Анты
Анты
объединение восточно-славянских племен, 4-7 вв., живших преимущественно между Днестром и Днепром.
Источник: Глоссарий исторических терминов
Анты
название славян или родственного им племенного союза, обитавшего восточнее других славянских племен. Анты сформировались в III-IV вв.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Анты
название объединения славянских племён (проживавших преимущественно между Днестром и Днепром) в сочинениях византийских и готских писателей V I— V II вв. Занимались земледелием, скотоводством, ремёслами, торговлей. Вели войны с Византией, готами, аварами.
Анты
название объединения славянских племен у византийских и готских писателей VI - нач. VII вв. Жили преимущественно между Днестром и Днепром. Основное занятие антов - земледелие. Общественный строй - военная демо-кратия. Воевали с готами, Византией, аварами.
АНТЫ
(лат. аntae) — продолжение двух продольных стен прямоугольной целлы в длину, за пределы поперечной стены. Имеют плоские торцы, а между торцами помещены, как правило, две колонны. Анты образуют у дверей в наос или за ним особое помещение, одна сторона которого открыта.
АНТЫ
название объединения славянских племен в сочинениях византийских и готских писателей 6 - начала 7 вв. (Иордан, Прокопий Кесарийский и др.). Жили преимущественно между Днестром и Днепром и к Востоку от Днепра. Занимались земледелием, скотоводством, ремеслами, торговлей. Воевали с Византией, готами, аварами.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
АНТЫ
применявш. визант. писателями 6 — 7 вв. назв. вост.-слав. племен в 4 — 7 вв. Возможно, что это видоизм. общеслав. имен «венты», «вяты». Впервые назв. «ант» встреч. в одной из керченских надписей 3 в. н.э. Осн. сведения по истории А. содерж. в работах писателей 6 — 7 вв.: Прокопия, Иордана, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
АНТЫ
объединения славянских племен IV—VII вв. н. э. Так называют их византийские и готские писатели (Иордан, Прокопий Кессарийский). Они жили в лесостепи между Днестром и Днепром. Общественный строй — военная демократия. Основное занятие — пашенное земледелие. Воевали с Византией, аварами, готами. Среди их вождей — Боз (Бож, Бооз). Их южными соседями были склавины.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Анты
по мнению многих ученых - объединения восточных славян в целом или южная группа восточнославянского мира в 4 – 7 вв. Предположительно анты жили между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. (см. историческую карту «Киевская Русь в 9 – 12 вв.» ) Основными занятиями антов были: пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло и торговля (см. «варяжский путь» ). С начала 6 в. они осуществляли наступления на балканские владения Византии . (См. историческую карту «Славяне в 6 – 11 вв. Византийская империя в 6 – 11 вв .») Анты имели собственных вождей: (известны Боз (Бож, Бооз), Ардагаст, Пирагост), свое войско. Сохранились сведения, что они были очень высокого роста и огромной силы. В последнее время появилась точка зрения о том, что анты являлись отдельной группировкой славянства, сформировавшейся в 3 – 4 вв. при взаимодействии славян с ираноязычным населением. Они вместе с другими праславянскими группировками приняли участие в этногенезе (происхождение народа) будущих восточных, южных и западных славян. Однако несомненно, что хозяйственный строй, религия и др. важные признаки у восточных славян и антов были общими. В 7 в. анты перестали упоминаться в письменных источниках, а их место занимает новое объединение – Русь .
Источник: Краткий исторический словарь
Анты
название восточнославянских племен в 4 – 7 в.в., применявшееся византийскими писателями 6 – 7 в.в. Впервые встречается в Керченской надписи 3 в. н. э. Анты занимали зону лесостепи между Днестром и Днепром и к востоку от Днепра. Они знали пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и т.д. Для антского общества была характерна сельская община. Археологам известны остатки обширных поселений антов, состоявших из ряда отдельных домохозяйств, ремесленных мастерских. Имущественное расслоение у антов прослеживается по многочисленным кладам монет и драгоценностей. Большого развития достигло рабовладение. В 3 – 4 в.в. у антов складывается государство. Анты имели сильную военную организацию. В 4 в. анты вели упорную борьбу с готской державой. С начала 6 в. анты, вместе с родственными им склавинами, вели наступление на Балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550 – 551 г.г. часть антов и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается славянская колонизация Балкан. Имя антов в начале 7 в. перестало упоминаться в письменных источниках. Место антов заняло новое объединение – Русь, ядро которого совпадало с наиболее развитыми землями антов. См. Славяне.
АНТЫ
греч. antai - применявшееся визант. писателями 6-7 вв. назв. вост.-слав. племен в 4-7 вв.). Возможно, что это - видоизменение общеслав. имени "венты", "вяты". Впервые назв. "ант" встречается в одной из керченских надписей 3 в. н. э. Осн. сведения по истории А. содержатся в работах писателей 6-7 вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо- Маврикия, Феофана. Точные географич. границы применения наименования "А." нельзя определить; наиболее важной исторически была область лесостепи от Карпат до Северского Донца, где известна т. н. "черняховская культура", к-рую, по мнению многих исследователей, можно в осн. части связывать с А. "Антские" племена лесной зоны жили в 4-6 вв. в условиях первобытнообщинного строя, а в лесостепной зоне у А., вероятно, уже возникали клас. отношения. А. в лесостепи знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и др. отрасли произ-ва. Ремесло у А. уже отделилось от с. х-ва; известен ряд ремесл. мастерских (железоделат., гончарных, ювелирных), к-рые работали на продажу. Росла внутр. торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римской империей); возникло ден. обращение, для чего использовались серебряные рим. монеты. На землях А. встречается много рим. вещей (монеты, амфоры, стекл., металлич. и керамич. посуда, ювелирные изделия и др.). Для антского общества была характерна сел. община. Археологам известны обширные открытые, лишенные укреплений поселения А., состоявшие из ряда отд. домохозяйств. Имуществ. расслоение у А. прослеживается по многочисл. кладам монет и драгоценных вещей (т. н. Антские клады). Большого развития у них достигло рабовладение, причем принудит. труд рабов использовался А. непосредственно в х-ве. Визант. историки пишут о многих десятках тыс. военнопленных, захватывавшихся А. с целью превращения их в рабов, но рабы у А. пребывали в более мягких формах зависимости, чем в Византии. В 3-4 вв. у А. складывалось гос-во, не получившее завершения в последующее время. В письм. источниках 6-7 вв. упоминаются политич. деятели А.: князья ("рексы") Боз, Ардагаст, Пирагост; дипломат Мезамир; вельможи Идарий, Келагаст; полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и т. д. Предполагают, что имя Боза было известно автору "Слова о полку Игореве", вспоминавшему "время Бусово". По сведениям Прокопия, Менандра и др., А. имели сильную воен. орг-цию, выставляли войско в неск. десятков тысяч воинов (что, видимо, преувеличено). В 4 в. А. вели упорную борьбу с готской державой Германариха, возникшей в Сев. Причерноморье. В 385 готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить своей власти А., но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен кн. Боза и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С нач. 6 в. А. вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Вначале оно носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550-551 часть А. и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается слав. колонизация Балкан. С кон. 6 в. А. вели войны с аварами. Имя А. в нач. 7 в. перестало упоминаться в письм. источниках. Место А. заняло новое и более обширное объединение - Русь, ядро к-рого совпадало с наиболее развитыми землями А. Источн.: Прокопий из Кесарии, Война с готами, пер. с греч., М., 1950; Агафий Миринейский, О царствовании Юстиниана, М.-Л., 1953; Феофилакт Симокатта, История, М., 1957. Лит.: Рыбаков Б. A., Анты и Киевская Русь, "ВДИ", 1939, No 1, Мишулин А. В., Др. славяне в отрывках греко-римских и визант. писателей по VII в. н. э., "ВДИ", 1941, No 1;Третьяков П. Н., Восточнославянские племена, 2 изд., М., 1953; Брайчевський М. Ю., Антський перiод в iсторi? схiдних слов´ян, "Археологiя", 1952, в. 7; Нариси стародавньо? iсторi? УРСР, К., 1957; Очерки истории СССР. III-IX вв., М., 1958, с. 30-111. М. Ю. Брайчевский. Киев.
Анты
Вот что говорит об антах и славянах историк готов Иордан: «От истока реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось много-людное племя венедов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако, главным образом, они именуются склавинами и антами. Место городов занимают у них болота и леса. Анты же, храбрейшие из всех славянских племен, живя на изгибе Понта, простираются до Данапра. Реки эти отстоят друг от друга на много дневных переходов».
Прокопий Кесарийский, живший, как и Иордан, в VI в. н. э., несколько расширяет территорию расселения антов. Он говорит о славянах и антах, «которые имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега». В другой части своего произведения «Готская война» Прокопий снова возвращается к вопросу о границах земли антов, которые он расширяет на восток, за Днепр, где, по его свидетельству, «занимают земли бесчисленные племена антов».
О расселении славян и антов вплоть до низовьев Дуная сообщает и третий автор VI в. – Маврикий. В своем «Стратегиконе», говоря о славянах и антах, он указывает, что «их реки вливаются в Дунай».
Свидетельства писателей древности дают нам возможность говорить о том, что анты занимали земли от Дуная до Днепра и далее на восток, где границы их расселения точно установить трудно.
Здесь, на востоке, анты соприкасались с кочевыми и полуоседлыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Эти племена были остатками сарматских племен, среди которых были и иранцы, и яфетиды (народы, близкие современным черкесам, чеченцам, ингушам и т. д.), и тюрки.
Здесь, у Донца, анты входили в состав сарматских племенных объединений.
Антские пальчатые фибулы: 1 – Кладово; 2 – Морешти; 3 – Мартыновка; 4 – Сучава-Шипот
В «Истории лангобардов» Павла Диакона говорится о «крае» (или «земле») антов. Где же была «земля антов»? Если обратиться к памятникам материальной культуры, которые в науке принято считать антскими, то следует отметить, что основным ядром земли антов было среднее Поднепровье. Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа на Дону, до Харькова и, наконец, до Херсона на Нижнем Днепре.
Кем же были анты? Нет никакого сомнения в том, что писатели VI–VII вв., прекрасно знавшие и славян, и антов, уже в силу хотя бы того обстоятельства, что военная мощь славянских и антских племен Дамокловым мечом нависла над Византийской империей, считают и тех, и других потомками одного племени – венедов.
Для Иордана, современника и свидетеля опустошительных набегов славян и антов на византийские земли, не было никаких сомнений в том, что славяне и анты – родственные, близкие друг другу группы племен, носившие ранее название венедов, которое продолжало обозначать то славян в целом, то определенную, главным образом западную, группу славян.
Отмечая родство славян и антов, Прокопий говорит: «И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же». Прокопий указывает: «У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга». Подтверждение этому мы находим в «Стратегиконе»: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе». Анты являются восточными славянами, непосредственными предками русских.
Антские имена собственные, дошедшие до нас в латинизированной или эллинизированной форме, звучат как чисто славянские имена. В них характерное для русской речи полногласие: Доброгаст (или Доброгост), Всегорд, Хвалибуд, Мезамир (Межамир), Идар, Келагаст, Бож.
Верования (культ «бога, творца молний», по Прокопию, т. е. Перуна, сохранение в русских погребальных обычаях некоторых особенностей обычаев эпохи полей погребальных урн), сходство и генетическая связь вещественных памятников (украшений, посуды и т. п.), сходство поселений и жилищ (жилища с ходами, поселения на берегах рек и у края болот) и т. д. сближают антов и русских.
Некоторые обряды антов, сохранившиеся у древних русских, уводят нас в седую даль времен, ко временам трипольцев, и являются соединительным звеном между Трипольем и русскими времен Киевского государства (культ быка трипольцев – обычай принесения в жертву богу грозы быков у антов – остатки этого же культа в языческих верованиях древних русских).
Древнейшему этапу истории антов соответствует культура полей погребальных урн и более поздние, близкие к ней, памятники VI–VII вв., центром которых было среднее Приднепровье.
Анты – не единый народ. На отсутствие полного единства антских племен указывает наличие местных особенностей в материальной культуре и погребальных обычаях (трупоположение и трупосожжение) – типичный признак этнической пестроты.
Прокопий Кесарийский, живший, как и Иордан, в VI в. н. э., несколько расширяет территорию расселения антов. Он говорит о славянах и антах, «которые имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега». В другой части своего произведения «Готская война» Прокопий снова возвращается к вопросу о границах земли антов, которые он расширяет на восток, за Днепр, где, по его свидетельству, «занимают земли бесчисленные племена антов».
О расселении славян и антов вплоть до низовьев Дуная сообщает и третий автор VI в. – Маврикий. В своем «Стратегиконе», говоря о славянах и антах, он указывает, что «их реки вливаются в Дунай».
Свидетельства писателей древности дают нам возможность говорить о том, что анты занимали земли от Дуная до Днепра и далее на восток, где границы их расселения точно установить трудно.
Здесь, на востоке, анты соприкасались с кочевыми и полуоседлыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Эти племена были остатками сарматских племен, среди которых были и иранцы, и яфетиды (народы, близкие современным черкесам, чеченцам, ингушам и т. д.), и тюрки.
Здесь, у Донца, анты входили в состав сарматских племенных объединений.
Антские пальчатые фибулы: 1 – Кладово; 2 – Морешти; 3 – Мартыновка; 4 – Сучава-Шипот
В «Истории лангобардов» Павла Диакона говорится о «крае» (или «земле») антов. Где же была «земля антов»? Если обратиться к памятникам материальной культуры, которые в науке принято считать антскими, то следует отметить, что основным ядром земли антов было среднее Поднепровье. Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа на Дону, до Харькова и, наконец, до Херсона на Нижнем Днепре.
Кем же были анты? Нет никакого сомнения в том, что писатели VI–VII вв., прекрасно знавшие и славян, и антов, уже в силу хотя бы того обстоятельства, что военная мощь славянских и антских племен Дамокловым мечом нависла над Византийской империей, считают и тех, и других потомками одного племени – венедов.
Для Иордана, современника и свидетеля опустошительных набегов славян и антов на византийские земли, не было никаких сомнений в том, что славяне и анты – родственные, близкие друг другу группы племен, носившие ранее название венедов, которое продолжало обозначать то славян в целом, то определенную, главным образом западную, группу славян.
Отмечая родство славян и антов, Прокопий говорит: «И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же». Прокопий указывает: «У тех и других один и тот же язык, довольно варварский, и по внешнему виду они не отличаются друг от друга». Подтверждение этому мы находим в «Стратегиконе»: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе». Анты являются восточными славянами, непосредственными предками русских.
Антские имена собственные, дошедшие до нас в латинизированной или эллинизированной форме, звучат как чисто славянские имена. В них характерное для русской речи полногласие: Доброгаст (или Доброгост), Всегорд, Хвалибуд, Мезамир (Межамир), Идар, Келагаст, Бож.
Верования (культ «бога, творца молний», по Прокопию, т. е. Перуна, сохранение в русских погребальных обычаях некоторых особенностей обычаев эпохи полей погребальных урн), сходство и генетическая связь вещественных памятников (украшений, посуды и т. п.), сходство поселений и жилищ (жилища с ходами, поселения на берегах рек и у края болот) и т. д. сближают антов и русских.
Некоторые обряды антов, сохранившиеся у древних русских, уводят нас в седую даль времен, ко временам трипольцев, и являются соединительным звеном между Трипольем и русскими времен Киевского государства (культ быка трипольцев – обычай принесения в жертву богу грозы быков у антов – остатки этого же культа в языческих верованиях древних русских).
Древнейшему этапу истории антов соответствует культура полей погребальных урн и более поздние, близкие к ней, памятники VI–VII вв., центром которых было среднее Приднепровье.
Анты – не единый народ. На отсутствие полного единства антских племен указывает наличие местных особенностей в материальной культуре и погребальных обычаях (трупоположение и трупосожжение) – типичный признак этнической пестроты.
Источник: Славянская энциклопедия.