Апокрифы о Аврааме – переводные сказания об Аврааме, канонический рассказ о котором содержится в гл. 12 и 15 книги Бытия.
В апокрифе «Откровение Авраама» рассказывается, как Авраам, усомнившись в вере своего отца язычника Фарры, уничтожает идолов, изготовлением которых тот занимался. Авраам уверовал в единого бога, и бог даровал ему видение: ангел возносит Авраама на небо, где тот видит престол бога, ангелов, управляющих звездами и стихиями, рай, Адама и Еву и т. д.
Старший из дошедших до нас древнерусских списков «Откровения» находится в Сильвестровском сборнике XIV в. (ЦГАДА, фонд библ. Моск. Синод. типогр., № 53), где он озаглавлен: «Книгы откровления Аврааме, сына Ферина, сына Наоре, сына Серухова, сына Арфаксадова, сына Симова, сына Ноева... сына Аредова» (так же в ГИМ, собр. Уварова, № 1304/85; нач.: «В день настерзающю ми <богы> отца Ферана...». Полный текст апокрифа читается также в списке Хронографа Тихонравовского (ГБЛ, собр. Тихонравова, № 704, XVI в.). Апокриф входит в состав Палеи, но И. Я. Порфирьев отметил, что название апокрифа «Книгы откров(л)ения...» свидетельствует о том, что он существовал ранее как отдельное произведение (Порфирьев. Апокрифические сказания, с. 247–256), и поэтому рассказ об Аврааме в Палеях излагается одновременно от 1-го и 3-го лица.
«Откровения Авраама» вошли в состав Палейного текста в следующем виде. В Палее Толковой (см.: Толковая палея по списку, сделанному в Коломне в 1406 г. М., 1892, стб. 247, 14–251, 5) читается фрагмент («Си же помыслив Аврам, приде ко отцю глаголя и крестишася во имя его»), на который оказало влияние «Откровение» (см.: Истрин. Замечания о составе, с. 15–26). Полный текст «Откровения» находится в Особом виде Толковой палеи (списки ГБЛ, Волок. собр., № 549, ГПБ, Солов. собр., № 711/653, собр. Вяземского, Q.190). Однако здесь он разрезан двумя вставками. Одна из них является названным выше фрагментом из Толковой палеи, причем текст «Откровения» вошел в состав этого фрагмента в переработанном виде. Вторая вставка читается после слов: «обращающимся ко мне обращением» (нач.: «Да разумееши ли ты, окаянный жидовине обращающихся к нему от лести идольския»). В списках Палеи Полной Хронографической (ГИМ, Синод. собр., № 210. л. 70–72) помещен текст из начальной части «Откровения», а следом идет текст из Толковой палеи, рассмотренный выше, но к нему добавлен еще один фрагмент из «Откровения»: («Глас крепок бысть с небеси... вся елико в дому обрете до земле лакот 40»). В списках же ГИМ (Синод. собр., № 211) и ГПБ (собр. Погодина, № 1435) читается полный текст «Откровения». При этом в нем присутствуют обе отмеченные вставки. Встречающийся в «речи философа» (в статье 988 г. Повести временных лет) и в хронографических сводах сюжетный мотив о том, как Авраам поджег мастерскую своего отца и как погиб, спасая идолов, брат Авраама, Аран, восходит, следовательно, не к самому «Откровению», а к иному апокрифическому преданию, которое объединилось с «Откровением» в составе Толковой палеи.
В. М. Истрин, исследовавший «Откровение» для выяснения вопроса о происхождении и составе Толковой палеи, полагая, что «соединение особого апокрифа об Аврааме, выдержек из «Откровения» и обличений «жидовина» должно быть приписано одному лицу» (Истрин. Замечания о составе, с. 23). Новейшее издание и исследование славянского текста «Откровения Авраама» принадлежит Б. Филоненко-Сайяр и М. Филоненко, где апокриф рассмотрен внутри всей библейской и апокрифической традиции и сделана попытка определить памятник в самых разных аспектах, начиная с характеристики языка дошедших списков, перечня изданий и переводов, и кончая проблемой литературного жанра «Откровения» и его «религиозных идей».
На русской почве известно еще одно апокрифическое сочинение об Аврааме – «Смерть Авраама», в котором рассказано, как архангел Михаил показал вознесенному на небо Аврааму мучения грешников (подобно тому, как в апокрифе Хождение Богородицы по мукам он показал их богоматери и повелел самому Аврааму судить их). В русском индексе отреченных книг об этом апокрифе говорится: «Исак сон виде – столп посреди двора, архангел Михаил возносил Авраама на небо и дал ему видети, что деют и судил им». В рукописях текст имеет название: «О явлении иже явльшуся отцу нашему Аврааму Михаилом архистратигом о завете его и о смерти», или: «Слово святаго Авраама праведного о смерти его...» (нач.: «Вънегда скончяшася дние Аврааму преставитися, и глаголя господь...»). Из русских списков А. И. Яцимирским указаны: список первой полов. XVI в. (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 730), изданный Н. С. Тихонравовым (Памятники, т. 1, с. 79–90), список того же собр., № 794, списки XVII в.: ГПБ, собр. Погодина, № 1938; ГБЛ, собр. Пискарева, № 130/565 и др.
Еще один апокрифический сюжет – «Сказание об Аврааме». Заглавие в рукописях: «Слово о праведнаго Авраама», «Слово об Аврааме праведном»; нач.: «Аврам родися в третие тысяща в триста и девятьдесят лет...», или: «Аврам родися в 3000 и 155 лето по Адаме». Известны следующие русские списки Сказания – БАН (13.2.25), ГПБ (0.1.788), ГБЛ (собр. Тр.-Серг. лавры, № 794). Все названные апокрифические сочинения о Аврааме были распространены в южнославянских литературах (см. указание на списки в кн.: Стара българска литература. София, 1981, т. 1. Апокрифи, с. 356–362).
Изд.: ПЛ, вып. 3, с. 24–26; Срезневский И. И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV вв.). СПб., 1863, с. 247–256; Тихонравов. Памятники, т. 1, с. 32–90; Порфирьев. Апокрифы ветхозаветные, с. 55–58, 111–130, 135–138, 225–227, 250–256; Откровение Авраама. СПб., 1896 (изд. ОЛДП, № 99; 2) Апокрифические сказания. – СОРЯС, т. 58, № 4. СПб., 1894, с. 1–14; Роlivka I. Die apokryphische Erz?hlung von Tode Abrahams. – AfslPh, 1896, Bd 18, S. 112–125; Франко. Апокрифы, т. 1, с. 86–89; Лавров П. А. Апокрифические тексты. – СОРЯС, т. 68, № 4, СПб., 1901; Яворский Ю. Два замечательных карпато-русских сборника XVIII в., принадлежащих Университету св. Владимира. – Киев. унив. изв., 1910, № 2, с. 67–68; L’Apocalypse d’Abraham / Introd., texte slave, trad. et notes par B. Philonenko-Sayar et M. Philonenko, Paris. 1981 (Semitica, t. 31).
Лит.: Лавровский Н. Обозрение ветхозаветных апокрифов. – Духовн. вестн., Харьков, 1864, т. 9, сентябрь – декабрь, с. 312–339. Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872, с. 247–257; Истрин В. М. Замечания о составе Толковой палеи. – ИОРЯС, 1897, т. 2, с. 189–200; Яцимирский. Библиографический обзор, с. 89–100.
М.В. Рождественская