэтические произведения (Od. 4, 2). Сын Иула Iucius, последний представитель рода Антониева, умер в изгнании в Массилии в 26 г. от Р. X. Не принадлежали к этому роду, но также носили имя Антониев: 9) Antonius Musa, знаменитый римский врач, излечивший Августа от тяжелой болезни холодными ваннами. Suet. Jct. 81. С этих, кажется, пор сделалось очень распространенным лечение купаниями, и именно холодными. Nor. ер. 1, 15, 3. Приписываются А., но, наверное, принадлежат позднейшим временам сочинение, посвященное Агриппе: de herba betonica, и отрывок de tuenda valitudine ad Maecenatem. Изд. Caldani (1800);
       10. Antonius Primus, родом из Галлии, при императоре Гальбе вступил в римскую военную службу, служил и во времена Отона и Вителлия, а когда положение последнего сделалось сомнительным, перешел к Веспасиану. С мезийскими и паннонскими легионами он направился в Италию (Tac. hist. 3, 6), дважды разбил Вителлия у Кремоны и взял штурмом этот город (т. ж. 8, 27 слл. Dio Cass. 65, 11 слл.). Но после этого он потерял всякое самообладание и пошел по Италии как по завоеванной стране, опустошая ее. Вместо того чтобы идти на Рим, он медлил, оставаясь вдали от столицы, не хотел повиноваться назначенному Веспасианом главнокомандующему Муциану и, только услышав, что занятый Сабином, братом Веспасиана, Капитолий сожжен, двинулся на Рим и взял его; на улицах города несколько дней продолжалась ужасная резня. Вителлий был убит, и А. распоряжался теперь как неограниченный владыка; но скоро должен был уступить власть Муциану. Tac. hist. 3, 78-84. 4, 2. 11. Недовольный этим А. отправился к Веспасиану; тот ласково принял его, но не удовлетворил его честолюбивых ожиданий (т. ж. 4, 80). По Mart. 10, 23, А. жил еще во времена Домициана. ср.: Dio Cass. 65, 19;
       11. С. Antonius Saturninus, правитель Верхней Германии, поднял восстание против императора Домициана (Suet. Dom. 6 сл.) и, побежденный Норбаном Максимом, был казнен по приказанию Домициана. Dio Cass. 67, 11. Mart. 9, 84;
       12. Antonius Polemo из Лаодикеи, при Траяне и его преемниках был учителем риторики в Смирне; на 56 г. жизни, измученный невыносимыми подагрическими болями, сам лишил себя жизни. В древности очень хвалили его речи; из числа их до нас дошли два надгробных слова в честь марафонских героев.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884