АПИС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПИС
священный бык, которому поклонялись древние египтяне. Он содержался в Мемфисе, где имел храм с обширным двором и где к нему были приставлены многочисленные жрецы. День его рождения (избрание нового священного быка) праздновался ежегодно с большой торжественностью по всему Египту, и весь Египет облекался в траур в день смерти Аписа. В теле Аписа, по верованию египтян, заключался дух бога Осириса. Приметы Аписа: черный цвет шерсти, пятно на лбу, полукруглое пятно на правом боку, черный нарост в виде жука под языком.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Апис
(греч., егип.), свящ. бык у др. египтян, одно из гл. божеств. А. имел многочисл., различные по характеру и значимости отношения с другими богами, в первую очередь с Осирисом, с которым А. связывал культовый аспект плодородия, присущий им обоим. В частности, древние верили в то, что бык, выпущ. на поля, повышает их плодородие. Бык, чтобы считаться свящ., обязательно должен был иметь особые приметы, описание которых встречается у мн. греч. и лат. писателей (черная масть, белое пятно на лбу). Умершего А. бальзамировали и хоронили в т. н. Серапейоне. Избрание нового свящ. быка отмечалось народным праздником, равно как и смерть А. вызывала всенародный траур. Греки отождествляли А., как сына Зевса и Ио (в обличье коровы), с мифич. егип. царем Эпафом.
        
        рис. Апис. Бронза (Лондон, Британский музей).

Источник: Словарь античности. 1989

АПИС
в егип. миф. бог плодородия в облике быка. Почит. А. возникло в глуб. древности, центром его культа был Мемфис. А. считали «ба» (душой) бога Мемфиса Птаха, а также бога солнца Ра. Воплощением А. явл. черный бык с особыми белыми отметинами. Верили, что ритуал. бог А. оплодотворяет поля; он был связан с культом мертвых (способств. увелич. жертв, приносивш. умершим) и близок Осирису (считался быком Осириса). При Птолемеях произошло полное слияние А. и Осириса в едином божест-ве Сераписе, почитавш. и в егип., и в греко-рим. среде. Иногда А. отожд. с Атумом (в имени Апис-Атум). Живого быка-А. содерж. в особом помещении. В эпоху ХХVI (Саисской) династии (7 — 6 в. до н.э.) для содерж. быков-А. в Мемфисе, недалеко от храма Птаха, был построен спец. Апейон. Корова, родившая А., тоже почит. и содерж. в особом здании. Смерть быка-А. счит. большим несчастьем. Умершего быка-А. бальзамир. и хоронили по особому ритуалу в спец. склепе около Мемфиса. На бронз. статуэтках А., дошедших до нас в большом кол-ве, между рогов часто помещен солнеч. диск.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АПИС
   • Apis,
         ????, священный бык, бывший предметом религиозного почитания для египтян. В Мемфисе жилищем ему служил храм с двумя приделами и обширным двором. Многочисленные жрецы ходили за А., окружая его царской роскошью; он ел и пил из золотых сосудов. А. служил и оракулом: старались угадать будущее, наблюдая, в который придел он войдет, съест ли предложенную пищу или нет и т. п. Иногда ему приносили в жертву быков красной масти. Ежегодно в честь его в продолжение приблизительно месяца во всем Египте совершался праздник, оканчивавшийся в день рождения А.; в этот день его выводили во всем его священном убранстве. Когда А. доживал до 25 лет, его топили в известном только жрецам колодце, затем бальзамировали и хоронили в золотом гробе. Если он умирал раньше 25 лет, то по всей стране соблюдался траур, пока не находился новый А. Когда таковой был найден, его привозили в Нилополь (в Верхнем Египте) и там 40 дней держали в храме, затем на корабле в золотой каюте отправляли в Мемфис. Верили, что А. зарождается от луча небесного света. Приметами А. были: совершенно черный цвет шерсти, былое треугольное или четырехугольное пятно на лбу, белое, в форме полумесяца пятно на правом боку, подобный жуку черный мясистый нарост под языком и хвост с двоякими волосами. Обожание А. основано на почитании животных у египтян; А. считался оболочкой души Осириса Hdt. 3, 27 сл. Diod. Sic. 1, 21, 85. Strab. 17 p. 562. Plin. 8, 46.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884