Апофеоз

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПОФЕОЗ
греч. apoteosis - обожествление) - причисление др.-греч. гос. деятелей, а в дальнейшем рим. императоров к сонму богов.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Апофеоз
с греч. "обожествление") - обычай культового почитания правителей и людей, отличившихся перед государством или городом. В первые века новой эры эта традиция стала распространятся и на простых умерших людей.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

АПОФЕОЗ
заключительная торжественная массовая сцена спектакля или праздничной концерт-ной программы, циркового представления. Обычно апофеоз носит монументальный характер и исполнен особого подъема, величия. Он строится на выразительных композиционных группировках и позах персонажей, насыщенном колорите и т.д.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Апофеоз
(греч. обожествление), в древности на Ближнем Востоке и в Египте существовала традиция причислять царей к сонму богов или их сыновей. Под влиянием ближневост. традиции и у греков вошло в обычай культовое почитание людей за особые заслуги перед государством или городом. В мифологии это выразилось в культе героев, наподобие «Vita Неraclea» («Жизни Геракла»). В императорскую и византийскую эпохи обычай обожествления перешел в культ правителей.

Источник: Словарь античности. 1989

АПОФЕОЗ
   • ?????????,
         обоготворение людей. Верование, что герои удостаиваются обращения в богов, уже в давние времена существовало у греков. У Гомера единственный пример представляет Левкофея (Ноm. Od. 5, 334). Первоначально предполагалось, что и тело героя, становящегося богом, переносится в царство богов; такие верования существовали, напр., относительно Геракла, Ахилла и др. (ср. сказания римлян об исчезновении Ромула и Энея); позднее явилось представление, что тело героя, причисляемого к сонму бессмертных, состоящее из частиц смертных и бессмертных, перед обожествлением очищается от первых действием огня. Особенный род А. в поздейший период греческой истории состоял в том, что историческим деятелям после их смерти изречением оракула или постановлением коллегии жрецов усвоилось право пользоваться божескими почестями; так, напр., обожествлены были Ликург Спартанский, Гармодий и Аристогитон, воины, павшие при Марафоне и Платее; а в позднейшие времена извращения религиозного сознания такие почести определялись для некоторых лиц еще при жизни последних; первый удостоился такого А. Лисандр, а столетием позже Димитрий Полиоркет. Новый период в истории греческого обоготворения властителей и военных героев начинается с Александра и Птолемеев. Это греческое обожание власти после падения республиканской свободы перенесено было в Рим. Юлий Цезарь, которому еще при жизни были оказываемы божеские почести, после смерти причислен был к сонму богов (Suet. Caes. 88); с этого началось постоянное религиозное чествование императоров. Обряд обоготворения императоров, а иногда и императриц, так называемые conseratio, совершался на основании решения сената и по предложению нового императора, наследовавшего обоготворяемому. После погребения во дворце выставлялось в течение 7 дней на носилках из слоновой кости восковое изображение умершего, затем всадники и сенаторы несли его на форум, а оттуда на Марсово поле. Здесь это изображение, великолепно изукрашенное, ставилось на костер, усыпанный благовониями; новый император зажигал костер; с высоты костра взлетал ореол: по народному верованию, он уносил душу императора к богам. С этих пор умершему воздавали божеские почести, его называли Divus, строили ему храмы и назначали жрецов. Herodian. 4, 2.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884



Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
325.73 кб

«Алиби» Владимира Соколова: апофеоз последней поэмы

Татищева Наталия Игоревна
Статья посвящена анализу последней поэмы Владимира Соколова «Алиби». Целью работы явилось доказать ее итоговый, кульминационный характер.
Читать PDF
71.73 кб

Апофеоз Вашингтона, или культ личности по-американски

Шукунда Сергей Захарьевич, Энгель Елена Игоревна
Статья посвящена мифологизации первого президента США Джорджа Вашингтона и изображению его в качестве богоподобной фигуры в произведениях искусства XIX в.
Читать PDF
167.60 кб

2017.04.029. СТАРК Д. АПОФЕОЗ МОНТАЖА: ВИДЕОМОЗАИЧНЫЙ ВЗГЛЯД ЧЕЛОВЕКА С ФАСЕТОЧНЫМИ ГЛАЗАМИ КАК ЭКОЛ

Демидов К.Б.
Читать PDF
125.61 кб

«Апофеоз творчества»

Славина Елена Владимировна
Читать PDF
379.87 кб

Этическая проблематика в работе Л. И. Шестова «Апофеоз беспочвенности»

Слобожанин Алексей Вячеславович, Валеева Галина Викторовна
Статья посвящена реконструкции этического содержания работы русского экзистенциального философа Л. И. Шестова.
Читать PDF
250.57 кб

Апофеоз воли: человек в интеллектуальной культуре современности

Сулимов В.А.
Статья посвящена исследованию переменных аспектов реализации свободы воли. Свобода воли рассматривается как один из факторов социокультурной динамики.
Читать PDF
171.49 кб

Герои современной жизни на «Оммажных» портретах Анри Фантен-Латура: от апофеоза к манифесту

Чернышева Мария Александровна
Читать PDF
117.95 кб

Восковые фигуры императоров в церемонии апофеоза

Куликова Е. В.
The article considers a number of debatable questions on the custom of wax images use the effigies in a funeral ceremony of the Roman emperors.
Читать PDF
102.94 кб

От апофеоза власти к идее универсализма

Собольникова Елена Николаевна
Рецензия на книгу: «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом, постэллинистическом и римском мире. Отв. ред. С. Ю. Сапрыкин, И. А. Ладынин. Москва; Санкт-Петербург: Изд-во РХГА, 2016.
Читать PDF
246.82 кб

От «Апофеоза беспочвенности» – к апофеозу насилия

Четина Елена Михайловна
В статье рассмотрены процессы развития современной отечественной драматургии и европейского театра. Исследование сценических текстов позволяет выявить ряд деструктивных факторов, проследить истоки легитимации насилия в искусстве.
Читать PDF
145.50 кб

Философия искусства Вячеслава Иванова: диалектика падения и апофеоза

Ватман Семен Викторович
Статья посвящена исследованию эстетической концепции выдающегося русского философа, ученого и поэта-символиста. По мнению автора статьи, наиболее полно, и, в то же время, лаконично, эта концепция выражена Вяч.
Читать PDF
139.90 кб

Поэтические апофеозы Гёте: актуальная проблема русской литературы

Макуренкова Светлана Александровна
Статья посвящена анализу фаустианской темы в контексте русской литературы. Дается краткий обзор истории переводов «Фауста» Гёте на русский язык, и в этой связи рассматриваются два перевода, выполненные Б.