Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерусской письменности распространялся А. «Ильино Обавление» (Объявление, Откровение). В одном из списков индекса (собр. ГПБ, Соф. собр., № 1264) при этом читаем помету: «еже Агапит виде». Имеется в виду апокриф Хождение Агапия в рай, где проводником старца Агапия по райскому саду был пророк Илья Фезвитянин (Тезвитянин). В другом апокрифическом сочинении – «Видении апостола Павла» – рассказывается, что в раю Павел видел Илью с его учеником и последователем Елисеем (в греческом «Видении» вместо Елисея назван Енох). Отзвуки предания о том, что за свою праведную жизнь пророки Илья и Енох были взяты живыми на небеса и первыми встречают праведников в день всеобщего воскресения у ворот рая, сохранились и в апокрифических сочинениях о сошествии в ад и воскресении мертвых (в «Слове о сошествии Иоанна Предтечи в ад» Епифания Кипрского, в Слове на Лазарево воскресение).
В южнославянской и древнерусской письменности широкое распространение получила «Похвала пророку Илье», в которой прославляется его вознесение на небеса на огненной колеснице. П. А. Лавров атрибутировал Похвалу Клименту Охридскому; сейчас Похвала входит в корпус сочинений Климента. Издателям известно 164 списка, среди которых большинство древнерусских.
Старший из древнерусских списков – это отрывок в составе так называемого Торжественника в рукописи ГПБ (F.п.1.46). Известно несколько списков в сборниках XIV–XV вв.: ГИМ (Чуд. собр., № 20), ГБЛ (собр. Тр.-Серг. лавры, № 39, 180, 745 и 754; Солов. собр., 637/804), ГПБ, (Соф. собр., № 1276 и № 1376) и др. В списках памятник имеет название: «Похвала предивного жития святого пророка Илии», «Слово на память славного пророка Илии огненаго восхождения» (нач.: «Ныня светозарное солнце небеснаго круга...»).
Похвала читается во многих Торжественниках начиная с XV в. (ГПБ, Солов. собр., № 1448/83. ГПБ, F.I.895 и F.I.900; ГБЛ, собр. Румянцева, № 435, собр. Уварова, № 1045/613 (1484 г., а не 1390, как сказано в Описании); ГПБ, собр. Погодина, № 949 и др.). Похвала обычно приурочена в списках к 20 июля.
С именем пророка Илии связаны и другие памятники, однако их исследования пока не произведено. Текст Жития пророка Илии, которое входит в состав ВМЧ под 20 июля («Житие святаго славнаго пророка Илии», нач.: «Прииде Илия пророк от Фезвия Галатьскиа к Ахаву...») представляет собой выписку из гл. 17–22 3-й Книги Царств и гл. 1–134-й. А. И. Яцимирским выделены также мелкие тексты о пророке Илье, а иногда о Илье и Елисее (проложные статьи, фрагмент из исторической палеи и др.).
Несомненно, что письменная рукописная традиция текстов о Илье-пророке отразила народные воззрения на него как на аналог бога-громовержца, и функциональное объединение Ильи-пророка с богом-отцом. Распространение преданий об Илье-пророке подтверждается материалом изобразительного искусства. Известны два иконографических типа Ильи в древнерусской живописи: «Илья в пустыне» (наиболее раннее изображение – алтарная фреска храма Спаса на Нередице, 1199 г.) и «огненное восхождение пророка Ильи» – в новгородских, псковских, московских иконах XV–XVII вв.
Изд.: Попов. Библиографические материалы, № 20, с. 54–61; Лавров П. А. Похвала Илье пророку: Новое слово Климента Словенского. – ИОРЯС, 1901, т. 6, кн. 3, с. 236–280; Климент Охридски. Събрани съчинения / Обр. Б. Ст. Ангелов, К. М. Куев, Хр. Кодов. София, 1970, т. 1, с. 673–706.
Лит.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 144–148; Яцимирский. Обзор апокрифов, с. 232–246; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974, с. 164–170; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: сер. XIII – нач. XV в. М., 1976 (Центры художественной культуры средневековой Руси), с. 261–262; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с. 40, примеч. 23.
М. В. Рождественская