АНУБИС
Анубис
(греч., егип. собачка), егип. бог смерти. Изображался в виде лежащего шакала или собаки, а также в виде человека с шакальей или собачьей головой. А. покровительствовал мумифицированию и исполнял ряд обязанностей в суде по отношению к умершим, например, рассказывал о них судьям. В связи с этим греч. писатели отождествляли его с Гермесом Психопомпом. В позднеегип. текстах и у Плутарха А. значится сыном Осириса.
Источник: Словарь античности. 1989
АНУБИС
• An?bis,
´???????, египетский бог, сын Осириса и Изиды или богини ??????. Почитание этого божества тесно связано было с культом мертвых. Под покровительством А. находились бальзамирование, одевание и закутывание мертвых; он охранял могилы и оберегал мумии, провожал души умерших в подземный мир и ходатайствовал о милостивом для них приговоре на посмертном судилище. Изображали этого бога или в виде шакала, или в виде человека с головой шакала; греки и римляне, смешивая шакала с собакой, называют А. богом с собачьей или волчьей головой.
АНУБИС
в егип. миф. бог-покровитель умерших; почит. в образе лежащ. шакала черн. цвета или дикой собаки Саб (или в виде человека с головой шакала или собаки). А.-Саб считался судьей богов. Центром культа А. был город 17-го нома Каса (греч. Кинополь, «город собаки»), однако его почит. очень рано распростр. по всему Египту. В период Др. царства А. считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т.е. тот, кто впереди страны Запада (царст-ва мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий впереди чертога богов». Согл. «Текстам пирамид», А. был гл. богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис гл. обр. олицетв. умершего фараона, к-рый оживал подобно богу). С кон. 3-го тыс. до н.э. функции А. переходят к Осирису, к-рому присваив. его эпитеты, а А. входит в круг богов, связ. с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутств. на суде Осириса. Одной из важнейших функций А. была подготовка тела покойного к бальзамир. и превращ. его в мумию. А. приписыв. возлож. на мумию рук и превращ. покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающ. благодаря этому жесту; А. расставл. вокруг умершего в погребал. ка-мере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. А. тесно связан с некрополем в Фивах, на печати к-рого изображ. лежащий над девятью пленниками шакал. А. счит. братом бога Баты. По Плутарху, А. был сыном Осириса и Нефтиды. Древ. греки отожд. А. с Гермесом.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998